Очередной сезон безответственности

Несмотря на то, что море ещё теплое и отдыхающие наслаждаются ласковым солнышком, курортный сезон потихоньку подбирается к завершающей стадии, и крымские чиновники уже подводят его итоги. «Центр» обратился в Крымскую республиканскую СЭС, чтобы узнать, как санэпидслужба охарактеризует прошедшее лето: ведь оно, с санитарной точки зрения, не было безоблачным. Неожиданно для нас один из специалистов Крымской СЭС обвинил журналистов: якобы из-за нас, которые видят то, что не видят они, санитарные врачи, их наказывают, как говорится, ни за что.

Особых полномочий нет

Разговор в кабинете заведующего санитарно-гигиеническим отделом Крымской республиканской СЭС Александра Ракидова, куда были приглашены заведующая отделом гигиены питания Людмила Мельникова, заведующая отделом коммунальной гигиены Нина Прокопенко и врач отделения гигиены детей и подростков Елена Надеина, начался с обсуждения прошлогодней публикации «Центра» о продуктах, которые, несмотря на санитарные запреты, продавались на территории детского оздоровительного лагеря «Берег».

Речь идет о «мивине», чипсах и других вредных для детского здоровья продукты. Тогда, год назад, журналист «Центра» по жалобам родителей детей, отдыхавших в этом лагере, отправился туда и на фотокамеру зафиксировал свободную продажу запрещенных продуктов. Это и стало сегодня поводом для недовольства собравшихся специалистов.

«Вот вы написали, а нашим специалистам вынесли выговоры», — начала возмущаться Елена Надеина .

На наш вопрос, почему журналисты видят и фиксируют проблемы, а чиновники, которые должны эти проблемы решать, их игнорируют, следовательно — бездействуют, собравшиеся ответили потоком обвинений, направленных и на несовершенное законодательство, и на бездействие иных контролирующих структур. В частности прокуратуры, которая, по словам специалистов СЭС, кроме того, как давать «указивки» и  наказывать санитарных врачей,  больше ничего не делает.

«А как наши специалисты могли обнаружить факты нарушений по продаже запрещенных продуктов, если в соответствии с постановлением Минздрава, оздоровительные объекты проверяют раз в полгода. Если мы решили провести незапланированную проверку, то обязаны о ней известить руководителя учреждения, которое намереваемся проверять,  за десять дней до этого мероприятия. За это время можно спрятать, приостановить практически любую деятельность, в том числе и незаконную торговлю», — говорит врач отделения гигиены детей и подростков  Елена Надеина.

По словам специалистов, если в прежние годы все службы работали сообща, то теперь каждая старается переложить свои обязанности на плечи другой.

«Например, мы нашли нарушения на объекте. Составляем акт и отправляем его в прокуратуру. Однако прокуратура возбуждает уголовное дело только по факту свершившегося чрезвычайного происшествия (далеко ходить не надо: массовое отравление в Севастопольском лагере «Альбатрос». — Авт.). Если ничего страшного еще не случилось, прокуратура читает составленный нами акт и возвращает его с пометкой «принимайте меры» или «держите на контроле», — рассказывает завотделом гигиены питания Людмила Мельникова. – А какие меры может принять СЭС? У нас особых полномочий нет. В худшем случае мы можем выписать штраф на 400 гривен (эта сумма — уже смешное наказание), в лучшем — приостановить деятельность объекта».

Елена Надеина дала нам справку «Об итогах медико-санитарного обеспечения в детских заведениях оздоровления и отдыха», подписанную главным государственным врачом АРК Натальей Пеньковской. В ней указано, что на 26.08.2011 девять детских оздоровительных учреждений открыты без согласования с санэпидслужбой АРК.

«Эти нарушения являются злостными. Например, в самовольно открытый лагерь «Лебяжий», расположенный в селе Портовое Раздольненского района, завезли четыреста (!)  детей. И это при отсутствии центральной канализации: лагерь  канализован на выгреб. Конечно, мы этот лагерь закрыли и передали материалы в прокуратуру. Приняла ли прокуратура меры воздействия, не знаю», — отмечает Елена Надеина.

Многие учреждения, в том числе и детские, находятся на территориях частных домовладений. И тут возникает еще одна до сих пор не решенная проблема: войти на территорию частной собственности для госинспекторов зачастую не представляется возможным. При этом они еще должны умудриться составить акт о нарушении, подписанный хозяином учреждения или заведения.

Мельникова держит в руках документ, в котором изложены результаты ночного рейда по объектам общепита в Николаевке. В теории эти сезонные объекты должны тоже получить разрешения на работу. Для этого местные органы самоуправления перед сезоном разрабатывают декларации объектов, а СЭС согласовывает разрешения на работу. Если объект входит в утвержденную декларацию, санэпидслужба рассматривает документы. И, если все соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, главный санитарный врач района согласовывает выданное разрешение и ассортимент. Объект приступает к работе. В жизни зачастую происходит по-другому.

«Например, в Николаевке огромное количество объектов работают самовольно. Одно из ночных кафе, которое мы хотели проверить при последнем рейде, принадлежит Мусленову Р.Ш. (он имеет еще четыре подобных объекта, в частности в Симферополе на улице Гоголя и около 7-ой горбольницы), — рассказывает завотделом гигиены питания Людмила Мельникова. — Нам не удалось проверить ни ассортимент, ни санитарное состояние кухни. Молодой человек, встретивший нас, отказался предоставить разрешительные документы и грубо выпроводил нашу группу. Подписать составленный нами акт оказалось некому: хозяин, со слов парня, спал, тревожить его сон по такому «незначительному» факту, как проверка СЭС, никто не собирался».

