Аслан Омер Кырымлы: «Мы пришли для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему»

Новости

Председатель государственной службы по вопросам  АРК и города Севастополя Аслан Омер Кырымлы — об оккупированных территориях Крыма, о том, как Украина может защитить права и свободы граждан на этих территориях и о том, как туда попасть.

Скажите, пожалуйста, назначение ваше произошло, но положение о государственной службе до сих пор не утверждено. Я напомню, что назначение  и вхождение в должность произошло только через год после принятия закона Украины об оккупированных территориях, который предполагал создание, в том числе, и централизованного органа власти, который будет заниматься вопросами оккупированных территорий крымского полуострова. Почему был такой большой период, на ваш взгляд? Я понимаю, что критиковать премьера вы не можете, но с чем это было связано? И какие полномочия вы получили сейчас?

Screenshot

Дело в том, что предыдущий год был очень сложным. Год был кровавым. И Украина оказалась в сложной ситуации, когда предыдущая власть Януковича создала такие условия, что агрессор воспользовался самой сложной ситуацией и оккупировал Крым. Поэтому правительство, сформированное тогда наспех, не готово было к таким вызовам. Ситуация была очень сложной. Важно было сохранить Украину для того, чтобы спасти Крым. Конечно, мы с первых дней содействовали и помогали всем процессам, которые способствовали сохранению Украины и государственной целостности. Но те инициативы, которые были предложены на тот период, столкнулись с массой противоречий, потому что система была старой. Ее нужно было сначала реформировать. Тогда это было непонятно, потому что в Верховной Раде еще были оппозиционеры. Еще не было Донбасса, Луганска. Тогда были только проблемы с Крымом. И потом уже, ближе к осени, серьезные проблемы по Донецку и Луганску. Конечно, тогда были только переселенцы из Крыма. И первая волна выезжающих из Крыма столкнулись с массой проблем. Мы тогда инициировали, чтобы появился хотя бы департамент. Организовали его, за короткие сроки утвердили положение, структуру. Привели специалистов туда, чтобы они хотя бы консультировали правительство по вопросам, связанным с Крымом. Потому что специфика подразумевала, чтобы специалисты были именно из Крыма и знали местность, международное право, внутренние процессы, межведомственные отношения. После мы понимали, что полномочия департамента были недостаточные. Понимали, что министерство специальное, которое бы решало вопросы Крыма, было на тот момент невозможно. Было недостаточно голосов в Верховной Раде. И это решение было бы сложно реализовать. До выборов мы все-таки смогли найти консенсус и договориться о том, что все-таки нужен орган, служба, которая смогла бы решать вопросы, связанные с Крымом, в полном объеме. Это предложение было поддержано. И было принято решение. В июле прошлого года было постановление о создании службы. Но для того, чтобы она начала работать, видимо, не было возможностей, бюджета, средств.

И не было желания у Арсения Петровича заниматься этой проблематикой. И мы не единожды уже цитировали его фразу, когда формировалось правительство и были представители всех коалиционных фракций. Он сказал, что уряд заниматься этим вопросом не будет. Но тем не менее, вы какие ставите для себя задачи первоочередные? Первая ваша поездка после назначение была на административную границу между Херсонщиной и Крымом. Что вы увидели?

Конечно же, для нас важно решение вопросов, связанных с Крымом и решение тех проблемных моментов, которые не решаются уже на протяжение года. Потому что уже год регион не имел центрального органа, который бы решал вопросы, занимался бы им. Сегодня это решение принято. И это уже новая история. Мы только в понедельник подали положение. И ожидаем его утверждения в ближайшее время. Но мы не стали дожидаться, пока все это будет принято. И решили работать уже сейчас. Потому что очень много времени потрачено, прошло. Граждане Украины и крымчане ждут решений сегодня. Поэтому я решил поехать на проблемную точку. На границу, КПП. Посмотреть все пункты, встретиться с представителями местной власти, общественниками, представителями государственных служб для того, чтобы в полном объеме проанализировать и промониторить те проблемные вопросы, с которыми сталкиваются крымчане.

