Дети, которых потерял Крым

Новости

detiЗа год российской аннексии Крыма полуостров потерял и продолжает терять тысячи граждан, которые могли бы быть крымчанами, появись они на свет не в переселении. Несмотря на финансовые и бытовые трудности, отсутствие своего жилья и другие проблемы, в семьях вынужденных переселенцев из Крыма продолжают рождаться дети. Корреспондент «Центра» побывала в гостях у нескольких крымчан, которые после оккупации полуострова обосновались на материке.

«Было страшно уезжать, но страшнее было оставаться»

Новорожденному Саше всего две недели. Однако он уже успел пройти испытания российской аннексией Крыма. Вместе со своей мамой – переселенкой из Симферополя Ольгой Минчик – он застал жизнь в оккупации, а также помог родителям принять решение о дальнейшем будущем их семьи.

«Это было рискованно и осознанно. Страшно? Да, было. Но страшнее было там оставаться на самом деле, потому что у каждой будущей матери срабатывают какие-то инстинкты, и у меня было ощущение нестабильности и неуверенности в том, что будет все хорошо, если я останусь», – рассказывает переселенка из Симферополя Ольга.

olga

Ольга Минчик и Саша

По ее словам, именно из-за ребенка она решила переезжать из Крыма. На данный момент Ольга с мужем и сыном живут в Киеве. Здесь у них нет даже родственников. Жилье снимают, как и большинство других переселенцев. И проблемы свои тоже вынуждены решать сами.

По словам Ольги, принять решение начинать жизнь с нуля, ожидая появления ребенка, было страшнее, чем оказалось. Говорит: в столице не столкнулась с особыми проблемами ни при постановке на учет по беременности, ни при подготовке к родам.

«Я получила в полном объеме ту услугу, которую мы заказали, за небольшие деньги. Со мной возились. Врач во время родов спросил: ты откуда? Ты из Крыма? Я говорю: да. Ну, что там в Крыму? У меня схватки, процесс идет. Я говорю: давайте не будем о грустном. Давайте будем рождать», — вспоминает Ольга.

А вот другая крымчанка, переехавшая в Киев из Севастополя, – Ольга Андросова, которая три месяца назад родила дочь Арину, – не смогла получить справку переселенца. «Эту ситуацию я сама себе создала. Так как я являюсь частным предпринимателем, я после событий в Крыму, вынуждена была перерегистрировать предприятие на материковой части Украины. Мы на тот момент жили в Одессе и когда мне там ставили штамп о прописке, меня не предупредили, что это не временная, а постоянная прописка. Поэтому теперь я рассматриваюсь не как переселенка из Крыма, а как гражданка Украины с регистрацией в городе Одесса», – говорит она.

С этой проблемой в последнее время сталкиваются многие крымчане, которые, в том числе, и из-за несовершенства законодательства, не имели возможности сохранить крымскую регистрацию. И теперь на материке крымчанами не считаются.

Девочка Мира и Мальчик Автономной Республики Крым

Впрочем, по словам Ольги Андросовой, это не помешало ей родить ребенка в столице, не имея местной регистрации. Так в семье крымчан появилась дочь – киевлянка.

«Она уже зарегистрирована здесь, в Киеве. В будущем она может говорить, что она киевлянка. Но она всегда будет знать, где ее корни, бабушки, дедушки. Мы назвали дочь Ариной. Это в переводе с древнегреческого означает «мирная». Мы надеемся на мир», – рассказывает она.

androsova

Ольга Андросова и Арина

Сколько еще таких детей-крымчан потерял полуостров за время его российской оккупации, достоверно не известно. Официальной статистики нет. Севастополец Анатолий Засоба, возглавляющий общественную организацию «Крымская диаспора», которая оказывает помощь переселенцам из Крыма и зоны АТО, приводит некоторые данные.

«Порядка двух тысяч детей родилось у супружеских пар переселенцев из востока и Крыма. Сложно достаточно финансово. Потому что это дорогостоящее все-таки удовольствие. Но много родилось деток не только в Киеве, а и в Одессе, во Львове. Мы знаем реальные истории реальных переселенцев из Крыма», – говорит он.

Сам Анатолий Засоба три месяца назад тоже стал отцом. Его супруга Марина родила ему сына Марка. Известие о предстоящем пополнении в семье тоже заставило их более оперативно принять решение о переезде из оккупированного Севастополя.

И хотя сын Анатолия теперь – не крымчанин, активист надеется когда-нибудь показать ему родной Севастополь. Ведь даже в имени, данном сыну, многие видят созвучие с пока еще оккупированным Крымом.

«Мы шутим в своей среде, что Марк – это сокращенно Мальчик Автономной Республики Крым. Но это украинец, патриот Украины. Мы верим в это в будущем», – заявил Засоба..

Киевлянам Саше и Арине их родители тоже обещают когда-нибудь показать Крым. Надеются, что это произойдет в скором времени, но уже после оккупации полуострова.

«Я бы показала сыну Симферополь, поводила бы по улицам, где прошло мое детство. Показала бы парки, в которых гуляла, когда была маленькой», – говорит мама Саши, переселенка из Симферополя.

«Я бы, конечно, показала дочери море и горы. Мне здесь их очень не хватает», – отмечает Ольга Андросова.

Желание крымчанок рожать своих детей на материковой части Украины обусловлено не только патриотизмом – ведь это единственный способ уберечь ребенка от российского гражданства, которое в Крыму автоматически присваивают всем новорожденным. Но и экономическими причинами. По словам крымчанок, рожать на материке теперь дешевле, чем в Крыму.