Как работают санкции: крымский банкопад

Юрий Смелянский, эксперт Фонда "Майдан иностранных дел"

С момента, когда человечество стало использовать что-то как мерило эквивалента обмена, возникла необходимость в специалистах по этому вопросу. Вначале появились менялы, потом банки. Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Совокупность различных видов банков и других кредитных учреждений, которые действуют в рамках общего денежно – кредитного механизма называются банковской системой.

Совокупность банков, их отделений, других кредитных учреждений, которые расположены на отдельно взятой административной территории являются элементом единой банковской системы страны. Сеть банковских учреждений Автономной республики Крым и г. Севастополя не являлось исключением из этих правил.

История вопроса

20 февраля 2014 года — именно эта дата определена началом оккупации Крыма российскими войсками. На законодательном уровне в Украине и путем фиксации этой даты российскими властями на медали «За освобождение Крыма». Банковский сектор —  очень чувствительный элемент финансового рынка страны. И то, что в Крыму происходят негативные процессы, банковские учреждения Крыма почувствовали гораздо раньше этой даты. В декабре 2013 года появились первые признаки нестабильности и тревоги. К концу декабря 2013 — в начале января 2014 года они проявились в возникновении проблем по получению наличных средств через сеть банкоматов в Крыму. Начала проявляться нервозность в работе банковских отделений.

Центральное отделение Приватбанка в Симферополе, февраль 2014 года

 В феврале 2014 года стабильность работы банковских отделений в Крыму была нарушена. К марту-апрелю 2014 года Крым фактически вышел из правового поля Украины. В связи с этим начался массовый исход из Крыма банковских учреждений Украины.

По состоянию на 1 января 2014 года в Крыму было представлено более 180 коммерческих банков Украины, что составляло более 1000 банковских отделений, 11 филиалов коммерческих банков. Из всего этого количества в Крыму работало только два коммерческих банка, учрежденных непосредственно в Крыму:

  • банк «Морской», с пропиской в г. Севастополе, учрежден в 1994 году;
  • Черноморский банк реконструкции и развития (ЧБРР), с пропиской в г. Симферополе, учрежден в 1992 году.

В Крыму оба эти банка не были широко представлены. Банк «Морской» имел 10 отделений, в том числе 7 на территории Крыма (5 – Севастополь; по 1 в Симферополе и Ялте). ЧБРР так же не более 10 отделений.

Уже в марте месяце 2014 года жителям Крыма, привыкшим к удобствам безналичной системы выплаты заработной платы, пенсии и других социальных выплат, заработная плата выплачивалась российскими рублями наличными в кассах предприятий и учреждений. КБ «ПриватБанк», наиболее широко представленных своей розничной сетью в Крыму, 339 отделений и филиалов, приостановил свою работу. Объявления на входе в банковские отделения гласили, что это временная и вынужденная мера. Порядка 1300 сотрудников крымских отделений и филиалов ПриватБанка были отправлены в отпуск.

Читайте также: Национализация Приватбанка: что будет с крымскими вкладами

Пресс-секретарь Приватбанка Олег Серга сделал заявление: «Мы отделения и персонал не сокращали  – люди в отпуске. На материке трудоустраиваем всех наших крымских сотрудников, которые решили переехать на постоянное место жительства из Крыма в Украину».

Уже по состоянию на 17 апреля 2014 года на оккупированной территории Крыма в штатном режиме работали только Ощадбанк, Дельта Банк, Проминвестбанк, Сбербанк России и Надра. Частично работали Укрэксимбанк, Финансы и Кредит, ВТБ и Укрсиббанк. Именно эта причина не позволила в марте – апреле 2014 года рухнуть и умереть всей финансовой системе Крымского полуострова. Именно то, что отдельные украинские коммерческие банки в апреле месяце 2014 года еще продолжали работать на оккупированной территории, не позволило полностью остановиться денежным потокам в Крыму.  

РНКБ занял бывшее центральное отделение Приватбанка в Симферополе

К концу апреля месяца 2014 года на оккупированной территории Крыма банковская система Украины прекратила свою деятельность. Это было связано с тем, что территория Автономной республики Крым и г. Севастополя фактически вышли из правового поля Украины. Работу продолжило только два коммерческих банка ЧБРР и банк «Морской».

