Сельское хозяйство Крыма: приказано выжить

С перекрытием Северо-Крымского канала в апреле прошлого года сельское хозяйство Крыма оказалось на грани выживания. Канал, без преувеличения, был кровеносной артерией для Крыма. Он обеспечивал аграриев пресной водой до 90 процентов их потребностей.

водохранилище_3

С чем же остался Крым? Альтернативы Северо-Крымскому каналу пока нет. На недавнем «круглом столе» в Научно-исследовательском институте сельского хозяйства Крыма и ученые, и аграрии сошлись во мнении, которое и так было очевидным — для производства качественной сельскохозяйственной продукции и сохранения экологического баланса почв необходим регулярный качественный полив. Раньше орошение было промывным, что поддерживало почвы в нормальном состоянии. Но за прошедший год все изменилось — орошения не было, и, как считают эксперты,  — еще один сухой год, и почвы «выйдут из строя».

Начальник отдела сельского хозяйства администрации Красноперекопского района Петр Леонов отмечает, что сейчас говорить о развитии сельского хозяйства в Северном Крыму без полива невозможно. «Рис уже потерян, если еще 2-3 года не будет орошения — в Красноперекопске не будет ни растениеводства, ни овощеводства, ни животноводства», — говорит он.

Чиновник подчеркивает: начались массовые сокращения трудовых коллективов. У «флагмана» района СООО «Штурм Перекопа», в котором официально трудилось 495 рабочих, теперь осталось только 200. Другие фермерские хозяйства района оставляют сегодня всего треть от прежнего количества работников.

Менеджер одного из джанкойских агропредприятий вспоминает, как год назад, после перекрытия канала, у него возникла мысль хотя бы временно использовать для полива находящуюся рядом скважину. «Стоит она 8 лет закрытая, — говорит он. — Хозяйство — бывший владелец  передал ее на баланс коммунального предприятия в целости и сохранности. Она рабочая, есть разрешение. Но сейчас все там разворовано — трансформатор и трубопровод сняли, кабель порезали, башня вот-вот завалиться — дырка в поле».

Обратившись к владельцу скважины, аграрии получили предложение: вода по тарифу 11 рублей за кубометр. Прикинув, что при орошении 50 гектаров овощей за сезон сумма затрат только за полив составит до 30 тысяч рублей, в хозяйстве решили добиваться передачи скважины как неработающего объекта.

Началась бумажная волокита. Обойдя за 10 месяцев массу чиновничьих кабинетов, вопрос о передаче скважины так и не был решен. Хозяйство — единственное в районе, сохранившее не только коллектив, но и рабочую водопроводную сеть на площади 500 гектаров и несколько насосных станций, до настоящего времени не имеет четких планов по поводу того, что выращивать в этом году.

«Бюджет пополни. За паи заплати. За имущество заплати. Зарплату выдай.  ГСМ купи — как выживать? — негодует аграрий. — В то же время рядом фермеры-арендаторы самовольно пробурили скважины и выращивают овощи».

IMG_3175

 «Крымнаш»

На момент присоединения Крыма к России, агропромышленный комплекс занимал ключевое положение в экономике региона. В январе  прошлого года прирост сельскохозяйственного производства зафиксирован на уровне почти 40%. За три месяца 2014 года агрокомплекс увеличил общее производство сельхозпродукции на 10% по сравнению с 2013 годом. Агрохозяйства сработали с приростом производства на 13%, население – на 8%. Ожидали рекордный урожай зерновых.

Однако годами наработанная крымскими аграриями комплексная система в прошлом году подверглась жесткому давлению и в некоторых случаях была поломана. Из-за проблем, возникших у аграриев, в течение прошедшего года производство сельхозпродукции имело инерционный характер. Показатели работы отрасли в «плюс» вытянуло только растениеводство. Прирост в 1% на конец 2014 года был достигнут за счет рекордного урожая зерновых культур посадки 2013 – 2014 годов.

