ДТП по новым правилам

«Сектор безопасности»
 

Крымские страховые компании начали получать от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины бланки европротоколов. На этой неделе водители уже могут обращаться к страховщикам за евпротоколами.  Напомним, с 19 сентября в Украине вступил в силу  закон №3045-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о ДТП и выплаты страхового возмещения». Теперь водители могут не вызывать ГАИ в случае мелких аварий на дорогах, а, договорившись между собой, самостоятельно оформлять материалы ДТП, чтобы после получить материальное возмещение от страховой компании.

Родоначальником такого способа улаживания отношений считается Франция. Там система «европротоколов» работает уже 30 лет. Постепенно практику оформления ДТП водителями без участия инспекторов внедрили и в большинстве европейских стран. К примеру, в России европротоколы для оформления мелких аварий на дорогах используют с 2009 года. В нашей стране к этому пришли только сейчас. Во власти уже успели заявить, что нововведения значительно облегчат работу ГАИ – так как не надо будет выезжать на все аварии подряд, и поможет водителям — сэкономит время на ожидании инспекторов для оформления ДТП.

Но, не смотря на то, что в Украине новый закон вступил в силу еще в минувший понедельник, 19 сентября,  применять эти нововведения  на практике пока было не возможно. Бланков этих самих европротоколов на прошлой неделе в Украине не было — моторно-транспортное страховое бюро Украины эти документы не напечатало. Соответственно, не получили их и страховые компании, которые по закону должны выдавать бланки европротоколов водителям вместе с полисами страхования.

 

Что из себя представляют европротоколы?

Европротокол — это специальный бланк, который в странах Европы заполняют водители — участники ДТП прямо на месте аварии, а затем подают его в свои страховые компании, чтобы получить страховое возмещение. Украинский вариант европротокола  ничем не отличается от документов других стран. Только оформлен на украинском языке. Его можно увидеть в электронном виде, на сайтах ГАИ и страховых компаний.

С 19 сентября страховые компании обязаны выдавать бланки европротоколов вместе с полисами обязательного государственного страхования гражданско-правовой ответственности. Тем автовладельцам, которые заключили страховой договор раньше, нужно их перезаключить, чтобы получить европротокол. На руки водителю выдадут один экземпляр бланка. Причем совершенно бесплатно.

Если водитель потеряет или использует бланк европротокола, ему нужно будет обратиться в страховую компанию и получить новый.

образец европротокола

В каких случаях автомобилист может воспользоваться упрощенным механизмом оформления ДТП?

Воспользоваться европротоколом при аварии владельцы транспортных средств могут только при наличии следующих обстоятельств:

— участники ДТП имеют  полисы обязательного государственного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО);

— в результате нет травмированных или погибших людей;

— водители договорились об обстоятельствах совершения ДТП;

— у водителей нет признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов.

Но и это еще не все. Закон предусматривает порог суммы убытка, нанесенного в результате аварии. Правда, какова эта сумма – чиновники еще не установили.

«На сегодняшний день речь идет о 10 тысячах гривен, но эта сумма еще не установлена, — говорит  директор крымской дирекции страховой группы «ТАС» Вера Константинова – Эту сумму должно утвердить  Моторно-транспортное страховое бюро Украины, а не мы. Поэтому ждем приказов».

В Госавтоинспекции настоятельно рекомендуют перед оформлением ДТП по упрощенной схеме обязательно сфотографировать место аварии, чтобы потом показать страховщику и избежать лишних неприятностей.

Европротокол заполняется четко, разборчиво, от руки шариковой ручкой, желательно печатными буквами. При этом обязательно отмечаются все сведения о каждом участнике ДТП.  Исправления в европротоколе категорически запрещаются. Вместо испорченного бланка заполняется другой. После заполнения европротокол  подписывается обоими участниками аварии.

