Коридор в Крым

Новости

Подрывы опор линий электропередач, обесточившие Крым, полностью дезорганизовали работу оккупационной администрации и обнажили «крымский загар» короля великой державы.

«Но это же все картонное, оно не может долго продержаться!» — недоумевала я в один из первых дней оккупации.

«У нас вся страна картонная. Только никто не догадывается. Денег много», — отвечал известный российский правозащитник, пришедший вызволять нас из захваченного местными маргиналами и людьми в армейском камуфляже медиа-центра.

Сценарные картонки, тем временем, благодаря ступору власти слабой Украины и сильного Запада, творили новейшую историю: картонный главнокомандующий с липовым воинским званием Сергей Аксенов принимал у предателей присягу на верность фейковому «народу Крыма»; картонный референдум уводил в чужую гавань отжатый Крым; картонные прокуроры и судьи вершили судьбы неугодных, несогласных и просто тех, кого по инструкции Большой военной базы на ее территории быть не должно…

Да, все декорации «государственного образования Республика Крым» разукрашены яркими пропагандистскими картинками и, конечно же, закреплены на штыках. Но это не меняет материал, из которого они сделаны. Однако полтора года главные всепропальщики страны — наши власти — уверяли, что ничего сделать нельзя: мы слабые, нищие и зависимые.

Оказалось — можно. Но не с помощью международного сообщества, не дипломатическими и правовыми методами, о которых нам говорили лидеры страны, а партизанскими. Подрывы опор линий электропередач, обесточившие Крым, полностью дезорганизовали работу оккупационной администрации и обнажили «крымский загар» короля великой державы. Конечно, коллапс жизнеобеспечения коснулся не только армии оккупанта, но и каждого жителя Крыма, независимо от того, какую страну он считает Родиной.

Отношение у людей, естественно, разное. Но, наверное, пришло то время, когда каждый должен осознать, что он живет на оккупированной территории, аннексия которой никогда не будет признана, а значит ее будут возвращать. Разными способами. До этого ответственность за жизнеобеспечение этой территории несет страна-оккупант. И это только ее вина, что и полтора года спустя аннексии Россия оказалась не готова обойтись без поставок электроэнергии с украинского материка.

Теперь, думается, не нужно долго дискутировать на тему — а что было бы, если бы Украина отрубила Крым от света, воды и поставок еды накануне «референдума» или сразу после «вхождения » в состав РФ? Скорее всего, была бы прямая агрессия, то есть война, но это была бы уже совсем другая история, другое отношение наших западных друзей к «украинскому кризису», да и собственно, войны мы так и не избежали.

Итак, по итогу двух месяцев Гражданской блокады поставок в Крым оказалось, что, несмотря на все победные заявления из Симферополя и обещания грандиозных проектов из Москвы, сотни миллиардов рублей, выделенные на обретение независимости Крыма от Украины, все «три орешка» нашей Золушки все еще целы. Вода, продовольствие и электроэнергия по-прежнему остаются нерешенной проблемой оккупантов в Крыму и, значит, эффективным экономическим оружием в борьбе за возвращение Украины в Крым, если их применять комплексно. Это и есть наш бескровный коридор в Крым, пробивать который власть не только не торопится, но и отчаянно сопротивляется, когда ее туда толкает народ.

Что мы получили в 2014-м, когда методы негласной блокады применялись властью точечно, а желание заработать на неподконтрольной территории было безудержным? Несмотря на попытки подкупа руководства администрации и.о. президента и отдельных членов правительства (по словам экс-замглавы АП Андрея Сенченко, за решение проблемы предлагалось 20 млн долл.), днепровская вода той весной в Крым не пошла. Поупражнявшись в фантазиях по поводу опреснения морской воды и поставок бутылированной с российского материка, оккупационные власти пошли пилить сук, на котором сидят — бить скважины, истощая подземные воды, и перебрасывать русла рек, нарушая баланс почв. Но самообеспечения сельхозпродуктами это все равно не принесло. И тут на помощь пришли коррумпированные украинские политики и аффилированный с ними бизнес, которые продавили закон о создании СЭЗ «Крым». Потоки товаров с материка, а также их теневые поставки далее в Россию и производство на полуострове покрыли все местные дефициты и дали хороший заработок всем участникам цепочки. А в конце 2014-го, «под елочку», были подписаны контракты между российской и украинской госкомпаниями «Интер РАО» и «Укринтерэнерго» на закупку российской электроэнергии для Украины, и между дочкой РАО — Центром осуществления расчетов и «Укринтерэнерго» — на поставки ее в Крым. Второй контракт содержит жесткие условия и график подачи электроэнергии, цену на 15% дешевле, нежели действовавшая на энергорынке Украины, штрафные санкции в 20%, и особо возмутительное — оккупированная АР Крым там обозначается как «Крымский федеральный округ». Публикация этих документов лидером Демальянса Василием Гацько вызвала в январе 2015-го громкий скандал и требование якобы неосведомленного премьера к правоохранителям расследовать законность контракта. О результатах расследования информации нет.