Статистические данные свидетельствуют о перераспределении удельного веса производимой продукции в отрасли к концу года. Акцент в производстве сельхозпродукции сместился с агропредприятий на население. У первых по итогам года идет спад производства на 3%, у вторых – прирост в 2%. Это не удивительно при возникших проблемах с поливом, техникой и отсутствием гарантированных рынков сбыта.

severo-krymskiy-kanalС  апреля прошлого года была прекращена подача днепровской воды в Северо-Крымский канал. И на все системные проблемы сельского хозяйства Крыма, после оккупации легли новые.  Самая главная – отсутствие воды для орошения.

По данным комитета по водному хозяйству Крыма, в текущем году из ранее поливных 400 тысяч гектар гарантированное орошение получат лишь 20 тысяч. Всего же планируется поливать около 120 тысяч гектар возделываемых земель, на которых собираются провести подготовку мелиоративных систем.

Из каких источников планируется полив – не ясно. Общие данные о наличии скважин на полуострове в настоящее время отсутствуют. Республиканское госпредприятие «Крымгеология» только анонсирует инвентаризацию узаконенных водоносных скважин, а также проверку незаконного бурения и водозабора.

Нехватка воды, национализация «по-крымски», изменение логистических путей и рынков сбыта — все это серьезно ударило по аграриям. В особенности, по производителям-растениеводам.

Расходы у аграриев велики: подкормка посевов, защита от болезней, вредителей и грызунов. Все эти мероприятия необходимо проводить своевременно – в случае гибели части посевов необходим пересев. Аграрии констатируют, приобретение семенного материала – очень хлопотное и дорогое занятие. О разведении собственного сортового материала и речи не идет. При нынешней ситуации, когда невозможно планировать посевы, а также при существующей системе регистрации сортового материала в РФ, они считают это занятие вообще нереальным.

Обеспечение качественным семенным материалом, а также саженцами плодовых деревьев и винограда, поставлено как цель перед крымскими учеными. В планах у нынешней власти вывести Крым на самообеспечение посадочным материалом плодовых культур и винограда, в котором полуостров также остро нуждается. Для этого учить крымских коллег прибывают различные научные делегации из высших учебных заведений РФ. Ожидается, что они помогут местным ученым наладить в Крыму производство до 1 млн. саженцев в год. Правда, при условии обновления материальной базы и привлечения инвестиций.

Эксперты указывают, что наука должна работать на агрария, а не существовать параллельно. Нужны три составляющие: вода, средства и рынки сбыта. Плюс упрощение государственного регулирования в отрасли.

 Аграрии загнаны в «угол» и по выбору культур к посадке. Пришлось отказаться от привычных кукурузы и сои. Теперь по указке «сверху» будут осваивать выращивание засухоустойчивых культур. Это существенно изменит сложившуюся структуру продукции, приведет к административной волоките и зарегулированности принятия решений. Кроме этого, отказ от более прибыльных культур в пользу менее прибыльных, снизит доходность ведения агробизнеса в Крыму.

Принуждение административным методом выращивать определенные культуры без гарантированных рынков сбыта не приведет к желаемому результату. Каждый вид продукции имеет свою затратную историю, которая может и не окупиться при таком способе: полурыночном–полугосударственном. Сельскохозяйственный цикл – очень сложная система с большим количеством природных рисков. Она всегда ориентируется на конечный результат – реализацию.

IMG_3187

В этой ситуации даже поставка крымской продукции в ближайший Южный федеральный округ под вопросом. Нынешний Крым – не конкурент соседу, стабильно работающему с приростом сельхозпроизводства. Общая площадь посевов в Краснодарском крае занимает около 3,7 миллионов гектаров, в том числе зерновых – 2,4 миллиона гектаров. Что сопоставимо с общей площадью Крымского полуострова. Средняя урожайность зерновых в крае составляет 45 центнеров с гектара, в то время как в Крыму, например, в 2013 году — в 3 раза меньше —  16 центнеров с гектара. Валовой сбор у соседей за 2013 год — более 12 миллионов тонн, а в Крыму – 0,8 миллиона тонн.