Оккупанты понимали, что без работающего банковского сектора обеспечить похожую на нормальную жизнедеятельность оккупированного полуострова невозможно. В Крыму в свободном хождении, как эквивалент обмена на потребительском рынке, находились сразу две национальные валюты двух государств – гривна и российский рубль. Правовое поле Украины подобной ситуации не предусматривало. Для банковских учреждений подобная ситуация усложняла учет движения денежных средств. Так как отсутствовала базовая (национальная) валюта. По логике и действующему законодательству и Конституции Украины это гривна. А оккупанты и прислуживающие им коллаборационисты считали, что это российский рубль. Из-за отказа прекратить свою деятельность на оккупированной территории у крымских коммерческих банков (ЧБРР и банк «Морской») национальный банк Украины был вынужден отозвать лицензии. Это решение было принято 6 мая 2014 года. «Оккупация территории Автономной Республики Крым и города Севастополя нарушила работу банковской системы в регионе, что привело к возникновению угрозы интересам вкладчиков и других кредиторов банков» — говорилось в сообщении НБУ — «Правление НБУ было вынуждено 6 мая 2014 принять решение (временно до окончания оккупации) прекратить дальнейшую деятельность украинских банковских учреждений и их обособленных подразделений на указанной территории». Соответствующее решение закреплено постановлением НБУ №260 «Об отзыве и аннулировании банковских лицензий и генеральных лицензий на осуществление валютных операций отдельных банков и закрытия банками обособленных подразделений, расположенных на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя».

В ответ на действия НБУ, центральный банк России выдал свои лицензии на осуществление банковской деятельности банку «Морской» и ЧБРР. Подобное действие российского центробанка полностью нарушило имеющиеся двухсторонние соглашения между Украиной и РФ в области банковской деятельности, а так же сложившуюся международную практику. В это же время, на крымский банковский рынок начали входить российские банки в целях спасения ситуации. Первым на банковский рынок Крыма вошел российский национальный коммерческий банк (РНКБ).

РНКБ был создан и зарегистрирован в январе 1991 года. В конце 90-х годов банк попал под санацию и стал в результате дочерним банком Банка Москвы. Крупнейший пакет акций банка 46.3% числился за Московским республиканским винодельческим заводом, который был под контролем того же Банка Москвы. 2013 год РНКБ, который кстати никогда не занимался розничным банковским обслуживанием юридических лиц и населения, а только работой с долговыми ценными бумагами российских эмитентов, закончил с показателем убытков порядка 150 миллионов рублей. Он не имел ни одного, кроме центрального офиса в Москве, отделения или филиала. В рейтинге российских банков он имел следующие показатели: рейтинг по прибыли – 860 место; рейтинг по кредитам – 735 место. В конце марта 2014 года Банк Москвы продал РНКБ, целью продажи являлся выход этого банка на банковский рынок Крыма. Почему продали, это вопрос отдельного расследования. Но что можно сказать без него. Судя по рейтингам РНКБ для Банка Москвы это был «мусорный актив», то, что мировое сообщество не примет оккупацию Крыма к концу марта 2014 года было уже понятно (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/68/262 о территориальной целостности Украины была принята 27 марта 2014 года), «мусорный актив» не просто выбрасывается – за него платят деньги. Покупателями РНКБ, в интересах оккупационного правительства Крыма стали: Симферопольский горводоканал (в оккупационном варианте ГУП «Вода Крыма») и Симферопольский аэропорт (в августе 2016 года уже собственником Симферопольского аэропорта становится РНКБ).

В рамках процесса экспроприации украинской собственности на полуострове РНКБ развернул самую большую сеть розничных отделений, пытаясь своим присутствием заменить ушедший, из оккупированного Крыма, ПриватБанк. Несколько помещений РНКБ получил от украинской дочки российского Альфа-банка. Но основную, большую часть формируемой инфраструктуры получили за счет того, что было украдено у ПриватБанка.