КПП "Каланчак"

КПП «Каланчак»

Давайте каким-то образом разграничим то, что вы увидели. То, что касается безопасности. Есть ли там вообще граница? Потому что мы знаем и мониторим госзакупки российские. Мы в прошлой программе уже рассказывали, сколько десятков миллионов уже потрачено Российской Федерацией на укрепление границы по ту сторону КПП российского. Начиная от колючей проволоки и заканчивая оборудованием. Укрепляется ли граница с нашей стороны? Второе – инфраструктурные вопросы. Которые необходимо решать. Потому что все равно поток людей есть, не смотря на неудобства большие. И третий вопрос – транспортный.

Конечно, наши пограничники – это патриоты, это герои, которые сегодня на самом переднем фланге. Это люди, которые сегодня защищают мир и безопасность Украины на самых передовых позициях. Они выполняют свою миссию искренне, от души и профессионально. Другое дело, что сегодня они сталкиваются тоже с многими проблемами. В том числе и бюрократическими, которые не связаны с обязанностями, не связанными с охраной границы.  Дело в том, что обустройство, инфраструктура, строительство, реконструкция и обслуживание этих пунктов 4 июня возложены на министерство инфраструктуры. И теперь есть ведомство, которое будет заниматься обустройством. Они в полном объеме требуют того чтобы уже сейчас были решены самые необходимые стандарты. Мы стремимся к европейскому уровню, но то, что сегодня там мы видим даже с освещением проблемы. Пункт не до конца имеет возможность освещать всю территорию вокруг КПП. И мы увидели, что областное управление не совсем адекватно воспринимает их требования и пожелания.

Областное управление чего?

Облэнерго. Это частная уже компания.

А кому принадлежит Херсонаская облэнерго?

Возможно, оно принадлежит тем же владельцам.

То есть, Ахметов?

Совершенно верно.

У них проблемы с заключением договоров? Какими-то проектами? С чем вообще? С отсутствием денег? Кто должен решить эту проблему?

Дело в том, что когда оккупанты отступали от этих точек, вглубь АРК, они разрушили инфраструктуру.

Да, мы показывали эти вырванные вплоть до розеток границы…

Дело в том, что они показали свое варварское лицо и отношение ко всему человеческому.

Какое лицо показываем сегодня мы, что мы не можем в течение года после оккупации Крыма обустроить границу?

Дело в том, что нарекания и замечания граждан имеют место. Крайняя точка на границе — там люди стоят на заминированном мосту.

Заминирован кем?

Российской стороной.

А в крымских СМИ пишут о том, что это украинцы заминировали мост.

Screenshot

Я был там. Я находился на этом мосту. Я видел. И то, что мне сказали пограничники. Я могу прокомментировать только это.

То есть, в случае, если там пойдет какая-то техника с нашей стороны, а не пешие люди, то могут просто подорвать это сооружение?

Да. Дело в том, что их передовой блок-пост стоит на этом мосту. С двух сторон стоят два передовых блок-поста.

Итак, проблема с освещением. Это вопрос и безопасности, и просто нормального функционирования. А это строение, которое даже не тянет на название МАФ, просто будочка, наспех сколоченная, это и есть наш форпост, я так понимаю?

Совершенно верно. Они работают в сложнейших условиях. И задача всех наших коллег из ведомств, министерств – создать наиболее благоприятные условия и стандарты для того, чтобы люди, которые заезжают в Херсонскую область, видели, что Украина изменилась, что в Украине совершенно другое отношение  к своим гражданам, что есть государственная символика хотя бы в каких-то минимальных вариантах. Чтобы было обустройство.

Я не говорю уже о правилах, которые должны быть там вывешены. Там должен быть какой-то информационный стенд, оказываться какие-то административные услуги, начиная от консультирования. А таможенники тоже в этой будочке? Или где они? Или они не на крайнем блок-посту?

Нет. Это передовой пост. Дальше есть основные силы.

Вы теперь будете тесно работать с министерством инфраструктуры? Есть ли у них уже какие-то планы, проработки? Когда это все будет осуществлено?

Только 4 июня на них возложены эти обязательства.

Вам, наверное, в своем штате нужно выделить специального человека, который будет каждый день напоминать о том, что уже ждать некогда.

Мы с нашими коллегами будем работать для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Я думаю, что наши граждане на оккупированной территории хотят  возвращаться к себе домой. И мы должны им показать, что Украина рада их встречать и будет встречать их на высоком уровне. То есть, хотя бы минимальные стандарты. Сегодня отсутствие даже воды, туалетов…

Приходится выжидать там часами, а порой и десятками часов. А оказание медицинской помощи? Некоторое время назад я общалась с нашими коллегами, журналистами из Херсонской области. Они все, конечно же, сейчас в активистах и волонтерах. У них была такая идея. Создать там своеобразный общественный блок-пост. Ходить, мониторить ситуацию. Они с областной администрацией решали это вопрос. В конце концов, и правозащитники имели бы постоянный мониторинг, и волонтеры могли бы каким-то образом помогать. Сейчас они уже есть.  Вы уже тоже нашли с ними общий язык и сотрудничаете.

Конечно.

Вопрос транспортный.  Этот аппендицит между двумя блокпостами нулевыми. Люди до сих пор проходят его пешком. И никто не берется за какую-то нормализацию этого передвижения.

Но и с оккупированной территории люди подъезжают к этому мосту. Их подвозят какие-то автобусы. Либо они идут пешком. Кто как добирается до этого моста от основного пункта. Основной пункт у них находиться дальше. Так же и у нас. От моста до пункта контроля нужно пройти от полутора до двух километров. Это больные, женщины, дети, с вещами, со всем своим имуществом…

Ваше предложение, как нормализовать эту ситуацию? Как помочь людям?

Очередь на прохождение границы

Очередь на прохождение границы

В первую очередь я заметил, что женщины, дети, старики должны обслуживаться по «зеленому коридору». Им должны предоставить особые условия. Потому что я заметил, что без очереди могут проходить только родители, у которых ребенок до года. По нашим правилам. Но дети и в два, и в три года остаются детьми. Они находятся под открытым небом. Их заводят за колючую проволоку. У них нет ни санитарных условий, ни бытовых условий. И они ждут своей очереди. Это летом. Температура нагревается, эти дети будут испытывать сложности.

Ваши предложения? Что можно сделать?

Наискорейшим образом создать благоприятные условия на границе. Да, конечно, на некоторых пунктах я видел, что ребята пограничники своими руками посадили уже цветы. Благоустраивают как могут.

Сколько пунктов видели?

Все посмотрел. Самая сложная ситуация на Чонгаре. Потому что оккупанты разрушили там всю инфраструктуру. На Каланчаке более-менее благоприятные условия, потому что пограничники своими какими-то силами уже начинают хоть как-то благоустраивать. Но, естественно, до минимальных стандартов еще далеко.

Третий раз спрашиваю, Аслан-бей, ваши предложения? Что нужно сделать?

Наши предложения – наискорейшим образом построить эти пункты и обустроить. В первую очередь упростить для законопослушных граждан проход через кордоны для преступников, для тех, кто в розыске, конечно – поднять уровень безопасности и контроля за тем, чтобы такие люди не имели доступ на материк. Но для законопослушных граждан нужно создать благоприятные условия.

Один из вопросов – это, естественно, как доехать до одного контроля пропускного пункта, и как потом? Но мы уже проводили расследование. После того, как в декабре прошлого года госслужба по безопасности на наземном транспорте остановила по решению СНБО любые пассажирские перевозки, бизнес, естественно, как ручеек находит себе между камнями какой-то путь. Существуют перевозчики, мы это прекрасно знаем. Мы уже знаем, с каких мест совершенно нелегально – из Киева и других регионов Украины ездят эти перевозчики. У них есть лицензии на межгородские перевозки, но, тем не менее, это не крымские. Хотя они так себя рекламируют. Они оказывают нужные услуги, которые не организовало государство. Это хорошо. Плохо то, что это нелегальный бизнес. В бюджет не поступают налоги. С одной стороны. С другой стороны – это плохо для самих людей, потому что никто не может гарантировать им их безопасность. Мы просили госслужбу, они занимались проверками и информировали нас о том, что они в ближайшее время откроют легальные маршруты по КПП. Пока что такой информации мы не получили. Поэтому мы просим вас , чтобы вы охватили и эту работу. Но вместе с тем, мы понимаем, что в ближайшее время железнодорожных перевозок не будет. И Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры Украины сегодня, отвечая на вопрос нашего корреспондента, подтвердил то, что в ближайшее время возобновления железнодорожного сообщения с оккупированным Крымом не будет. Может, вы что-то добавите?

