«Центр» продолжает следить за окончанием «стройки года» — реконструкции улицы Горького в Симферополе, финал которой власти обещали к 31 октября. Сегодня мы решили проверить, как провели ремонт и реставрацию памятников архитектуры на центральной улице крымской столицы.
На улице Горького находятся девять памятников архитектуры, расположенных по адресам:
ул.Горького, 1, 2 – здания в частной собственности (бывшие доходные дома братьев Тарасовых и Панченко),
ул.Горького, 4 – управление Нацбанка Украины (прежде – общество взаимного кредита, проект Н.Краснова),
ул.Горького, 5 – кинотеатр им. Шевченко (бывший синематограф «Баян»),
ул.Горького,8 – магазин «Кипарис» (бывший доходный дом Топалова),
ул.Горького, 10 – бывшая библиотека им. Франко
ул.Горького, 11 – музыкальная школа №3
ул.Пушкина, 15 – театр им. Горького
ул.Горького, 18 – госпиталь, принадлежащий Минобороны Украины (бывшая женская казенная гимназия). У всех этих зданий – охранные договоры. Собственники таких зданий должны делать ремонт за свой счет.
Как сообщал нам еще в июле начальник главного управления архитектуры, строительства и регионального развития городского совета Юрий Иванченко, на фасадах этих зданий было решено провести лишь ремонтные работы. «Подчеркну: проводимые работы – это не реставрационные, это работы по замене окраски зданий и подготовке их под покраску. Ничего не меняем. Однако здания стареют, и где-то надо снять старую штукатурку, но это все – работы под покраску», – объяснял Иванченко.
И действительно, ни о каких серьезных работах на самых старых зданиях на улице Горького речи не идет. Большинство зданий преобразования даже не коснулись.
Как рассказали нам сотрудники магазина «Кипарис», примерно раз в год здание ремонтируется, но специально в процессе реконструкции улицы Горького работы не проводились. И это заметно: на разрисованных граффитчиками стенах висят старые афиши, местами осыпалась штукатурка.
Частные дома на Горького 1 и 2 также специально к открытию обновленной улицы не ремонтировались. Как сказали сотрудники одного из магазинов в доме №2, собственники посчитали, что «и так сойдет».
В музыкальной школе №3 на ул.Горького,11 ремонт фасада выполнили, но поверхностный. Как рассказал директор школы Александр Ковалев, за полгода сотрудники небезызвестной читателям «Центра» фирмы «Бренд-строй» (выигравшей также тендеры на реконструкцию Симферопольской первой гимназии почти на пять миллионов и строительство забора вокруг кладбища Абдал-2 на миллион гривен) работы до конца так и не выполнили.
«Покрасили фасад. Но еще не все доделали: какая-то мелочовка недоделанная, но есть. Боковую стенку не закончили еще. Начали, но не закончили. И неизвестно, закончат или нет. Вообще-то, это лучше, чем было — закрасили проблемные места. Хотя вон на соседнем здании отбитый кусок просто сверху закрасили и все, — говорит А.Ковалев. — У нас «Бренд-строй» работал. Они как начали еще весной и до сих пор не закончили. Их вроде переставали финансировать, рабочие уходили. Потом опять вернулись. Как финансируют, так и работают».
На бывшую казенную женскую гимназию, а ныне военный госпиталь на улице Горького, 18 деньги так и не нашли. Как мы уже писали, здание, в котором работал знаменитый хирург Пирогов, принадлежит Министерству обороны Украины, а в его бюджете на этот год средств на реставрацию или ремонт исторического здания заложено не было, а дополнительно министерство изыскать не смогло.
Как рассказывал мэр Симферополя Виктор Агеев, город пытался «проработать» вопрос о ремонте госпиталя за счет республиканских средств. «Скорее всего, признают его как памятник. Я точно не готов сказать. Может быть, из республиканского фонда удастся получить средства, чтобы привести в порядок хотя бы одно основное здание», — говорил В.Агеев «Центру» в конце сентября. Однако пока что дело, как видим, с мертвой точки не сдвинулось.
Такая же ситуация сложилась и с бывшим зданием библиотеки имени Франко. В апреле зампредседателя Совета министров – министр экономического развития и торговли автономии Екатерина Юрченко заявляла, что на это здание у Крыма большие планы: здесь намерены открыть Молодежный культурный центр. На капитальный ремонт здания необходимо около 20 миллионов гривен. Эти деньги Екатерина Юрченко найти обещала: «Средства будут выделяться из субвенции социально-экономического развития автономии, после того, как будет подготовлена проектная документация и определена общая сметная стоимость этого объекта».
Но яркое будущее этого памятника — только в планах и, судя по всему, к открытию отреконструированной улицы Горького здание существенно не преобразится.
Не увидят симферопольцы к финалу «стройки века» и отреставрированный фасад бывшего синематографа «Баян», ныне — кинотеатра имени Шевченко. Закончат объект не раньше нового года, говорят рабочие. В принципе, об этом в горсовете предупреждали. «Тот уровень, на котором мы работаем по улице Горького, не подходит для кинотеатра им. Шевченко. Оно останется единственным зданием, которое к сроку окончания всех работ еще не будет реконструировано», – рассказывал летом главный архитектор Симферополя Юрий Иванченко.
Однако реставрация этого памятника была запланирована совсем по другой линии – и ведомственной, и бюджетной. На реставрацию фасада «Баяна» в бюджете АРК АРК было запланировано 1,7 миллиона гривен по статье рескомитета по охране культурного наследия. В республиканском комитете по охране культурного наследия, куда «Центр» обратился с просьбой рассказать о ситуации с реставрацией памятников архитектуры на Горького, нам сообщили, что комментарии по этой теме может давать только председатель рескома Сергей Тур лично. Однако со вчерашнего дня он в командировке и пообщаться с прессой сможет только на следующей неделе.
Как удалось узнать из объявлений «Вестника госзакупок», подряд на реставрационные работы на фасадах здания-памятника архитектуры и градостроительства бывшего синематографа «Баян» Ф.П.Шнейдера получило ООО «Будпроект-Мистецтво». Стоимость работ – 1,698 млн.гривен. Фирма зарегистрирована в Киеве. Но только с декабря прошлого года, а до этого она имела симферопольскую прописку. Учредитель при этом не изменился. Это некто Владимир Романко.