Юрий СМЕЛЯНСКИЙ: «В Крыму идет «дерибан» и передел украденной у Украины собственности»

Юрий Смелянский, эксперт фонда "Майдан иностранных дел"

удить об истинном состоянии экономики аннексированного Крыма экспертам затруднительно — данные, которые озвучиваются де-факто властями республики, и публикуемые статистические отчеты грешат неполнотой и противоречивостью. Показатели в абсолютных цифрах и вовсе зачастую отсутствуют, преобладают проценты. Объем валового регионального продукта «Республики Крым» инвестиционном портале  приведен …за  2013 год, но уже пересчитан в рублях — 181 млрд. рублей. Этим годом кривая ВРП на сайте для инвесторов и заканчивается. Об инвестиционной непривлекательности подсанкционного Крыма,  скрытой приватизации объектов санаторно-курортной сферы и достоверной  статистике курортного сезона-2016 — в интервью  с экономическим экспертом Фонда «Майдан иностранных дел» Юрием СМЕЛЯНСКИМ (программа Вопрос национальной безопасности, эфир ТРК Черноморская). 

Валентина Самар: В эти выходные в Сочи прошел Международный инвестиционный форум «Сочи-2016». Так называемый «глава Крыма» Сергей Аксенов порадовал двумя новостями. Во-первых, было заявлено о более 230 крымских инвестпроектах, некоторые из них якобы уже нашли своих иноземных инвесторов, назвать которых Аксенов не захотел. И, поскольку они опасаются санкций, будут работать в другом формате: они покупают юридические лица на территории Российской Федерации, и только после этого заходят в Крым.  Так Аксенов «засветил» схему, по которой бизнесмены обходят западные санкции. Вторая новость, которую он озвучил, о том, что чеченские инвесторы от Рамзана Кадырова осваивают крымский полуостров. Это означает, что в Крым пойдут инвестиции?

Юрий Смелянский: Да ничего это не означает. Вы знаете, может это не совсем корректно, но вспоминается старое выражение, что обычно на заборах пишут известное слово из трех букв, а за забором дрова хранят. Это четко отражает всю ту риторику, которую коллаборационисты и оккупационные власти в Крыму ведут вокруг инвестиций. Инвестиций в Крыму нет, и в ближайшее время не будет. Как бы ни хорохорилась оккупационная власть —  санкций боятся. Санкции наносят серьезный ущерб экономике Российской Федерации, и Крыма, в том числе. Ни один серьезный инвестор в Крым не пойдет. Даже потенциальные российские инвесторы, те, кто могли бы вкладывать деньги, в Крым не заходят. Этот пример, наверное, много раз озвучивался – Сбербанк России, который был в Крыму до оккупации, и который после оккупации из Крыма вышел. Господин Греф неоднократно заявлял, что в Крым они не собираются идти. Они работают на международных финансовых площадках и вопрос о нехватке финансовых ресурсов в России, в первую очередь, валютных, им гораздо более важен, чем инвестиции в Крым.

Но невозможно не заметить, что в Крыму идет бурное строительство. В Крыму началась, по сути, скрытая приватизация санаторно-курортного комплекса —  закрываются противотуберкулезные здравницы, санатории передаются под инвестиционные проекты до 2040-х годов (тому же Олегу Цареву, к примеру). То есть, экономическая жизнь все же идет, деньги вливаются. Что это за деньги и почему они не боятся санкций, почему люди, которые вкладывают деньги, не боятся их потерять?

По поводу санаторной зоны и инфраструктуры в Крыму, давайте уберем слово «продажа». Это обыкновенный «дерибан», который осуществляется оккупационными властями – как местными коллаборационистами, так и российскими. Идет перераспределение украденной у Украины собственности. Крымские коллаборационисты занимаются воровством всего, что только можно. В свою пользу и пользу тех, от кого они не зависят или зависят. Говорить о том, что это какая-то системная инвестиционная политика в оккупированном Крыму, даже с большой натяжкой очень сложно. Кроме воровства там идет награждение тех, кто был причастен к чему-то. 

Поводом к тому, что мы обратились к теме противотуберкулезных санаториев, послужила информация о том, что в Керчи закрыли детское противотуберкулезное учреждение — санаторий-профилакторий «Керчь». Находится он в старом здании, территория —  гектар земли, на берегу Черного моря. Уже понятно, что скоро эту территорию кто-то приберет к рукам, снесет здания и, в конце концов, появится «инвестор». Год назад «министр» курортов и туризма Елена Юрченко называла 13 противотуберкулезных санаториев, сейчас на сайте так называемого Минздрава только семь носят название «противотуберкулезный», но и они уже таковыми не являются.

