Фейкрайтеры и «грызуны»

Новости

Во вторник на Оболонской набережной в Киеве появилась палатка, оформленная яркими постерами с знакомыми всем видами курортного Крыма. Так крымские предприниматели, ставшие вынужденными переселенцами c оккупированного полуострова, решили стимулировать власть к принятию неотложных решений: определить их правовой статус, снять бюрократические препоны при перерегистрации людей и бизнеса, дать возможность нормально обустроиться, работать и зарабатывать. Пока акция мирная, предприимчивые южане приторговывают сувенирами, но обещают: если власть будет глуха и слепа — готовы организовать «крымский майдан».

Днем ранее Европейская бизнес ассоциация опубликовала открытое письмо президенту, главе ВР и премьеру Украины, в котором изложила 69 проблем, возникающих у предпринимателей в связи с аннексией Крыма, и потребовала «устранить препятствия».

И надо же — уже в четверг ВР Украины с пылу с жару внесла в повестку дня и проголосовала сразу два законопроекта по Крыму. Один сходу был принят за основу и в целом (о правовом статусе вынужденных переселенцев из Крыма и зоны АТО); второй — об особенностях экономической деятельности на временно оккупированной территории— по сокращенной процедуре принят за основу и в сокращенные сроки будет приниматься во втором чтении.

Однако ни крымчанам, ни жителям Донбасса, ни тем, кто имеет дело с оккупированными территориями, особо радоваться не стоит — их жизнь и благосостояние эти документы не улучшат. Более того, есть основания считать, что они весьма вредны для государства и его граждан. К сожалению, объективные причины (запланированный объем этого материала и отсутствие времени) не дают возможности для детального изложения анализа документов. Но, поверьте, это даже к лучшему — сохраним время наших читателей на что-то более полезное. Жесткость выводов объясняется просто: оба законопроекта исполнены халтурно и принимались — а ля 16 января — с грубейшими нарушениями закона о регламенте. Кроме того, и автора, и экспертов эти нормы касаются напрямую, то есть, их можно было «примерить» на себя, так что они точно знают, где эти «ботинки» жмут.

Выводы крымских экспертов следующие: закон о «вынужденных мигрантах» должен быть ветирован президентом как принятый в нарушение регламента и ввиду его неспособности устранить проблемы, которые был призван решить. Законопроект о СЭЗ в Крыму — отозван и разработан заново, без всяких фейков в виде свободной зоны и в соответствии с решением ВР Украины, которое обязывало Кабинет министров разработать проект закона о режиме экономической деятельности в оккупированном Крыму.

Начнем с вредного производства — процедуры принятия.

Проект закона «О правовом статусе лиц, которые вынуждены покинуть места жительства вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым и г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины» (авторы — народные депутаты В.Пацкан и С.Соболев) был зарегистрирован в ВР 19 июня. Не пройдя рассмотрения ни в одном комитете, не получив выводов Главного научно-экспертного управления, проект тут же был внесен в повестку дня. И принят за 52 секунды! Что, конечно, в традициях этого парламента, вот только зачем тогда был Майдан?!

Александра Дворецкая, руководитель Крымской правозащитной сети «Дія», с марта вынужденно проживает в Киеве и помогает решать проблемы таким же переселенцам. Закон об их статусе — не просто долгожданный, он выстрадан тысячами людей, которых с каждым днем становится все больше. Однако закон нерабочий.

— Сразу можно заметить, насколько поспешно, почти «на коленке» писалась и пояснительная записка к законопроекту, которая не соответствует сути закона, — говорит Александра. — В ней авторы отмечают, что принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджета. Но в статье 5 мы видим другое: расходы на мероприятия, предусмотренные законом, осуществляются из Госбюджета и местных бюджетов в порядке, определяемом Кабмином. В пояснительной записке также написано, что реализация законопроекта не потребует внесения изменений в другие законы, однако в Заключительных положениях сказано, что в месячный срок необходимо подготовить и внести на рассмотрение ВРУ предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим законом. Какие законы и в какой части?

Авторы также заверяют, что проект не содержит коррупционных рисков, но они присутствуют. Принятый закон содержит процедуру получения и лишения статуса «вынужденного мигранта» одним и тем же органом власти — Государственной миграционной службой Украины, которая, к тому же определяет получение социальной помощи и временного жилья. Поэтому значительный риск коррупционных правонарушений при манипуляциях с жильем есть. Но депутаты этого не заметили.