Screenshot_283 (1)

Конечно же, необходимо восстановить пассажирское сообщение с Крымом и наладить коммуникации. Потому что это территория Украины. Крым – это Украина. И граждане, которые имею паспорт Украины, должны обладать всеми правами и свободами, которыми обладают граждане Украины. И мы, как государство, должны обеспечить эти права. Поэтому для граждан, которые законопослушны, не имеют никаких нареканий со стороны правоохранительных органов, должны быть обеспечены все права и свободы.

Но решение СНБО было аргументировано тем, что мы не можем гарантировать безопасность граждан, которые будут передвигаться этими составами, мы не можем гарантировать безопасность граждан, которые будут ехать из Крыма. И мы не можем гарантировать, что все, кто едет из Крыма, будет нести в себе безопасность для всех остальных жителей Украины.

Я думаю, что каждый гражданин, который заезжает на оккупированную территорию, понимает то, что он становится бесправным на этой территории. Все его права могут быть нарушены. Он может быть арестован, по отношению к нему могут быть репрессии, он может быть обвинен в чем угодно. Его могут дискредитировать по поводу и без поводу. Поэтому, заезжая на оккупированную территорию, граждане понимают, с чем они могут столкнуться. Другое дело – мы, как Украина, должны дать им возможность воспользоваться транспортом для того, чтобы дать им доехать до этой оккупированной территории.

Либо же, как вариант, легализовать пассажирские перевозки. Если бизнес хочет оказывать эту услугу гражданам, если он понимает все риски, осознает, что он может потерять все, как и граждане, которые туда едут, может быть, тогда разрешить таким перевозчикам, по крайней мере, автобусным, такое сообщение?

Проблема одинаково стоит, как и для оккупантов, которые там, так и для нас. Наши граждане будут курсировать. Они будут иметь коммуникации и контакты с материком. Мы не должны быть инициаторами того, чтобы запретить им доступ до материка. Мы должны дать все условия для того, чтобы они могли получить тут образование, медицинское обслуживание, чтобы они имели возможность коммуникации с внешним миром, потому что только через территорию Украины, они могут получить визы, легализоваться здесь. Я был на Новотроицком пункте, где обслуживаются наши соотечественники, где они получают документы. Я был в отделении миграционной службы, где нужно срочно принимать решение, чтобы документы выдавались по упрощенной системе и в наиболее короткие сроки, потому что в Новотроицке нет гостиниц, нет инфраструктуры, чтобы наши граждане там находились неделями, сутками.

Есть замечательный уже пример того, как в Украине сейчас пробуют внедрять в качестве эксперимента, конечно же, и электронный документооборот, и упрощается система. Саакашвили зашел в Одессу и сказал: я буду проводить конкурсы на замещение должностей председателей РОГА. Где-то там оно в законодательстве не предусмотрено. Прежде, чем рекомендовать, он может просто рекомендовать президенту и в Кабмин эти кандидатуры, но он решил провести конкурс. Он упрощает систему. Сказал, что паспорт в Одессе будут получать за один день, какие-то разрешительные документы – за один день. Сделают сервисный центр, который просто ликвидирует всю эту советскую бюрократию, которая у нас наслаивается еще и нашими коррупционными составляющими. Почему такие эксперименты не распространить на все услуги, которые государство должно предоставлять жителям оккупированных территорий, гражданам Украины? Может быть, вы выступите с такой инициативой? То же самое в Генеральной прокуратуре по Киевской области сейчас будет эксперимент по электронному документообороту. Процессуальные вещи все будут выводиться. Почему берется только Киевская область? Возьмите Крым. В том числе, и для того, чтобы проводить какие-то процессуальные действия. Опрашивать свидетелей преступлений, потерпевших, иметь с ними какую-то переписку. Может быть, государственная служба выступит с такой инициативой? Потому что это упростит жизнь для всех.

Дело в том, что в своем первом интервью я сказал, что именно так и будет формироваться служба. Открыто, прозрачно, по-европейски и для людей. Мы работаем для граждан Украины, которые живут на оккупированной территории либо имеют отношение к оккупированной территории и находятся на материке. Поэтому наша задача, и мы в первую очередь, конечно же, будем использовать и международный опыт, и имплементируем все эти достижения в государственную службу по вопросам Крыма. В отношении специалистов, которые будут работать в государственной службе, тоже будет открытый конкурс на вакансии, которые будут после утверждения положения о госслужбе, будут опубликованы.

Я сегодня попыталась найти сайт вашей госслужбы. Его пока еще тоже нет?

Пока нет. После положения.

Может быть, вы не будете ждать этого положения? А будете разрабатывать? Я думаю, что общественники вам помогут. Но мы красиво с вами размышляем о том, как упростить, сделать более прозрачным, снять те проблемы, которые уже появились в связи с перемещением людей. А тут бац – и новый порядок въезда и выезда с оккупированных территорий, который делает еще больше проблем для детей, в первую очередь, несовершеннолетних, которые не могут передвигаться без соглашения обоих родителей, а на оккупированной территории, естественно, такую справку не могут родители получить. То же самое будет отсюда. Плюс – иностранцы, которые не могут въехать и выехать. Перед программой ко мне обратились из офиса одного из уполномоченных ОБСЕ с вопросом, как теперь иностранным журналистам, к примеру, въезжать в Крым? А это ведь тоже наблюдатели. Я уже не говорю про представителей каких-то международных организаций, которые тоже следят за соблюдением прав человека. Что вы почувствовали, когда увидели это положение, которое появилось на свет через год?

Дело в том, что это международная практика. Они не учли, что ситуация нестандартная. Они предложили стандартные правила в этом порядке о переходе границы. Дело в том, что Крым- оккупированная территория. И там живут граждане Украины. Это не иностранцы. Да, фейковый закон о Свободной экономической зоне поставил их в эти условия. И мы были единственный государственный на то время департамент, который просил ветировать этот закон. Это был сентябрь. На нас посмотрели как на людей, которые не совсем понимают, что такое процесс документов. Как они принимаются. Но мы сказали, что это дискредитирующий закон. И он противоречит конституции.

Поэтому вас долго не назначали…

Но мы пришли для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, а не просто занимать какую-то должность или устроиться на работу. Мы пришли как патриоты для того, чтобы служить своей стране и изменить ситуацию к лучшему. Мы стараемся искать решения, потому что видим, что некоторые люди стараются создавать проблемы. Мы сосредоточены на решении. Мы должны создать благоприятные условия. И каждое отдельное положение или ситуация будут рассматриваться нами индивидуально. Мы, конечно, будем обсуждать это и с общественниками, и с экспертами. У нас будет и общественный совет, и экспертный совет, где наши решения будут консолидировано предлагаться.

Для того, чтобы высказать свою точку зрения на законопроект по поводу прекращения грузоперевозок в Крым и на Донбасс и по поводу ужесточения правил перемещения людей вы, наверное, без эксперта можете сказать?

За предыдущий год и вчера на границе мы видели, что никаких ограничений не существует. Грузовики ездят, проблемы остаются. Мы должны четко и ясно людям объяснить правила перехода через границу. Где мы должны обозначить, при каких условиях и какой перечень продуктов, гуманитарных грузов или благотворительных акций имеют возможность пересекать эту границу, пока мы не обозначим, кто ответственен за это.  И мы предлагаем, чтобы вопросы были решены открыто и прозрачно для всех, чтобы исключить возможность коррупции. Потому что на данном этапе коррупция имеет место, проблемы имеют место. И решение их только открыто, прозрачно и установленное правилами.

Если оттуда уйдет то, за что можно брать взятки, я имею в виду – если будет отменен закон о фейковой СЭЗ «Крым», и оттуда уйдут таможенники и может быть, уйдут пограничники, а останутся только гвардейцы и реформированное МВД. Может быть, это снимет самый жирный пласт коррупции?

Дело в том, что пограничники там останутся, потому что у нас оккупированная территория. И там останутся спецслужбы, потому что есть угроза агрессии со стороны Крыма. И все государственные службы и силовые ведомства будут находится на кордоне. Другое дело – нужно четко определить правила перехода через эту границу. И обозначить, что для законопослушных граждан, для людей, которые не нарушили закон, нет никаких превенций со стороны Украины. Они должны иметь свободный доступ к своему имуществу, к своим родственникам как в АРК, так и на материке.

 Фото: Центр, Заир Акадыров