По словам Людмилы Мельниковой, СЭС может принимать меры воздействия только к объектам, которые находятся у них на контроле. Те объекты, которые открывают без разрешения санэпидслужбы, на учете у ведомства не стоят. «Однако по объектам, работающим самовольно, мы передали материалы в прокуратуру, но до сих пор ничего не происходит – заведения продолжают работать», — сетует Мельникова.

В нашей  беседе санитарные врачи пожаловались и на содержание пляжей в Николаевке, на которых по-прежнему никто не может навести порядок.

«В Николаевке огромное количество пансионатов. Однако пляж – один, он не разбит на сектора и ни за кем не закреплен. Местный голова не заключает с руководителями здравниц договоры на выделение и обслуживание пляжей. Только крупные пансионаты стараются ухаживать за пляжной территорией в границах своего комплекса, — говорит заведующий санитарно-гигиеническим отделом Крымской республиканской СЭС  Александр Радиков. – И ни одна из государственных структур не может  навести здесь порядок, а возможно, и не хотят. Министерства, прокуратура предъявляют претензии нам. А что мы можем сделать без их поддержки?  Давайте позакрываем все пляжи, и тогда курортникам вообще незачем будет приезжать в Крым. В первую очередь,  прокуратуре, милиции нужно воздействовать и на местную власть и на предпринимателей», — говорит заведующий санитарно-гигиеническим отделом Крымской республиканской СЭС  Александр Радиков.

Всё не по уму

«Наказывают санитарные службы и за то, что за последние 20 лет ни одного рубля не выделили на реконструкцию очистных сооружений или хотя бы поддержания в рабочем состоянии систем водоотведения и водоснабжения», — присоединяется к разговору завотделом коммунальной гигиены Нина Прокопенко.

По ее словам, в этом году приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Украины были определены шесть объектов в Крыму (с. Малореченское, Малый Маяк (Утес), пгт. Орджоникидзе, МДЦ «Артек», Судак, пгт. Ленино), где на строительство и реконструкцию очистных сооружений выделили 143 миллиона гривен. И, несмотря на то, что эти деньги необходимо освоить до нового года, на эти очистные нет еще даже проектной документации.

«А в Малореченском как канализационные стоки текли, так и текут. И если в Орджоникидзе износился трубопровод, выходящий далеко в море, и за последние десять лет наблюдений в пляжной зоне превышения санитарно-эпидемиологических норм ни разу не выявили, то в Малоречке пляжи по причине загрязнения канализационными стоками закрывают постоянно. Так произошло и в этом году. В прокуратуры, в том числе и в республиканскую, мы направляли немыслимое количество дел. Но опять же, никаких действий не предпринимается», — отмечает Нина Прокопенко.

А меры, которые предпринимает местная власть в отношении недопущения эпидемической ситуации, по мнению Прокопенко, не улучшают сложившуюся ситуацию. Как рассказала нам завотделом коммунальной гигиены, объем стоков, который по проектным условиям должен поступать на очистные сооружения пгт. Орджоникидзе, равен двум с половиной тысячам кубометров в сутки.

«В связи с аварийной ситуацией на очистных сооружениях, местные власти распорядились этот объем сократить до 800 кубов. И сделали это за счет сокращения объемов подачи воды населению, что, с нашей точки зрения, не улучшает гигиенических условий проживания населения», — говорит Н.Прокопенко.

По ее глубокому убеждению, основной причиной сложившейся ситуации становится даже не пришедшее в негодность наследие Советского Союза, а нынешнее самовольное строительство и дальнейшая эксплуатация пансионатов, баз отдыха и иных объектов сезонного проживания.

«С очистных сооружений сброс происходит в море далеко от берега. Весь ужас загрязнения пляжей связан с эксплуатацией пансионатов, не имеющих привязки к центральной канализации. Таких объектов сегодня невидимое количество: сооружение строят как жилой дом, а затем оно эксплуатируется как пансионат. И выявить, что строят, невозможно, — рассказывает Прокопенко.

Если при Советском Союзе площадь жилого дома по нормам ГСН (или ДБН) не могла превышать 64 квадратных метров, то теперь никаких ограничений не существует. Вот и получается, приходишь с проверкой, а тебя могут не пустить на территорию, так как это частная собственность.

«По квадратным метрам доказать, что это пансионат, невозможно, как и невозможно это сделать, ориентируясь на количество проживающих здесь людей, владелец дома расскажет вам, что у него гостят друзья, друзья друзей, родственники, родственники родственников. А хозяин такого пансионата потихоньку выводит канализационную трубу в балку или овраг — и в ус не дует. Через время экологи и мы обнаруживаем загрязнение пляжа и прибрежных вод. Какие меры принимать — Неизвестно!», — говорит завотделом коммунальной гигиены.

«И с каждым годом ситуация только усугубляется: строят все больше, а современных канализационных систем нет», — говорит в заключение собравший нас всех в своем кабинете заведующий санитарно-гигиеническим отделом Крымской республиканской СЭС  Александр Радиков.

Как нет и должного контроля, и необходимых для этого полномочий, а главное – нет  ответственности  и желания у наших государственных мужей изменить жизнь к лучшему, ориентируясь на уже давно избитый и, увы, ничего не значащий лозунг «Крым – жемчужина Украины», — подводим и мы печальный итог беседы.