Плата за победу. Чем рискует Порошенко после блицкрига в ГПУ

Виталий Портников, журналист
В победе Порошенко, которому удалось провести ближайших соратников на пост премьера и генпрокурора, кроются зерна практически неизбежного поражения.

Назначение Юрия Луценко новым генеральным прокурором Украины превратилось в захватывающий политический сериал, растянувшийся на несколько недель и завершившийся эффектной кульминацией с однодневным голосованием за закон, который позволил президенту предложить искомую кандидатуру, появлением в парламенте специального выпуска Голоса Украины, а затем и самого президента и, наконец - голосованием за нового генерального прокурора. На первый взгляд, мы наблюдаем стремительное усиление главы государства, которому буквально за считанные дни удалось провести двух своих ближайших политических соратников на важнейшие посты в государстве - премьер-министра и нового руководителя Генеральной прокуратуры. Но в этой победе кроются зерна практически неизбежного поражения Петра Порошенко. Фамилиями Владимира Гройсмана и Юрия Луценко список политических соратников Петра Порошенко, как это ни удивительно прозвучит, исчерпывается. Все остальные люди, которые окружают главу государства - это скорее партнеры по бизнесу, а не по политике. Да и с этими двумя все не так просто. Владимир Гройсман - не столько политический соратник Порошенко, сколько бывший мэр города, в котором у президента был бизнес - именно бизнес, а не политический интерес. Когда оказалось, что у Порошенко есть своя собственная квота на замещение постов в исполнительной власти, выяснилось, что предложить ему практически некого. Так Гройсман стал вначале вице-премьером, затем - спикером парламента, теперь - премьером. При этом формирование нового правительства как раз доказало, что у самого Гройсмана соратники как раз имеются - и он прилагает титанические усилия, чтобы себя ими окружить. Луценко - тоже очень условный соратник Порошенко. Он - играющий политик с давним стажем и прежде всего “свой “ соратник. В своих действиях Юрий Витальевич - при всей кажущейся готовности учитывать мнение главы государства - будет думать не о политическом будущем Порошенко, а о собственных перспективах. Его путь и путь Порошенко могут разойтись в любой момент - как уже не раз расходились пути Луценко с политиками, верным соратником которых он мог казаться. А это означает, что в деятельности Луценко на посту генерального прокурора будут только ему одному понятные ограничители. Но и это не самое главное. Самое главное - в заданности действий двух политических выдвиженцев Порошенко. Гройсман не может превратиться в волшебника, который решит социальные проблемы украинцев. Он в любом случае должен будет следовать рекомендациям МВФ, повышать тарифы, проводить непопулярные реформы. И уже через какое-то время начнет преобладать мнение, что от смены правительства не произошло ничего хорошего - а популисты в парламенте и вне его будут только подогревать это мнение. При этом совершенно необязательно, что это мнение ударит в первую очередь по премьеру - нет, оно ударит по президенту просто потому, что именно его будут воспринимать как главный мотор смены Кабинета министров. Людям свойственно думать, что правительства меняют, чтобы им жилось лучше, а не для усиления контроля одной политической силы над другой. И с этой наивностью никто ничего не может сделать уже пятое тысячелетие, примерно с начала смены династий фараонов в Египте. Что касается Луценко, то не стоит ждать от него - как и от любого другого руководителя Генеральной прокуратуры - ее успешного реформирования. Успех балтийских реформ - а это единственные реформы, на которые стоит обращать внимание на постсоветском пространстве, потому что только они привели к вступлению в ЕС - состоял не в реформировании структур, оставшихся в наследство от Советского Союза, а в их полной, абсолютной перезагрузке. В Украине никто ни о чем подобном даже и не помышляет, более того, когда такие идеи полной перезагрузки выдвигаются, они встречаются в штыки. И самое главное - такая кадровая перезагрузка делает силовые структуры абсолютно неуправляемыми с точки зрения аппаратных задач. Когда аппарат все еще старый, а силовые структуры - новые, то это и есть катастрофа управления. Порошенко и Луценко - явно не те политики, которые допустят такую катастрофу. При этом в обществе будет существовать запрос на новую прокуратуру, но обвинять в ее отсутствии будут не генерального прокурора - чего его обвинять, он человек зависимый - а именно главу государства. При этом никаких серьезных публичных политиков, которыми можно было бы заменить премьер-министра и генерального прокурора, чтобы продемонстрировать готовность откликнуться на общественный запрос, у президента физически нет. А это означает, что буквально через несколько месяцев - максимум через год - глава государства окажется перед необходимостью кадрового маневра - и с пустыми руками. Это и есть плата за сегодняшнюю стремительную победу Порошенко. Источник: ЛИГА.net