Наша версия состоит в том, что сейчас земли и здравницы под видом инвестпроектов неизвестных инвесторов отдаются лицам, выступающим в роли прокладки. Потом эти здравницы будут перепродаваться, а вместе с санаториями «инвесторам» передается и земля. Уголовные производства по таким фактам прокуратура АРК уже открыла. Но если санатории будут проданы — следующие покупатели уже будут добросовестными?

Нет. Они будут такими же «барыгами», которые перекупили краденое. За время, пока такие «барыги» появятся, господин Царев и те, кто выполнял распоряжения касательно украденного имущества, попытаются еще что-то заработать. Учитывая, что это оккупированная территория и то, что на сегодняшний день юрисдикция Украины не распространяется на эту территорию, любые сделки являются незаконными. Кто бы что не приобрел, потом должен будет вернуть это. Если найдется кто-то, кто решит рискнуть деньгами, — то это только их проблемы.

Что в целом происходит в санаторном комплексе? Что показал этот сезон?

Раз мы коснулись экономики, то скажу немного по цифрам. Сезон 2016 года хуже сезона прошлого года. В то же время, в сезоне этого года есть определенные особенности. Первая из них заключается в том, что Кремлю, путем принятия определенных решений, частично удалось перенаправить туристический поток россиян на Крым. В этом году в отдельных крымских регионах появились люди с деньгами, которые отдыхали. Тот полученный финансовый итог все равно в целом для отрасли будет негативным. Уже пару раз мы сталкивались с тем, что от оккупационных властей звучал тезис о том, что сравнивать туристические сезоны по показателям в периоды до оккупации и после некорректно, то есть бессмысленно. Это означает только то, что ни одной официальной цифре, которую сегодня озвучивают или публикуют у оккупантов, верить нельзя. Каждую цифру нужно проверять.

screenshot_70

Например, в разгар сезона звучало, что в среднем по Крыму  наполняемость всех объектов размещений — где-то порядка 70 процентов. С учетом незарегистрированных  мини-гостиниц,  в период до оккупации было порядка 800 единиц (объектов размещения туристов и курортников — ред.). А на сегодняшний день в Крыму работает порядка 450 единиц. В реальности получается, что загрузка 450 объектов размещения составляет по факту 39,5 % . Касательно количества отдыхающих. В этом году неоднократно заявлялось, что Крым посетит порядка 5 млн туристов. Сегодня я задумался, как это считается. Исходя из соцопросов, которые проводились в России, было заявлено, что 4 % россиян выразили свое желание отдохнуть в Крыму. Население РФ составляет 146,5  млн человек, 4 % — это и есть эти 5 млн. Раньше количество отдыхающих вычисляли путем измерения пассажиропотока. Сегодня туристами в Крыму считаются всех, кто туда приезжает. В этом и состоит вся методика расчета.

В августе оккупанты заявили о том, что порядка 3 млн 600 тыс. человек за период январь-августь 2016 года через Симферопольский аэропорт прилетели в Крым. Также были предоставлены данные о том, что в досезонный период было осуществлено в среднем 10 рейсов в день, в период сезона – 200 рейсов. В Симферопольском аэропорту – одна взлетно-посадочная полоса. Если за основу брать 200 авиарейсов вдень, то получается, что каждые 10 минут должен взлетать или садиться самолет. Теоретически этого можно достигнуть. Но полоса будет максимально изношена…

Она была изношена еще на момент оккупации. Руководство Крыма все время норовило модернизировать аэропорт, но только в части строительства нового терминала, хотя самая главная проблема была — взлетно-посадочная полоса. Стоял вопрос о том, что аэропорт Симферополь могут лишить международного статуса, т.к. она не соответствует требованиям.

Да, так в августе говорили, что если такими темпами в Крым будут прилетать туристы, то до конца года полуостров посетят порядка 4 млн человек. На сегодняшний день в Крым летают самолеты, которые поднимают на борт 150 пассажиров. Это означает, что каждые 15 минут в течение года самолет садится и взлетает. Количество туристов нужно просеивать через командировочных, новых чиновников, членов их семей, бизнесменов и военнослужащих. Подход, который сегодня используется – считать всех по головам. Крымчане, которые в результате оккупации были вынуждены покинуть свое место проживания, но иногда приезжают в Крым, тоже считаются иностранными туристами. Такими подходами пользуются оккупанты. Вероятнее всего, реальный объем туристического потока, который был в Крыму в период сезона, порядка 1,5-2 млн человек.

Рекламный слоган, который часто звучал на западном побережье Крыма, – «Если ты пришел на пляж, должен сразу съесть беляш. Если ты не съел беляш, то ты зря пришел на пляж». До оккупации беляши не были главным туристическим продуктом, который предлагался туристам.