Как удалось узнать ZN.UA, материалы проверки законности заключения контракта из ГПУ были направлены в прокуратуру АРК, которая установила, что служебные лица ГП «Укринтерэнерго», вследствие служебной халатности, допустили подписание контракта на поставку электроэнергии в АР Крым с субъектом, созданным не в соответствии с законодательством Украины, чем был причинен существенный ущерб интересам государства. Речь идет о «Крымэнерго», экспроприированном у ДТЭК Рината Ахметова и ставшим крымским «госпредприятием», которое, как и «Укрэнерго», является техническим исполнителем контракта. Действия служебных лиц «Укринтерэнерго» были квалифицированы по части 2 статьи 367 «служебная халатность». Данные об этом были внесены в Единый реестр досудебных расследований еще 16 февраля, а материалы возвращены в ГПУ — для определения подследственности, там, судя по всему, до сих пор и расследуются.

Тема контракта неизбежно всплыла сейчас, даже если бы «неустановленные лица» не подорвали опоры линий электропередач, и Крым не погрузился во тьму — близится срок окончания его действия, а министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин анонсировал его пролонгацию. Этого оказалось достаточно, чтобы участники акции блокады, которая на тот момент зашла в тупик, озаботились этой проблемой. Вопрос, ответ на который знают только посвященные в переговоры президента с лидерами меджлиса крымскотатарского народа — инициаторами блокады: есть ли план у Петра Порошенко и в чем заключается его конечная цель?

На поверхности уже много раз звучавшая версия о попытке президента, непублично поддержавшего идею гражданской блокады, сыграть против Путина его же картой — гибридными методами войны, которыми Крым и отжимался. (В качестве живого щита, надо понимать, выступают крымские татары и поддержавшие инициативу блокады добровольцы-украинцы?) Однако есть основания полагать, что договоренности касались только товарной блокады, и то особого желания идти до конца у президента не наблюдается.

Заблокировав путь фурам с крамом (включая товары, маркированные лого «Рошен») участники блокады по факту остановили действие закона о СЭЗ. Де-юре он продолжает действовать, хотя президент Петр Порошенко (в пересказе Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева) обещал в скором времени подать как неотложный законопроект об отмене режима СЭЗ. Мы как-то сразу засомневались и написали «включаем счетчик». Он тикает и поныне — президентский проект не только не внесен в ВР, на какой стадии находится его разработка, порученная советнику Александру Данилюку, неизвестно.

Примечательно: после того, как опоры были повалены, а Крым обесточен, президент дал публичную отмашку премьеру узаконить прекращение грузовых поставок в Крым и из Крыма. Что и было молниеносно исполнено на заседании правительства, а сайт Кабмина нам сообщил, что решение принято по инициативе Арсения Яценюка. А как же иначе! Есть еще одна, весьма серьезная версия: блэкаут для Крыма есть осознанный шаг по обострению ситуации с целью спровоцировать Путина на акт агрессии, что однозначно возложит на него ответственность за срыв минских договоренностей. Это, в свою очередь, повлечет не только сохранение, но и усиление западных санкций против РФ, увеличит помощь Украине, а самого Порошенко освободит от необходимости нести ответственность за принятые им в минуту слабости обязательства и поможет сохранить устойчивость во власти. Но это слишком красивая для наших героев версия, для такой игры нужно иметь и чистые руки, и холодный лоб, и горячее сердце, и стальные, как вы понимаете, нервы, и согласие президента Обамы.

На самом деле все гораздо проще. Как видится, у участников акции по блокаде Крыма просто закончилось терпение, но накопилось недовольство безрезультатностью двухмесячной акции, и они решили понудить как свою родную, так и российскую власть к выполнению их требований. Главное из которых — освобождение крымских политзаключенных. Утром среды, 25 ноября одна из четырех поврежденных линий электропередач — «Каховка—Титан» была восстановлена и готова к подключению, о чем накануне и сообщало «Укрэнерго». Однако оно так не состоялось, а «Укрэнерго» известило, что продолжает закреплять восстановленные опоры.

«По их завершению подача напряжения на линию будет осуществлена ​​согласно установленному порядку после получения от ГП «Энергорынок» графика перетоков электроэнергии на следующие сутки», — сообщила госкомпания, избегая указания даты возобновления подачи электроэнергии в Крым

Что произошло? По информации ZN.UA, лидеры меджлиса крымскотатарского народа направили министру энергетики РФ Александру Новаку письмо со списком политзаключенных, освобождение которых было поставлено условием восстановления энергоснабжения Крыма. (Пока только по одной линии, самой маломощной, к слову, но питающей также заводы Фирташа в Армянске). В среду, по словам собеседника ZN.UA, должно было состояться заседание суда по делу замглавы Меджлиса Ахтема Чийгоза, где, при доброй воле российской власти, заинтересованной в возобновлении подачи электроэнергии, ему могли изменить меру пресечения и освободить из-под ареста. Однако этого не случилось. Поэтому прогнозировать, когда закончиться укрепление опор и монтаж гирлянд изоляторов, нельзя. Несмотря на проявления глубокой озабоченности со стороны наших европейских партнеров, которая участниками акции воспринимается как давление на руководство страны и меджлиса.

