Владимир Косткив: «Не мешать бизнесу — и продвижение крымского турпродукта обеспечено»

Курорты и туризм

Владимир Косткив —  известный специалист в сфере  продвижения турпродукта «Крым», организатор крымских туристических конгрессов и конференций, а также крымских стендов в странах СНГ,  многие годы возглавлявший республиканское предприятие «Крымское курортно-туристическое агентство». Однако с приходом в министерство курортов и туризма Александра Лиева Владимир Косткив был вынужден должность оставить. Он создал свое предприятие,   которое выступило организатором Единого крымского стенда на Московской туристической выставке – МITT-2011, который получил высокую награду выставки – Хрустальный кубок.

Владимир Владимирович, название у вашего ООО точно такое же, как и у республиканского предприятия.  Вскоре, надо понимать, название изменится?

Да, такое же название у республиканского предприятия – «Крымское курортно-туристическое агентство», которому я отдал 10 лет и которое я создавал с первым директором. Но в конце прошлого года пришла новая команда, и мои услуги в качестве руководителя оказались не востребованы, мне было предложено написать заявление по собственному желанию, не дожидаясь окончания контракта – два месяца оставалось – и передать все дела другому человеку.

Тем не менее, я хочу прежде всего  поздравить Вас с победой, которую Единый крымский стенд получил на выставке МITT-2011.  За что этот приз? И насколько он весом?

По весу он достаточно весом. Я думаю, килограммов 6-7 в нем есть. Но по значимости он весит гораздо больше. Выставку MITT проводит Лондонская компания, и эта выставка  входит в пятерку крупнейших событий в мире туризма. Мы практически все годы принимаем участие Единым крымским стендом на этой выставке. Естественно, стенд улучшался. Количество участников добавлялось, мы оттачивали застройку свою. И в этом году Единый крымский стенд – два острова по 40 квадратных метров – получился наиболее ярким, наиболее удачным, и в содержании, и  в цветовом оформлении. Из 1755 компаний всего мира, которые принимали участие в выставке, было выбрано 12 лучших. И в число этих  12 попали мы,  Крым, причем — единственные из Украины.

Почему об этом в Крыму  ничего не известно? Я, честно говоря, узнала об этом из комментариев к статье на «Центре журналистских расследований». Почему этой информации нет? Только потому, что этот Единый крымский стенд организовывался без правительства Крыма, без министерства курортов и туризма и без личного участия заместителя министра Александра Лиева, который курирует эту сферу? Вы можете объяснить, что в этой сфере  происходило этой весной: то Крым участвует в международных выставках, то не участвует. К  чему, в итоге, привело это непостоянство министерства курортов?

Непостоянство в их решениях вызвано, наверное, в первую очередь,  незнанием отрасли, специфики, я бы даже сказал,  определенного непрофессионализма в этом вопросе. Я уже говорил, что в ноябре 2010 года Александром Лиевым было заявлено мне, что выставки министерству больше не нужны. Было сказано, что приоритеты в продвижении Крыма меняются и от этого формата продвижения крымского турпродукта министерство отказывается, и агентство этим больше заниматься не будет. А через день мне предложили сдать дела. Чем вызван был отказ от выставок, я не знаю… Но поскольку проект уже был в процессе 50% готовности, то нельзя было его бросать. Есть финансовая ответственность перед участниками, перед оргкомитетом. Поэтому мне пришлось срочно создавать свое предприятие и переводить этот проект туда, потому как министерство, как мне было сказано, это делать не будет. А спустя буквально два месяца приоритеты, как я понял, опять поменялись. Минкурортов решило ехать. У нас была встреча с Александром Лиевым, он сказал, что министерство будет участвовать в этом едином стенде. И место было предоставлено —  под центральным баннером. Но в последний момент они почему-то ушли с этого стенда на региональный маленький стенд города Ялты. И, видимо, их отсутствие на нашем едином стенде, который был награжден, возможно, и создало информационный вакуум. Но этот Хрустальный кубок – это кубок всех турфирм и здравниц, которые были представлены на стенде. Моя заслуга – организационная.

Единый крымский стенд на турвыставке MITT

А сколько турфирм и туроператоров были представлены?

На выставке UITT у нас стенд больше – в Украине порядка четырех десятков здравниц и турфирм. А на Московской туристической выставке были представлены порядка трех десятков здравниц и туроператоров, которые представили весь Крым.