Игорь Платонов

«Участники должны будут заполнить схему, которая есть в этом протоколе, привлечь как можно больше возможных свидетелей этого происшествия, их мобильные телефоны, — поясняет начальник отдела оформление материалов ДТП УГАИ Крыма Игорь Платонов — В случае необходимости сотрудники страховой компании будут проводить свое внутреннее расследование. Поэтому по возможности надо сфотографировать происшествие».

Объяснить водителю правила заполнения европротоколов должен продавец страхового полиса. Рекомендации по упрощенной схеме оформления ДТП есть и на сайтах ГАИ, страховых компаний.

Если водители договорились на месте, заполнили европротокол и подписали, они могут покинуть место аварии. При этом они освобождаются от обязанности информировать ГАИ о случившемся   ДТП. В этом случае водители  освобождаются от административной ответственности за то, что покинули место  аварии.

Впрочем, если водители хотят привычным образом оформить аварию, и вызвать на место аварии инспекторов, в ГАИ им не имеют права отказать.

Как получить возмещение от страховой компании?

Вера Константинова

«После оформления европротокола и виновник аварии, и пострадавший  идут каждый в свою страховую компанию, пишут заявления на страховой случай», — поясняет Вера Константинова. И добавляет: «Если величина ущерба будет определена больше чем та сумма, которая указана по европротоколу (например, если это будет 10 тысяч гривен, а там убыток на 20 тысяч гривен), то мы заплатим только 10 тысяч, а остальные деньги придется взыскивать либо в добровольном порядке, либо по суду. Если материальный ущерб балансирует на грани вот этой суммы, то лучше все-таки вызвать ГАИ»

Отметим, что участники ДТП, по результатам которой был заполнен европротокол, должны обратиться в страховую компанию не позднее трех рабочих дней с даты аварии. И со своим экземпляром заполненного бланка.

Законом изменены сроки, в течение которых страховщик должен выплатить пострадавшему в ДТП возмещение. Отныне, страховщик обязан выплатить страховое возмещение не позднее 15 дней с момента согласования с потерпевшим его размера, а весь процесс урегулирования не должен превышать 90 дней с момента обращения к страховщику с заявлением о выплате.

Но есть еще один принципиальный момент. Если водители решили оформлять ДТП по упрощенной схеме, не вызывать на место аварии инспекторов ГАИ, и заполнять европротокол, то это подразумевает, что участники аварии уже на начальном этапе обо всем договорились: кто виновник, а кто пострадавший и какая сумма ущерба будет добровольно возмещена. И если в дальнейшем вдруг возникнут какие-либо споры между автовладельцами,  к примеру, относительно суммы страховой выплаты, то решать их нужно будет исключительно в судебном порядке.

Новый закон ликвидировал краткосрочные договоры и различные типы полисов. Если раньше полисы страхования были трех типов, выписывался либо на конкретного водителя, либо на группу лиц, управляющих автомобилем, то теперь сохранится только договор ОСАГО I типа (один автомобиль — любой водитель).

Однако, есть и неприятная новость – вскоре после нововведений страховые полисы для водителей подорожают. Как сообщили страховщики, стоимость автогражданки повысится уже в ноябре 2011 года.

В ГАИ Украины не сомневаются – упрощенный механизм оформления ДТП станет популярным в нашей стране. По информации ведомства сейчас из всего количества ДТП лишь 15% составляют аварии с пострадавшими, где необходимо профессионально оформить событие, то есть с участием работников ГАИ. Особенно необходима такая услуга будет во время проведения чемпионата по футболу Евро-2012, во время которого ожидается наплыв болельщиков-автолюбителей  из европейских стран.

В то же время в страховых компаниях пока не ожидают наплыва клиентов с оформленными европротоколами. Услуга все-таки новая и непонятная. К тому же это во Франции и в других цивилизованных странах большинство водителей могут договориться и полюбовно разойтись, не вызывая полицию на место происшествия.   К примеру, в России, где практика использования европротоколов действует с 2009 года, это новшество не заслужило популярности  автовладельцев. И лишь порядка 10% аварий оформляются с помощью европротокола.

 Фото Дмитрия Низового, «Центр» и   auto.bigmir.net

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine