Ольга Скрыпник: Бесполезный для людей закон о «вынужденных мигрантах» президент должен ветировать

Публикации
Ольга Скрипник

19 июня ВРУ приняла закон «О правовом статусе лиц, которые вынуждены покинуть места жительства вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым и г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины»(авторы народные депутаты Сергей Соболев и Валерий Пацкан)По словам правозащитников, закон принят с грубым нарушением регламента ВР Украины, без обсуждения с общественностью и не решает и десятой доли проблем людей, вынужденных покинуть оккупированные территории и зону действия АТО. Так, закон не предусматривает гуманитарную помощь для людей, не обеспечивает их выезд, не говорит о создании гуманитарного коридора, оказания срочной медицинской и психологической помощи, не решает вопросы по разблокированию банковских счетов вынужденных переселенцев, оставшиеся без собственных средств. Кроме того, ранее,  в Верховной Раде Украины уже был зарегистрирован законопроект 4998 «Об обеспечении прав и свобод граждан внутренне перемещенных лиц», в котором, по мнению правозащитников, прописаны процедуры решения проблем вынужденных переселенцев и именно он должен был рассматриваться парламентом 19 июня. О том, что было в этом законопроекте, разработанном экспертами и юристами Харьковской правозащитной группы, и какие шаги необходимы для разрешения проблем людей, вынужденных уехать из оккупированной территории или из зоны действия АТО — в интервью главы Центра гражданского просвещения «Альменда», заместителя руководителя Крымской полевой миссии Ольги Скрипник.

24 июня в Администрации президента Украины прошло совещание с представителями общественных организаций, с представителями международных организаций по поводу принятия с грубыми нарушениями регламента никому не ведомого законопроекта.  К чему вы пришли?

1403199092_pereselencev-iz-kryma-i-zony-atoДействительно, эта встреча состоялась и была экстренной, в связи с данным проектом, который был принят 19 числа при абсолютно непрозрачных условиях. К определенным выводам по принятому проекту мы пришли уже в пятницу, тогда же был разработан предварительный вариант обращения к президенту Украины с просьбой не допустить принятия этого закона и ветировать его. На этой встрече присутствовали представители общественных организаций, которые реально помогают переселенцам как из Крыма, так и с Востока. Было принято решение подготовить более детальное, расширенное обращение от общественных организаций с четким, жестким требованием необходимости ветирования данного закона.  

Ранее обсуждалась возможность доработки этого закона проекта…

Его невозможно отправить на доработку, так как он принят с нарушением регламента,  что делает невозможным дальнейшую работу с ним. Не было выводов Главного научно-экспертного управления ВР, рассмотрения в комитетах. И появление этого проекта загадочно и непрозрачно вызывает массу вопросов. Очень важно, что 17 июня был зарегистрирован обновленный вариант проекта закона о защите внутренне перемещенных лиц, где, действительно, принимали участие и представители многих структур, которые имеют экспертное отношение к данному проекту, и представители общественности. Его основа была разработана Харьковской правозащитной группой. Однако вдруг при загадочных обстоятельствах появляется этот никому не ведомый проект и не просто появляется, но еще и принимается. Хотя проект, зарегистрированный 17 июня, был в повестке дня. Должно было быть принято решение именно по нему, на что мы очень надеялись, так как он более эффективный и может решить многие проблемы переселенцев. Однако, был принят загадочный закон, он вводит массу сложных норм, более того он действительно ограничивает права и доступ граждан к социальной и гуманитарной защите. Кроме этого он сужает права, а это недопустимо, так как это противоречит Конституции. Поэтому мы видим необходимость полностью ветировать принятый закон. Необходимо вернуться к рассмотрению зарегистрированного 17 июня законопроекта. Он есть на сайте Верховной Рады Украины, его номер 4998, с ним можно ознакомиться. Мы считаем его очень важной стартовой площадкой, в которой нужны некоторые доработки, но не сравнимые с принятым законом.

По сути, вы сейчас гназвали еще одно нарушение. Законопроект 4998 был зарегистрирован раньше. Значит 4998-1 должен был рассматриваться как альтернативный…

Законодательство Украины допускает наличие нескольких законопроектов и это нормальная практика.  Однако, действительно, есть определенный регламент и порядок рассмотрения. Здесь же в отношении этого непонятного проекта, который появился 19 числа и тогда же был принят, этот регламент не был соблюден.

То есть, был нарушен закон. Вы определили для себя из-под какой «лавки» выскочил этот законопроект, кто лоббировал его, что за ним стоит? В данной сфере случайных вещей не бывает, тем более при таком количестве голосов в его поддержку.

10136_1401955914-9880-bejentsyi-iz-donbassa-zaporojeЕсли говорить о голосах, то это порядка 289 голосов, это серьезная цифра для принятия закона. Здесь нужно также учитывать, что часть депутатов скорее всего проголосовала за него, потому что особо не знакомились с ним, а по названию подумали, что смогут решить проблемы переселенцев.

Что касается того, кто лоббировал, начнем с тех непосредственно, кто его внес. Это народные депутаты Сергей Соболев и Валерий Пацкан. Хотя предыдущий законопроект, который устраивает правозащитников, тоже был за их подписями (третьим автором был Владимир Арьев —ред.).  Но в последний момент они от него отказались и подали абсолютно противоречивый законопроект.

Почему и зачем его лоббируют? По одной из версий мы предполагаем декларативность закона. То есть он реально не решает никаких проблем но «для галочки», формально «во вам закон и радуйтесь». Еще одна из версий – он не предполагает никаких затрат бюджета. И вероятно, это одна из главных мотиваций, почему он интересен власти.  Вообще, как можно решить проблемы переселенцев без бюджета, когда мы находимся на пороге гуманитарного кризиса? Как его можно решать, если не тратить ни копейки средств? Это невозможно. Тогда каким образом правительство сможет помочь переселенцам? Следовательно, мы говорим о простой декларации, фикции, и это не касается реальных норм и реальных решений проблем переселенцев.