Что Крым теряет  на этом? Я имею в виду – на  непостоянстве в действиях власти и понимании  важности участия в международных выставках и других мероприятиях за пределами Крыма для того, чтобы продвигать Крым и информировать людей о тех возможностях, которые здесь появляются?

Я хочу сказать, что мир меняется. И все больше людей используют Интернет, как турфирмы, так и физические лица. Одни для того, чтобы продать, другие – для того, чтобы купить. Но выставки на сегодняшний день еще живы и  востребованы для того, чтобы посмотреть комплексно, сравнить. Это и серьезный имиджевый проект, потому что если серьезная фирма не приедет на тот же MITT, возникает вопрос: а все ли у них в порядке? Были же в последние годы  банкротства…. Это довольно дорогостоящее мероприятие. 10-12 квадратных метров выставочного стенда обходятся примерно в 7-8 тысяч долларов. Кроме того, нужна еще и полиграфия.

Но вы же бюджету ничего не стоили? А сейчас?

Эскиз крымского стенда на турвыставке UITT

Мы бюджету ничего не стоили. Но не знаю, как сейчас будет развиваться ситуация. Если бюджет Турции на продвижение курортов 120-140 миллионов долларов, а в Украине – 12 миллионов. Это выставки, пресса, телевидение, сувениры. Дело в том, что бизнес – саморегулирующейся организм, главное – не мешать, но можно попробовать и помочь. Я был удивлен осенним стендом Польши – порядка 300 квадратных метров. Когда я спросил у туроператоров, не накладно ли выезжать такими большими стендами, он и с удивлением мне ответили: «У нас же 50% автоматически компенсируется из бюджета за продвижение страны на международных выставках». То есть, они выехали за пределы Польши на какую-то выставку, и автоматически им это компенсировали. У нас министерство, наверное, тоже может лоббировать этот момент. Несколько простых экономических шагов – и бизнес сам поедет, сам прорекламирует Крым.

Да, но для этого нужно сферу знать и понимать. На этой неделе  в аэропорту Симферополя открылся информационный центр. Помнится,  лет 10 назад что-то  такое уже было. Это нужно сегодня? С другой стороны,  туристы, приезжающие в  наши городки и поселки курортные, просто не могут найти нужную улицу или туристический объект, у нас нет элементарного – указателей. В Интернете тоже нет  крупного серьезного ресурса для туристов и курортников. Кто этим должен заниматься: бизнес или  власть?

Я не хочу давать какие-то советы, каждый вправе сам наступить на свои грабли. Я могу поделиться своим опытом работы в республиканском предприятии. когда еще был министром  курортов и туризма Александр Тарянник. При нем,  по его поручению были открыты первые информационные центры, это было 10 лет назад. Но потихоньку их вытеснил тот же Интернет. Люди приезжают и 99% из них знают, куда они едут. У них есть путевка, есть бронь. А кто по финансовым причинам не смог приобрести путевку, приобретает мини-пансионат, частное жилье, которое выходит дешевле. Мы столкнулись с тем, что все большее количество людей знает, куда едет.

Значит есть потребность в информации, которая выкладывается  в Интернете. Насколько Крым курортный и туристический представлен в сети?

Я не знаю, насколько сильный ресурс у министерства, сейчас он развивается. Бизнес, турфирмы продвигают серьезно свои сайты, здравницы. Там есть разделы достопримечательностей, карты какие-то. Но хороший какой-то ресурс на уровне республиканском должен присутствовать. Но я вернусь к информационным центрам. Мы их открывали на въезде в Крым. В поселке Чонгар, на границе Херсона и Крыма, был построен целый модуль. Он стоит, но он не востребован.

Да, и когда в  комментариях на «Центре» пишут читатели о том, что на ж/д вокзале Симфмерополя тоже есть информационный центр, но он находится за ларьками и туалетами и о нем никто не знает, потому что путь к нему не маркирован, то возникает вопрос:  зачем деньги тратились, если это не функционально?

Бизнес – это механизм, который сам регулирует свою деятельность, он поедет на ту выставку, которая востребована и будет заниматься тем, что принесет деньги. К сожалению, чиновники имеют несколько другие приоритеты. Я имел дело с пятью министрами. И должен сказать, что в силу личностных характеристик, каких-то правил игры  среди чиновников, им зачастую нужен информационный повод, нужна «дырочка в лацкане» для очередного ордена и заявление: «А  до меня это никто не делал!». Чтобы не быть голословным, приведу пример. Выставка MITF —  выставка правительства Москвы, которая проводится в середине мая. Но в середине мая нам особо не за чем ехать – договора уже заключены, предоплаты получены. Разве что с кем-то из зашедших российских политиков сфотографироваться. Но я слышу, что Крымом берется 50 квадратных метров, 14 рабочих мест, треть из них не заполняется. Это инициатива чиновников, а не инициатива бизнеса.