Закон предусматривает предоставление статуса «вынужденного мигранта», если присутствует целый ряд факторов — угроза жизни, здоровью, потеря жилья, угроза применения насилия, преследования по убеждениям и т.д., однако непонятно, кто и как будет оценивать, насколько реальной была угроза жизни человеку и как ему доказывать угрозу применения насилия?

Статья 6 закона говорит, что получение или возобновление утраченных документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность, а также реализация прав на занятость, пенсии, образование и т.д. осуществляется в порядке, определенном законом «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Однако этот закон касается только территории АР Крым и города Севастополя! Получается, что жители Донетчины или Луганщины не смогут восстановить документы или получить социальные услуги?

И это только беглый анализ текста. Этот закон не решает и 10% проблем, возникающих у людей, которые оказались на оккупированной территории или в зонах АТО. Не решает он и самые насущные вопросы, такие как разблокирование банковских счетов «вынужденных мигрантов», оставшихся без собственных средств.

И последнее — закон использует термин «вынужденные мигранты». Однако он не соответствует международным документам, в которых таких лиц принято называть internally displaced persons (IDPs) — внутренне перемещенные лица«.

Переходим к законопроекту авторства С.Терехина, К.Ляпиной, В.Немилостивого — »О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины«. Напомню, что 9 мая, при принятии в целом уже упоминавшегося закона »об оккупированных территориях« из него была изъята статья об особенностях осуществления экономической деятельности и дано поручение Кабмину подготовить соответствующий законопроект. Что было очень мудро: нужный закон вступил в силу без затягивания из-за самого сложного момента — ответа на вопрос, как строить экономические отношения государства с аннексированной территорией, на которой продолжают жить и хозяйствовать граждане Украины. Идея о том, чтобы объявить Крым своего рода свободной экономической зоной, в прессу из Кабмина просачивалась. В открытом письме ЕБА также упоминается этот проект: »Представители Министерства финансов Украины и Министерства доходов и сборов Украины заверили бизнес-сообщество в том, что приложили максимум усилий для поиска быстрого и наиболее эффективного механизма разрешения напряженной экономической ситуации в АРК путем подготовки проекта Закона Украины «Об особенностях налогообложения на временно оккупированной территории Украины», который, по словам представителей государственных органов, был утвержден на одном из заседаний Кабинета министров Украины«. Однако куда девался этот проект и почему в парламент был внесен, как мы понимаем, совсем другой — неизвестно. Связаться с Сергеем Терехиным на момент сдачи номера нам, к сожалению, не удалось. Но ранее он сообщал, что проект »писался в течение месяца, как говорят, «с колена» на основании семи долгих тематических совещаний с бизнесом и представителями перемещенных лиц. Мы обсуждали проблемы репатриантов, эвакуации бизнеса, таможенных отношений, валютных расчетов и т.п.«, — цитировала С.Терехина »Экономическая правда«.

Чтобы понять, что же »с колен« получилось, достаточно почитать выводы Главного научно-экспертного управления, если терпения хватит — перечень замечаний по поводу несоответствия проекта действующему законодательству и просто невозможности реализации большинства его положений в условиях оккупации полуострова. Однако эти замечания были проигнорированы комитетами и парламентом, многие члены которого, уверены, даже не листали законопроект.

Прокомментировать его мы попросили Андрея Клименко, заслуженного экономиста АРК, автора программ развития Крыма и Севастополя, а ранее — разработчика концепции СЭЗ »Сиваш«. 

— Сразу скажем, что законопроект вызывает, мягко говоря, смешанные чувства даже у специалистов. Что же касается той аудитории, которая ждала его — предпринимателей и просто налогоплательщиков на территории Крыма, то у них, без сомнения, его прочтение вызовет »взрыв мозга«.

Чтобы пощадить творческое самолюбие авторов проекта, отметим, что во второй его части, там, где речь идет о практических вещах, например, об эвакуации бизнеса или вывозе товаров с территории Крыма — безусловно, есть, что обсуждать. Однако, все это (уж не знаю — специально или неумышленно) талантливо запутывается и обессмысливается »игрой ума«, названной авторами »свободной экономической зоной Крыма«. Итак. Законопроект объявляет весь Крымский полуостров, включая Севастополь, свободной экономической зоной (СЭЗ). Прямо сейчас. На десять лет. На оккупированной территории, на которую авторы проекта даже не рискнут сунуться. При этом ими предлагается:

а) создание на всей территории Крыма, кроме участков, занятых иностранными военными базами (сколько их и где они находятся — не указано), комбинированной СЭЗ всех известных в мировой экономической литературе типов одновременно, за исключением финансового офшора;

б) передача всех функций правительства и парламента АР Крым, администрации Севастополя с его горсоветом (?), а также доходов и расходов (?) всех бюджетов некоей управляющей компании;

в) отмена всех налогов, кроме подоходного с граждан и отчислений в социальные фонды.