После того, как все крымские предприятия водоснабжения и водоотведения были экспроприированы оккупантами и на базе них создано предприятие ГУП «Воды Крыма», ему перешел пакет акций РНКБ в размере 99,99997%. Остальные 0,00003% принадлежали миноритарным акционерам. Управление банком осуществлялось через ЗАО «РНКБ-Холдинг». В свою очередь ГУП «Вода Крыма» числится у оккупантов в собственности крымского коллаборационистского правительства. 2 февраля 2015 года в российских и оккупационных СМИ Крыма появилось сообщение о том, что РНКБ поменял собственника. По факту, оккупационное правительство Крыма продало 100% доли собственности в созданном ими ЗАО «РНКБ-холдинг». Покупателем стало ООО «Комплексные энергетические решения» (ООО «КЭР»). В структуре участников ООО «КЭР» наибольшая доля в 57,518% принадлежит ООО «Стройэнергорезерв», еще 25,1% — ООО «Прайд», а также по 8,691% – двум физическим лицам Игорю Лукашенко и Алексею Баранову (также владеют по 33,95% ООО «Стройэнергомонтаж»). Кроме того, по отношению к ООО «КЭР» возникает еще ряд фамилий физических лиц: Дарья Демченко, Владимир Казинцев, Игорь Лебедев, Валерий Тюменев и Татьяна Макаров. В тоже время, еще в 2013 году, ООО «КЭР» подписало меморандум о взаимодействии и сотрудничестве с ОАО «Банк Москвы». В январе 2016 года, по опубликованной в СМИ информации, РНКБ перешёл под единоличный контроль российского государства, так как 100 % акционером стало Росимущество.

По состоянию на 1 июля 2014 года в оккупированном Крыму уже работало 22 коммерческих банка из России.

О санкциях

Процесс введения экономических ограничений в отношении оккупированной территории Автономной республики Крым и г. Севастополя, а так же Российской Федерации, которая оккупировала эти территории, начался 6 марта 2014 года после того как Президент США подписал Распоряжение № 13660. Во исполнение этого распоряжения Управление по контролю над иностранными активами США (OFAC) начало формирование списков юридических и физических лиц по отношению, к которым вводились экономические ограничения (санкции). В течение марта месяца 2014 года Президентом США было подписано три таких Распоряжения, позже еще одно.

Читайте также: Как работают санкции: Черноморнефтегаз

По сути, подписанным Распоряжением № 13660 и следующими за ним еще тремя Президент США объявил о введении чрезвычайного положения, связанного с возникшими угрозами по действиям РФ против Украины. Эти действия выразились в оккупации территории Крымского полуострова. В позиции Президента США, действия России «несли угрозу миру, безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины». А также, как следствие, в незаконном присвоении активов Украины в Крыму.

По совокупности действий санки и ограничения вводились в отношении лиц:

  • ответственных или замешанных отдельными видами своей деятельности в отношении оккупации части территории Украины;
  • в отношении должностных лиц Правительства Российской Федерации;
  • в отношении лиц, работающих или связанных с ними через материальный сектор экономики РФ;
  • в отношении отдельных лиц и субъекты, действующих на оккупированной территории Украины (коллаборационисты).

Распоряжением 13662 Президент США уполномочил ввести санкции в отношении отдельных лиц, работающих в ряде секторов экономики Российской Федерации.

Читайте также: Как работают санкции: энергообеспечение оккупированного полоустрова

Распоряжением 13685 также был запрещен импорт или экспорт товаров, услуг или технологий, в/из оккупированной территории Крыма, а также новые инвестиции в Крым резидентами Соединенных Штатов Америки, где бы они не находились.

Введенные санки и ограничения стали процессом динамическим, так как списки юридических и физических лиц пополняются постоянно на протяжении всех, практически, трех лет войны и оккупации Крыма.

Состояние дел

В основном в Крым зашли те российские банки, которые имели очень низкие рейтинги, а значит и возможности. Отличался от них только банк Россия, который занимал 16 строчку российского рейтинга, но на момент входа, на крымский рынок, уже находился под международными санкциями. Системные российские банки решили не рисковать и не отметили своим присутствием Крым. Даже те, кто присутствовал в Крыму до оккупации в лице своих украинских дочерних банков (Альфа-банк, Сбербанк, ВТБ, БМБ).

Первые три месяца российские банки функционировали в большей степени номинально – преимущественно организовывали будущую деятельность, активно переобучали персонал – бывших работников украинских банков. В жизни многих менеджеров и операционистов ничего не изменилось, кроме униформы и руководства. А вот работа с населением часто ограничивалась лишь обменом валюты.

