Значительно сократилось количество турецких судов, заходивших в порты Крыма — расследование

Сухогруз DIDA в Ялтинском порту 13-16 марта 2015 Фото: BSNews

На протяжении периода оккупации Крыма значительно сократилось количество турецких судов, заходивших в крымские порты, закрытые украинскими властями для иностранных судов.

Как передает Центр журналистских расследований, об этом свидетельствуют результаты специального расследования по судам-нарушителям, имеющим отношение к Турции, проведенного мониторинговой группой фонда «Майдан Иностранных Дел» и портала BSNews.

«На протяжении периода оккупации Крыма количество турецких судов-нарушителей значительно сократилось. Крупные турецкие судоходные компании, заботящиеся о своем имидже, прекратили рейсы в Крым», — отмечает главный редактор BSNews Андрей Клименко.

В частности, установлено, что из 276 судов-нарушителей, заходивших в порты Крыма с даты аннексии 18 марта 2014 года по 1 декабря 2016 года, 68 судов, работающих под разными флагами, по признаку регистрации судовладельцев и/или операторов имеют отношение к Турции. Это составляет 24,6% общего числа.

47 судов из «турецкого списка» (69,1%) по состоянию на 1 декабря 2016 года прекратили заходы в Крым, то есть в 2016 году в порты Крыма заходило 21 судно, имеющее отношение к Турции.

Суда, имеющие отношение к Турции, преимущественно заходили и заходят в Крым не под турецкими флагами. В крымских портах за время аннексии флаг Турции демонстрировали только 9 из 68 судов-нарушителей: 7 — в 2014 году и 2 — в первом полугодии 2015 года.

Однако турецкие судовладельцы отправляли и продолжают отправлять свои суда в оккупированный Крым под другими флагами.

Мониторинговой группой «Майдана Иностранных Дел» и BSNews в 2016 году в портах оккупированного Крыма зафиксировано 21 судно из 68 включенных в «турецкий» черный список.

Вместе с тем, уже на второй год оккупации Крыма, после публикации первых «черных списков», около трети турецких судов перестали использоваться на крымских маршрутах — 23 из 68 судов-нарушителей заходили в крымские порты только в 2014 году, а далее прекратили заходы в Крым.

В то же время выявлена группа из 8 турецких судов — злостных нарушителей режима оккупированной территории в Крыму, их судовладельцы направляют свои суда в порты Крыма в течение всего периода оккупации с 2014 по 2016 годы.

Как отмечается в расследовании, компании, продолжающие работать с портами Крыма, в условиях санкций вынуждены предпринимать весьма рискованные меры по маскировке и конспирации: а) смена названий судов; б) перерегистрация под флагами стран, не присоединившихся к осуждению аннексии Крыма; в) переоформление собственности на суда, работающие на Крым, с турецких на офшорные компании; г) искажение данных о портах назначения в автоматизированной идентификационной системе (АИС); д) выключение передатчиков АИС на подходах к портам оккупированного Крыма.

При этом, смена названий, флагов и переоформление собственности характерно для турецких судовладельцев, переставших работать на крымском направлении. Это означает, что судовладельцы понимают риски и опасаются ответственности, указывается в расследовании.

Как сообщалось, в июле 2014 года Украина официально закрыла порты Крыма для международного судоходства. Кроме того, в Уголовный кодекс Украины внесена статья 332-1 о нарушении правил въезда на временно оккупированную территорию Украины. Согласно этому законодательному акту, члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.