Пока же Крым оккупирован, эта управляющая компания, судя по тексту проекта, практически будет заниматься преимущественно вывозом из Крыма неиспользованных акцизных марок на сигареты и алкоголь. Следы других ее, подчеркну, практически возможных функций в этот период просматриваются слабо, а использование акцизных марок, наоборот, кем-то и почему-то прописано тщательно. (Хотя как их вывозить — будет ли это конный партизанский отряд или диверсионно-штурмовая группа на подводной лодке или дирижаблях — законопроект умалчивает).

В общем, остальные нормы о механизмах функционирования абсолютно фейковой СЭЗ в оккупированном Крыму можно смело пропускать, исходя из соображений заботы о здоровье читателя. А теперь о том, что надо было сделать, на наш взгляд, в таком законопроекте. В нем должны быть даны ответы на основные вопросы государственной политики Украины в отношении экономической деятельности на оккупированной территории Крымского полуострова. Так, собственно, и ставилась задача ВР Украины Кабмину, когда из закона об оккупированных территориях изымалась статья 13.

А вопросы следующие:

а) как Украина относится к сотрудничеству отечественного и иностранного бизнеса с оккупантами на территории Крыма (в виде уплаты налогов), в каких случаях она это допускает, а в каких — вводит санкции;

б) какие виды предпринимательской деятельности на оккупированной территории Украина считает допустимыми для своих граждан (например, в критических сферах жизнедеятельности населения Крыма), а какие неприемлемыми и попадающими под санкции;

в) какие санкции применяются в отношении иностранных компаний, реализующих свои проекты на полуострове;

г) как координируется работа по искам и судебным процессам в отношении захваченного оккупантами имущества и т.д. и т.п.

В нем также должны быть прописаны экономические стимулы для тех украинских (и в том числе крымских) предпринимателей, которые уже сейчас выводят свой бизнес с территории Крыма в другие регионы Украины. Ибо государству нужны их предпринимательский талант, знания и опыт. Поверьте: для многих средних и мелких крымских предпринимателей нежелание платить оккупантам налоги — один из главных мотивов, вытолкнувших их с обжитого и обустроенного места.

Но есть и другие примеры — когда крупный бизнес предпринимает искусные усилия для того, чтобы остаться зарабатывать на оккупированном полуострове, пройдя между капелек украинского закона. В начале мая российский министр по делам Крыма Олег Савельев сообщил удивительную вещь — у представителей украинского бизнеса есть огромный интерес инвестировать в Крым. То есть, на фоне медленно, но расширяющегося круга лиц и компаний, к которым США, ЕС и ряд стран применили санкции за аннексию Крыма Россией, и требований Украины эти санкции ужесточить и расширить; на фоне все более откровенной поддержки Россией сепаратистов и с каждым днем растущего количества жертв боевиков на Востоке украинские бизнесмены, если верить Савельеву, чуть ли не в очередь стояли, чтобы инвестировать в оккупированный Крым.

»Понятно, что сейчас масса политических проблем — есть серьезное давление как со стороны украинских властей, так и международного сообщества, препятствующих нормальной активной деятельности инвесторов Украины, — сетовал О.Савельев. — Но как анонимно говорят украинские бизнесмены: «Только не ставьте забор сами — мы со своей стороны дырку прогрызем!»

Кто эти «грызуны», Савельев не уточнил, назвав информацию «интимными подробностями», но догадаться можно — почти каждый день в противовес информации о том, как из Крыма «линяют» российские компании, боясь потерять бизнес в Украине, идут сообщения о регистрации по российским законам «дочек» и ТМ структур украинских бизнесменов, строятся новые схемки, идут кулуарные договоренности по электроэнергии, свою долю с перевозчиков и ритейлеров исправно берут пограничники с обеих сторон…

Так что же делать с законом «о фейковой СЭЗ»? Учитывая выводы Главного научно-экспертного управления и крымских экспертов, самым правильным было бы выбросить из него все фантазии о свободной зоне (россияне, к слову, отложили свои мечтания о ОЭЗ на осень), разработать и внести изменения в Налоговый, Бюджетный и Таможенный кодексы (чего нет в данном проекте), которые бы регулировали особый режим экономической деятельности в Крыму. Жесткий режим.

Хватит уже Родину продавать, господа…