Юридические лица обслуживались настолько, насколько позволяли банковские лицензии. Учитывая, что в Крым пришли маленькие банки, не каждый из них мог похвастаться исчерпывающим списком услуг. Кроме того, крымские пользователи банковскими услугами с удивлением обнаружили, что технологический уровень российских банков значительно ниже, чем в банках Украины.

До 1 января 2015 года деятельность российских банков, впрочем, как и других финансовых институтов в Крыму, регулировалась федеральным законом РФ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период». Этот документ позволял осуществлять деятельность без лицензии. Хотя следует отметить, до сих пор банкиры, работающие в оккупированном Крыму, на многие юридические вопросы не находят ответов.

Негативное влияние на становление российских банков в Крыму оказывали два основных фактора:

  1. Не готовность и слабые стартовые возможности банков для освоения новой территории, которая находится в условиях оккупации.
  2. Санкции, которые ввело в действие мировое сообщество, не признав оккупацию и аннексию, в одностороннем порядке, территории Крымского полуострова.

Если по состоянию на 01 апреля 2015 года по данным Центробанка РФ на оккупированной территории Автономной республики Крым и г. Севастополе осуществляли свою деятельность 555 операционных, кредитно-кассовых и дополнительных офисов и операционных касс, которые представляют 28 российских банков. То по состоянию на 25 ноября 2016 года их осталось только 435, которые представляют 15 российских банков.

Количество банковских учреждений всех видов в Крыму на 25 ноября 2016 года

Придя в оккупированный Крым, мелкие российские коммерческие банки, не рассчитали своих возможностей. А затем, попав под санкции введенные мировым сообществом, потеряли часть своих ресурсов, что поставило под угрозу само существование этих банков. Так, за время оккупации Центробанк РФ был вынужден отозвать лицензии у ряда коммерческих банков, которые обозначили свое присутствие в Крыму:

1) МАСТ-банк (отделение в г. Ялта) июнь 2015;

2) «Банк для бизнеса» (БДБ), отделения в Севастополе и Симферополе;

3) банк «Донинвес», октябрь 2014;

4) банк «Волга Кредит», декабрь 2014;

5) «Аделаитбанк», июль 2015;

6) начались проблемы в Генбанке в 2016 году.

Экономический кризис в России начался за несколько лет до начала войны РФ против Украины и оккупации Крыма. Коммерческие банки, которые в разное время развернули свою деятельность на оккупированной территории, за исключением банка Россия, это мелкие банки, которые «пасли задних» в рейтингах банковской системы РФ. Допустимо, в такой ситуации, сделать вывод о том, что решение о развертывании своего присутствия на банковском рынке оккупированного Крыма владельцами этих банков принимались:

  1. С целью улучшить положение своих банковских учреждений за счет новых клиентов – жителей оккупированного Крыма (депозиты, кредиты, обслуживание).
  2. В надежде на поддержку своей деятельности со стороны государства и Центробанка России.
  3. В результате определенного уровня понуждения со стороны российских властей и Центробанка России на вхождение этих банков в банковский сектор оккупированной территории Крыма.

Введение санкций и ограничений поставило эти банки в еще более худшую ситуацию. На все банки, работающие или работавшие на оккупированной территории Крыма, были наложены санкции. Даже если коммерческий банк на сегодняшний день не находится в санкционных списках OFAC возможности привлечь зарубежные кредиты или помощь от западных банков у него нет. Это проявление эффекта синергии от введения санкций.

Через механизм введения санкций и ограничений на оккупированной территории Крыма была создана «кислотная среда», которая оказывает влияние на экономическую деятельность субъектов по всей территории Российской Федерации. Именно по этой причине в Крыму так и не появились инвестиции, за исключением бюджетных вливаний. А региональная банковская система оккупированной территории Крыма не может обеспечить надлежащее качество обслуживания клиентов и региональной экономической системы.

Банкопад в Крыму продолжается. И будет продолжаться!

Спецпроект «Бизнес на два фронта и в обход санкций» осуществляется ОО «Информационный пресс-центр» и ИА «Центр журналистских расследований» при поддержке  Института по освещению войны и мира (IWPR, Institute for War & Peace Reporting).