Это инициатива чиновников, но это наши деньги, деньги налогоплательщиков. Если они неэффективно расходуются, то есть вопрос…

Я согласен. Прозвучало: а на MITF никогда 50 квадратных метров под крымский стенд не было. 30 было, 35 было, а вот 50 – не было. Поэтому сверлим дырочку и готовимся к очередному ордену. Есть информационный повод – нет КПД, нет отдачи.

Что нужно сделать для того, чтобы она была? Каким образом грамотно и эффективно придвигать Крым? Как помочь не только рекламировать, а давать людям полезную информацию, и  что для этого должны сделать правительство и бизнес?

Эскиз крымского стенда на турвыставке MITT

Хорошо бы, конечно, чтобы этим занимались люди, имеющие опыт в отрасли, а не пришедшие в чьей-то команде, совершенно не понимая сферы. Хотелось бы, чтобы был обобщен опыт прошедший. Потому что, насколько я знаю, даже сегодня, при созданной ассоциации туроператоров, они с удивлением  говорят о том, что с ними никто не согласовывает, на какие выставки ехать. Как говорят, план доводится по  факту. И опять —  очередная гигантомания. Если у нас на MITT всегда было 80 квадратных метров, наше стандартное место – первый павильон, его всегда в этом месте ищут, то сегодня поставлена задача взять 200 квадратных метров. Это нереально! Можно пытаться использовать административный ресурс, загнать туда участников, но нет людей, которые потом смогут этот стенд построить, достойно представить. То же самое касается осенних выставок Санкт-Петербурга, Украины. Это как в старые добрые времена – догнать и перегнать. Только раньше Америку, а сейчас Турцию. Мне в оргкомитете выставки рассказали, что один из сотрудников республиканского предприятия приехал на выставку UITT и заявил, что поставлена задача перегнать Турцию…

Может, по количеству туристов? В каком году?

Нет,  взять выставочную площадь больше. Уже после прошедшего UITT, весной,  человек по поручению министерства курортов Крыма приехал и сказал, что нужно перегнать Турцию, поставлена такая задача. На него посмотрели с уважением и сказали: «Ну ,надо же, вы готовы взять 600-700 квадратных метров?». Оказалось, что министерство Турции берет порядка 300 метров и еще столько же берут турецкие турфирмы. И в  совокупности стоимость 200-300 квадратных метров стендов – это 250-300 тысяч евро. Их стенд объединенный составляет весь годовой бюджет нашего министерства. Как можно делать подобные заявления?! Это удар по репутации своей, репутации Крыма. И зачем эта гигантомания нужна? У нас стенд за 10 лет выписан весь, сформирован. При формировании стенда учитываются наши финансовые возможности, расстановка, учитываются даже личностные отношения конкретных фирм. Кто-то с кем-то конкуренты. И они стоят на разных концах стенда. Это все давно уже апробировано. Жаль было бы потерять этот опыт.

Владимир Владимирович, Вы говорили о том, что министерство может не тратить огромные суммы на выставки, а может стимулировать продвижение отечественного и, в частности Крымского турпродукта экономическими рычагами. Какими именно?

Во-первых, законодательно, как в Польше, например, возмещать субъектам хозяйствования 50% затрат, понесенных на участие в зарубежной туристической выставке. Во-вторых, про лоббировать нулевую ставку НДС по участию в выставках за рубежом. В третьих, решить вопрос о беспроблемной и беспошлинной перевозке рекламно-полиграфической продукции о Крыме, когда фирмы везут эту продукцию на выставку, в частности, в Москву, и когда на каждом буклете написано «Не для продажи». Небольшая помощь бизнесу — и продвижение крымского турпродукта обеспечено, а бюджетные деньги можно использовать в другом месте, с большей пользой. Нужно просто эти решения пролоббировать на уровне ВР Украины, а это реально. И бизнес, наше предприятие, в частности, готов взять на себя организацию Единых стендов на нескольких выставках — MITT и UITT, например, что позволит сэкономить приличные суммы из бюджета.

Фото: «Центр» и Владимир Косткив