Как поврежденные оккупантами украинские истребители снова взмыли в небо

Автор — Сергей Смоленцев, "Думская"

Несколько дней назад в 114 бригаде тактической авиации, которая дислоцируется в Ивано-Франковске, начался большой летно-методический сбор для молодых летчиков – выпускников Харьковского национального университета Воздушных Сил имени Кожедуба. 

Неделю небо над Прикарпатьем расчерчено инверсионными следами пролетающих МиГов, и хотя погода не всегда балует летчиков, полеты отличаются небывалой интенсивностью. С раннего утра на аэродроме бригады кипит напряженная работа: сотни людей и десятки машин обеспечивают постоянный конвейер взлетов и посадок. Молодые летчики – выпускники 2016 года — совершают по три-четыре вылета в день. Но так было не всегда.

Еще совсем недавно, до событий 2014 года, на вооружении бригады стояло чуть более десятка боевых самолетов, причем подняться в воздух на боевое задание могли всего два-три борта. Война на Донбассе застала нашу авиацию врасплох – не было реального опыта применения авиации, не было даже достаточного количества летчиков, которые могли бы занять места в кабинах истребителей. Вылеты обеспечивались по принципу «с миру – по нитке», зачастую в кабинах сидели летчики из разных бригад, что отнюдь не способствовало их взаимопониманию. Но постепенно ситуация начала исправляться. В строй возвращали все новые и новые самолеты, рос и профессионализм авиаторов.

Прикарпатские соколы одними из первых вступили в боевое соприкосновение с противником. Основной задачей стала поддержка с воздуха сухопутных подразделений. Задания выполнялись в основном на малых и предельно малых высотах. Применяли неуправляемые ракеты в блоках Б-8М и даже свободнопадающие бомбы. Не обошлось и без потерь. Ранним утром 17 августа 2014 года в Краснодонском районе Луганской области был сбит Миг-29 (бортовой 53) из состава 114 бригады, совершавший боевой вылет. Самолет упал и полностью сгорел, летчик успешно катапультировался и сам вышел в расположение украинских войск.

Применение авиации на востоке прекратилось в сентябре 2014, но дежурное звено не покидает аэродром в Днепре до сих пор. По итогам боевых действий многие летчики бригады получили правительственные награды, четверо награждены орденом Богдана Хмельницкого 3 степени, в том числе командир – полковник Юрий Погорелый.

С прекращением боевых вылетов начался ремонт и модернизация авиатехники, которая еще может послужить. Самолетный парк бригады в этом году пополнился пятью бортами МиГ-29. Их история весьма интересна, в том числе для одесского читателя. Эти мигари ранее служили в 161 истребительном авиаполку, базировавшемся на аэродроме Лиманское в Одесской области. После его расформирования, в 2004 году, их передали Севастопольской бригаде тактической авиации. До оккупации Крымского полуострова машины находились на аэродроме Бельбек. Все помнят, как в марте 2014 года этот аэродром был захвачен «невежливыми человечками», которым безуспешно пытался противостоять командир бригады полковник Юлий Мамчур.

Личный состав соединения вывели на материк, а техника — несколько десятков МиГ-29 — остались в руках захватчиков. В середине 2014 года часть самолетов бригады таки передали обратно Украине, но в таком состоянии, что технарей едва удар не хватил. Часть блоков и авиационных агрегатов россияне просто украли, а воздухозаборники двигателей забили камнями.

Но как говорят, глаза боятся, а руки делают. Специалисты Львовского авиационно-ремонтного завода совершили невозможное — восстановили и модернизировали пять вернувшихся из плена бортов. Все они получили новый серо-серый пиксельный камуфляж и поступили в распоряжение ивано-франковской бригады тактической авиации. Именно на этих восстановленных и пахнущих свежей краской истребителях молодые летчики совершенствуют свои навыки пилотирования.

Выпускники Харьковского университета этого года коренным образом отличаются от своих старших собратьев. Курсанты еще до получения лейтенантских звездочек выполняли полеты на учебно-боевых и боевых самолетах. В момент выпуска каждый из них имел около 200 часов налета, чего не было за все годы украинской независимости.

Основной задачей этого летно-методического сбора является подготовка молодого пополнения к получению квалификации «военный летчик 3 класса». Вместе с пилотами обучаются и офицеры боевого управления пунктов наведения авиации, подчиняющихся Воздушному командованию «Запад». Действия молодых истребителей контролируют летчики-инструкторы из других авиабригад, на вооружении которых стоят истребители Миг-29, в частности из 40-ой васильковской и 204-ой, дислоцирующейся на аэродроме Кульбакино в Николаеве.

На сегодняшний день молодежь успешно восстановила навыки по технике пилотирования и навигации в простых и сложных метеоусловиях, на средних и малых высотах. В дальнейшем пилоты отработают боевое применение по воздушным целям (полеты на перехват), а также сложный пилотаж и групповую слетанность в составе пары. Над одним из полигонов они проведут учебные пуски ракет, после которых летунов ждут зачетные полеты, по результатам которых будет присвоена классная квалификация.

Сбор продлится еще как минимум неделю. Воздушным силам сейчас, как никогда, нужна свежая кровь, молодые амбициозные кадры. Все может случиться, поэтому наше небо должно быть надежно защищено.

Автор — Сергей Смоленцев, "Думская"