 «Правительство РК» признало , что рынок сбыта Крыма — это «в лучшем случае Урал». Но, какой  оптовик выберет крымскую продукцию, если краснодарская дешевле. «Власти» вынуждены «оказывать помощь» производителям в поисках рынков сбыта. При необходимости, в обмен на какую-нибудь продукцию для Крыма. По сути, это одна из разновидностей бартерных сделок с участием государственных чиновников, или возврат в 90-е годы прошлого столетия.

О высококачественной переработке замкнутого цикла произведенной в Крыму продукции вообще придется забыть. Из-за введенных санкций современное оборудование полного цикла переработки продукции здесь можно будет разместить только точечно, с использованием «серых» схем.

Планы по возрождению аграрного сектора озвучиваются беспрерывно. Однако, ко многим из них эксперты относятся с осторожностью. Идея промышленного разведения овец в Красноперекопском регионе в качестве замены рисоводства вызывает скепсис у аграриев. Во-первых, потерявшего работу специалиста-рисовода еще нужно переучить разводить овец. Во-вторых, такому количеству овец тоже нужно что-то кушать и что-то пить. По словам П. Леонова, если «внедрять животноводство — нужны корма. Летом нужно заготовить силос, сенаж. Зимой матке нужно дать молокогонный корм, чтобы выкормить ягненка».

Бесперспективной эта идея выглядит и на фоне статистики. В 2015 году общее поголовье овец и коз во всех сельхозпредприятиях  региона сократилось на 96%, с 2,1 тысячи голов до 0,1 тысячи голов. А вот поголовье свиней увеличилось на 10%.

В этом году аграрному  сектору обещают финансовую поддержку из федерального бюджета в размере 626,4 миллиона рублей. Обещают выделение дополнительного финансирования — около 650 миллионов рублей на посадку виноградников и садов, чтобы компенсировать затраты аграриев до 80%. Сумму собираются увеличить за счет переходящего с прошлого года остатка, который якобы не успели освоить.

Напомним, на  фоне обещанных в прошлом году вливаний в крымский агрокомплекс, «Крымстат» озвучивает инвестиции в сельское хозяйство в сумме всего 246,6 миллионов рублей, или чуть более 1% от суммы вложенных  в Крым в 2014 году.

Поэтому у аграриев Крыма есть на этот счет обоснованные сомнения.  Чтобы начать весеннюю посадку,  например, садов и виноградников, они ждут подтверждения компенсации затрат со стороны государства. Пока запланированные на эти цели средства не покрывают и трети расходов хозяйств.

В животноводстве наблюдается аналогичная картина. Увеличилась доля частных подворий, а агропредприятий наоборот уменьшилась.  За прошлый год, с января по декабрь, производство мяса в Крыму года уменьшилось в на 3,3 тысячи тонн, или почти на четверть.

В целом в Крыму аграриями в 2014 году в сравнении с 2013-м общий объем выращивания скота и птицы снизился на 4,2%, в том числе  крупного рогатого скота — на 32,7%, птицы — на 4,0%.

Животноводы говорят, что в этом году результат будет зависеть от обеспеченности кормами и спроса.

В настоящее время «власти» в ручном режиме ищут покупателей на продукцию крымских аграриев. Нынешнее положение последних таково: просчитать риски невозможно, реализация под вопросом — все решает чиновник-посредник. Как итог — коррупция и нездоровая конкуренция.

За девятимесячной неразберихой в использовании законодательства переходного периода последовал резкий скачок в законодательство России. И предприниматели, и чиновники оказались к этому все равно не готовы. Нестыковка российского и украинского законодательств в условиях обещанной лучшей жизни заставляет «крымскую власть» выдумывать новые формы имплементации.

В результате плодятся квазидокументы, сомнительные с точки зрения правовой легитимности. Они либо предлагаются к принятию исключительно для Крыма на федеральном уровне, либо в случае отказа «сверху», перерождаются в поручения по исполнительной вертикали. Как следствие, чиновники на местах просто завалены ворохом поручений и указаний к исполнению — такая зарегулированность грозит параличом местной власти.