И все же заметим, что энергетический козырь по Крыму, в течении как минимум месяца — на руках у Порошенко. Чтобы понять, почему, стоит изучить таблички на сайте Минэнерго Российской Федерации с подробным изложением всех проблем энергосистемы Крыма, наявных объемов генерации и сроков строительства объектов широко разрекламированного энергомоста из Кубани в Крым, который позволит отключить полуостров от энергосистемы Украины и присоединить к российской.

Энергомост (как энергетический комплекс со множеством новых объектов генерации, модернизацией старых и строительством линий) планируется к вводу в эксплуатацию к концу 2017 года. В это же время на Ростовской АЭС должны ввести в эксплуатацию новый блок, на который и был расчет. Первый этап строительства — прокладка четырех линий кабеля по дну Керченского пролива для перетока электроэнергии из Краснодарского края — запланирован до конца декабря этого года. Отсюда и месяц люфта, как минимум, потому что сама по себе прокладка кабеля даст только около 300 МВт, и все они «сгорят» в Керчи и на переправе — высоковольтные линии на Джанкой и Симферополь строить еще не начали, они тоже запланированы на 2017-й. Пока что наблюдаются только работы по увеличению генерации на самом полуострове, включая переброску мобильных дизельных и газовых генераторов, которые, во-первых, не рассчитаны на постоянную эксплуатацию, во-вторых, производят очень дорогую электроэнергию.

Второй момент — у великой державы России не нашлось собственного кабелеукладчика и кабеля, поэтому после долгих поисков на этот подряд нашлись китайцы, готовые рискнуть нарушить санкции ЕС и США и законы Украины по заходу в закрытый порт Керчи (Камыш-Бурунский). Еще несколько месяцев назад ZN.UA пыталось достучаться до власти, напоминая в связи с началом строительства моста, что, несмотря на аннексию Крыма, действующим остается договор с РФ, определяющий пролив и Азовское море внутренними водами двух стран. В этом случае любые работы в этой акватории одной страны невозможны без согласования с другой. Никаких действий со стороны МИДа на строительство мостов в Керченском проливе не последовало. Но на публикации о заходе в Керчь кабелеукладчика отреагировала прокуратура АР Крым.

Как сообщил ZN.UA первый заместитель прокурора АРК Назар Холодницкий, по факту незаконного, в нарушение санкций, захода в Камыш-Бурунский порт кабелеукладчика JIAN JI 3001 под флагом Китая (компания-судовладелец и оператор — Shanghai Foundation Engineering Group Co, Ltd) открыто уголовное производство по части 2 статьи 332-1 Уголовного кодекса (Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию). На борту кабелеукладчика экипаж и технический персонал из 60 человек — граждан Китая. Санкция статьи, к слову, предусматривает лишение свободы до 5 лет и конфискацию судна. Досудебное расследование ведет главк Национальной полиции в АР Крым и г.Севастополе, который находится в Одессе.

В общем, будем считать, что лед тронулся. Партизанщина (или диверсия, как считают другие), его сдвинувшая, не должна нравиться никому — мы ведь все стремимся к правовому государству. И многие негодуют: партизанить надо на оккупированной территории, а не причинять вред экономике своей страны. Да, но враг ведь есть не только внешний, но и внутренний, с ним тоже борются разными способами.

Все полтора года аннексии Крыма благости комфортного сотрудничества оккупантов, бизнес-коллаборантов и коррумпированных политиков мешали всего два фактора: западные санкции и активность общественности, требовавшей санкций украинских. Первые понудили власти Украины закрыть для сообщения все порты и аэропорты (морская и воздушная блокада), вторые отслеживали каждое нарушение санкций и закона Украины об оккупированных территориях, требуя реакции украинских властей на каждое нарушение прав человека. Андрей Клименко, инициатор создания «черных списков» нарушителей и эксперт Фонда «Майдан иностранных дел», вспоминает: «Еще в июне 2014 года мы не просто сформулировали основные положения Стратегии возвращения Крыма, но и положили их на самые высокие столы в государстве (АП и СНБО и т.д.). Мы, в частности, предлагали создать при СНБО или АП структуру по подобию «министерства экономической войны», созданного Черчиллем в 1939-м против гитлеровской Германии. Цель войны — нанесение максимального ущерба врагу. Этого сделано не было». Может, самое время срочно создать такую структуру, раз уж наконец-то мы начали экономическую войну и ждем ответного удара, в силе которого не сомневается никто.