Каким вы видите этот закон, какие самые острые проблемы на сегодняшний день он должен решать? Каким образом определять статус перемещенных лиц и кто, какой орган должен ими заниматься?

Важно, в первую очередь, понимать философию подхода к ррешению проблемы. Начнем с терминологии. Использовать новую терминологию, такую как «переселенец», «вынужденный мигрант» – это не логично. Потому что существуют давно устоявшиеся, международным сообществом принятое понятие – «внутренне перемещенное лицо» (internally displaced persons — ред.) Что важно – что этот термин понятен всем международным организациям, которые хотят помогать Украине. Особенно в гуманитарных вопросах. Если мы принимаем любой другой термин, то это вызовет противоречие с другими международными организациями (в части соблюдения их законодательных норм) и серьезно затормозит их возможности по оказанию помощи нашим внутренне перемещенным лицам – украинцам, попавшим в тяжелую ситуацию.

Screenshot_3Что касается подхода к решению этих проблем,  в этом неудачном, мягко говоря, принятом законе главным действующим лицом является миграционная служба. Миграционная служба решает вопросы только миграции, она не может решать ни социальные, ни гуманитарные проблемы – это не ее полномочия. Следовательно, единственным органом, который  действительно имеет отношение к решению проблем переселенцев является в первую очередь министерство социальной политики. Поэтому оно должно быть одним из основных органов при контакте с другими структурами. В том числе пенсионным фондом, министерствами здравоохранения, образования и науки и т.д.

И здесь целесообразно рассматривать вопрос о создании какого-то межведомственного органа со специализацией на проблемах перемещённых лиц. Какие проблемы необходимо сейчас решать? Основные проблемы – они базовые и самые сложные – регистрация и ведение реестра перемещенных лиц. У нас на сегодняшний день отсутствует нормальный реестр учета данной категории граждан и ответственные за его ведение. Его не просто нужно вести, при этом необходимо соблюдать информационную безопасность. Второе – получение справки вынужденного мигранта (по принятому закону Пацкана – Соболева). Это что, в Донецке под обстрелом собирать несколько справок? У кого – у органов ДНР? Это абсолютно абсурдно. Поэтому, естественно, необходимо прописывать такие нормы, которые не будут требовать у людей совершения каких-то действий, которые опасны для их жизни. Неоюходимо продумать упрощенный механизм процедуры получения документа, подтверждающий статус внутреннего перемещенца. И естественно, все вопросы, связанные с паспортом: как вклеивать фотографию, как получать паспорт, если утерян и т.д.

Второй комплекс проблем – это жилье. Временное, а также постоянное жилье. Мы понимаем, что вопросы связанные с оккупированной территорией – это не год и не два. Мы все надеемся, что этот вопрос решится как можно быстрее. Нужно понимать, что в данном случае процесс обеспечения жильем может занять несколько лет.  Закон от 19 июня не только не решает эту проблему, еще и ограничивает некими специальными регионами, где будут временно размещать этих людей. Неясно, какой это будет фонд, какие помещения. Поэтому вопросы поселения этих людей очень важны. Если взять Крым, то на сегодняшний день крымчане попали в такой правовой хаос, когда совершенно невозможно продать жилье легально и приобрести недвижимость в других регионах.  Следовательно, они остаются без возможности купить себе жилье.

1373FB5E-6533-4843-AA9A-55437061C873_mw1024_s_nТретий блок вопросов – трудоустройство.  В бюджетной сфере действует запрет на расширение штатов или создание новых подразделений.  Куда трудоустраивать перемещенных лиц, чтобы они смогли содержать себя и свои семьи  – этот вопрос также нужно решать, и как можно быстрее. Ну а вопрос регистрации по цепочке тянет за собой все другие вопросы, в частности — перерегистрация бизнеса. 17 июня были приняты поправки по поводу процедуры упрощенной регистрации. Согласно им, закону об оккупированной территории, достаточно переселенцу обратиться в органы миграционной службы и письменно указать тот адрес, который он считает местом своего временного проживания. Этого достаточно, чтобы получить справку с новым местом регистрации. Этот вопрос требует дополнительного исследования, мы выясняем и анализируем насколько на сегодняшний день эта норма является рабочей и решит ли она существующую часть проблем.

Часть из проблем, как мы надеемся, вскоре будет решена благодаря поправкам в закон об оккупированных территориях. Я имею в виду поправки народного депутата Андрея Сенченко, которые были приняты, но еще не вступили в силу. В частности, будет значительно упрощена процедура перерегистрации предпринимателей из Крыма. Не нужно собирать никаких справок, не нужно получать «прописку» и ставить штамп в паспорт. В соответствии с «поправками Сенченко», крымчане в любом отделе миграционной службы на материковой территории Украины могут, назвав адрес фактического проживания, получить справку о временной регистрации. И на ее основании открывать счет в банке, перерегистрировать бизнес, становится на учет в налоговую службу.

Есть телефон юридической службы нашей организации, продолжаем оказывать бесплатную консультационную помощь для тех, кто выехал из проблемных регионов и для жителей Крыма – 050- 140-25-65.

Мы анализируем «Горячие линии» министерств, нарабатываем алгоритмы действий, отвечаем на вопросы проверенные на себе, так как сами являемся вынужденными переселенцами и сами на своем опыте проходим и преодолеваем бюрократические сложности.