Неповоротливость чиновничьего аппарата сводит на нет все стратегические планы по возрождению былой славы сельского хозяйства Крыма. Новая забюрократизированная система помощи аграриям абсолютно не успевает за реалиями. Чиновники на местах собирают предложения, анализируют их в «расплодившихся» крымских инстанциях, утверждают и передают в федеральный центр. Там опять анализируют,  утверждают, возвращают обратно и раздают указания. А у производителей за это время в разы повышается стоимость затрат. Утвержденная сумма компенсации уже не дает никакого стимула к выращиванию ранее привлекательной продукции.

И если прошлый год селяне кое-как выдержали из–за специфики цикличности сельхозпроизводства, то в этот год они вошли безрадостно. По мнению специалистов, сельское хозяйство без днепровской воды ожидает постепенный упадок . Из-за потери рисоводства и сокращения работников уже обострилась социальная проблема в Красноперекопском районе. В Кировском и Первомайском районах, при поливе водой из местных скважин, изменяется состав почв. Сельхозпроизводство у местных фермеров начинает «загибаться». К сожалению, и на доходы в курортный сезон жителям данных регионов уже рассчитывать не приходиться.

Screenshot_207Более-менее уверенно чувствуют себя овощеводы, которые выращивают свою продукцию с применением капельного орошения. Но, таких хозяйств в Крыму немного. Большинство же до сих пор четко не определились с ассортиментом овощей к посадке. По словам специалистов, нет ясности, будет ли вода в достаточном количестве. Невозможно просчитать — что выращивать, сколько выращивать и куда реализовывать выращенный урожай.

В то же время, до сих пор нет четкой картины обеспечения полуострова агропродукцией. «Власти» полуострова то разрешают допуск украинских продуктов в связи с дефицитом, то запрещают. При этом, данные по поставкам в Крым с материка разительно отличаются от данных «крымских государственных ведомств».

По информации Государственной фискальной службы Украины, с начала действия закона о СЭЗ «Крым» (с 27 сентября по декабрь 2014г.) на территорию аннексированного полуострова были ввезены товары общей стоимостью в 288,3 миллиона долларов. В том числе, всего за 3 месяца Украина поставила в Крым только молочную продукцию на сумму около 23 миллионов долларов.

«Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым» посчитал поставки в Крым из Украины за 9 месяцев (апрель – декабрь 2014г.) на сумму всего 3, 5 миллионов долларов, или  в 82 раза меньше. Молочные и мясные продукты, по данным «Крымстата», полуостров вообще «не импортировал».

 В эпилоге

В нынешнем разбалансированном и хаотичном состоянии аграриям Крыма  сложно объективно оценивать свои возможности. В прошлом году кто-то уже рассматривал вероятность переноса бизнеса в регионы материковой Украины. Однако  большинство поддались обещаниям и законодательным ухищрениям «властей». Предприняли попытки урегулировать местное производство.

Нерешенность большинства проблем, усугубившихся в этом году, вынуждает фермеров менять прописку производства на более устойчивую. Стимул — это возможность самостоятельной реализации своей продукции, а не бартер по указке «сверху».

Эксперты считают, что властям не стоит рассчитывать на исполнение намеченных ими грандиозных планов в ближайшей перспективе. В сложной ситуации дефицита воды, семян и посадочного материала, дороговизны горюче-смазочных материалов и нестабильных поставках запчастей гораздо эффективнее делать ставку на фермерские хозяйства. Они менее затратны и более мобильны. При условии создания общекрымского фермерского пула. Иначе, реализация произведенной ими продукции так и будет происходить разрозненно. Или же продолжится практика поиска контрагентов «в ручном режиме».

Другой путь — попытаться войти в сговор с украинскими владельцами агрохолдингов, имеющими свои отделения в Крыму. Перерегистрировавшись в российское законодательное поле, они продолжают работать. Эти хозяйства менее подвержены нынешним стрессам — уже имеют гарантированные, хотя и спорные с точки зрения законности, рынки сбыта. И на их базе есть реальная возможность сохранить сельскохозяйственное производство.