Тема недели. Сакский санаторий им.Пирогова: карантин продолжается…

TV

Главной темой этой недели безусловно стал скандал  вокруг Сакского военного клинического санатория имени Пирогова и арест его директора Виталия Устюжанина. За один из самых успешных украинских санаториев разгорелась настоящая война: приказом Минобороны знаменитая здравница  должна раствориться в  ГП «Укрвоенкурорт», коллектив санатория категорически против, а его руководителя и вовсе устранили со сцены, отправив в СИЗО.  

О Сакском центральном военном клиническом санатории имени Пирогова знают далеко за пределами полуострова. В старейшей крымской здравнице лечат десятки серьезных болезней, за исцелением сюда приезжают люди из 60-ти стран. По итогам прошлого года Сакский санаторий получил звание предприятия  № 1 в сфере санаторно-курортной деятельности Украины и премию за добросовестную уплату налогов. Только в местный бюджет города Саки ежегодно поступает 12 миллионов гривен налогов от санатория.

Казалось бы, только поддерживай да помогай. Ан нет: 15 июля министр обороны Украины Михаил Ежель подписал указ № 415 о реорганизации санатория. Как рассказали сотрудники лечебного учреждения, фактически речь шла о его переподчинении фирме «Укрвоенкурорт», которая также подчиняется министерству обороны. Сотрудники санатория и многие общественные деятели назвали этот приказ попыткой рейдерского захвата санатория.

Коллектив отказался признавать законность  приказа министра обороны и обратился с иском о его отмене в Хозяйственный суд Киева, который 25 августа остановил действия по ликвидации предприятия  до рассмотрения дела по сути.

 А через месяц, 30 сентября, представители крымской прокуратуры и УБОП приехали в санаторий с целью провести выемку документов и арестовать директора В.Устюжанина. Сделать это сразу не удалось: сотрудники  буквально собственными телами защищали вход в санаторий. По словам «пироговцев», никаких документов правоохранители не предоставили. Однако задержать директора все-таки удалось: вечером в тот же день, когда В.Устюжанин уходил с работы, его задержали люди в масках и увезли в Симферополь.

Прокуратура Киевского района Симферополя изъяла все финансовые, тендерные документы, винчестеры и все телефоны, имеющие память.

При этом, по словам юриста санатория Натальи Шкиль, выемка документов проходила с нарушением закона. «В санаторий Пирогова ворвались люди, не предъявляя удостоверений и постановления  о возбуждении уголовного дела, с постановлением о проведении обыска, арестовали директора. И самовольно провели обыск, – говорит Н.Шкиль. – Меня наглым образом вытолкали и не разрешили участвовать при обыске. Никаких объяснений своим действиям правоохранители не дали. Понятых я вообще не знаю, они даже не представили их. Я думаю, что понятые – подставные лица».

Только в понедельник прокуратура Крыма официально сообщила через пресс-службу: уголовное дело в отношении директора санатория было возбуждено по части 5 статьи 191 и  части 2 статьи 366 УК Украины — завладение бюджетными средствами и должностной подлог.

По словам главы парламентского комитета по нацбезопасности и обороне и экс-министра обороны Украины Анатолия Гриценко,  в ликвидации Сакского военного санатория заинтересованы влиятельные люди из «самого верха» украинского политикума. «Мне эта фамилия неизвестна  , – сказал А.Гриценко.  — Но то, что за этим стоит Ежель как технический исполнитель – это понятно. Кабмин должен был бы, если уж Ежель сделал ошибку, отменить приказ № 415, а Кабмин этого не сделал, несмотря на то, что неоднократно обращались депутаты самых разных фракций и несмотря на волну писем афганцев и ветеранов. Значит, где-то наверху на самом стоит искать».

За отмену приказа Минобороны выступила и уполномоченная по правам человека Нина Карпачева. Она также просила Верховную Раду создать временную следственную комиссию по расследованию ситуации вокруг санатория, а также заявила о том, что  представители омбудсмена обязательно будут присутствовать на заседании суда, где должна была избираться мера пресечения.

О том, что для ареста В.Устюжанина нет оснований, в интервью «Центру» заявил и экс-прокурор автономии Виктор Шемчук. «Я не вижу оснований для того, чтобы этот человек находился под стражей. Он никуда не скрывался, до последнего дня работал на благо своего предприятия. То, что у него был конфликт с министром обороны – не основание для избрания меры пресечения в виде пребывания под стражей , – отметил Виктор Шемчук. – Никто не установил, кто из этих людей прав: министр обороны, который действует в интересах рейдеров или сам занимается рейдерством или руководитель госпредприятия, который сделал все для того, чтобы сохранить его для инвалидов-спинальников».

Однако попасть на это заседание общественности так и не удалось — о времени слушания в Киевском районном суде Симферополя заранее не сообщали, даже адвокаты Устюжанина узнали о нем едва ли не за час до начала, а само заседание провели во время обеденного перерыва. На этом закрытом заседании было вынесено решение об избрании В.Устюжанину меры пресечения в виде ареста на два месяца. При этом, обвинение ему  не на момент ареста не было предъявлено.  И, по неофициальной информации из прокуратуры АРК, сделано это было только в пятницу.

Тем временем, коллеги В.Устюжанина уверены: никаких серьезных противоправных действий он не совершал, а его арест необходим  для смены руководства санатория, который стал приносить крупную прибыль.

Геннадий Барамия

В пятницу в Симферополе проходило совещании руководителей здравниц Минобороны, которое проводил  директором военно-медицинского департамента ведомства Рафик Камалов. Тема санатория имени Пирогова и судьба его директора, несмотря на пожелание главы департамента, все же прозвучала в  выступлениях руководителей санаториев. Начальник центра медицинской реабилитации и санаторного лечения «Крым» (Партенит) Геннадий Барамия  говорил, что  невозможно представить, что В.Устюжанин мог нанести ущерб государству.

«Когда человек сделал так, что предприятие стало успешным и стало зарабатывать десятки миллионов гривен, этого уже никто не замечает. А если по взглядам ревизоров ты потратил сто гривен как-то не так, то ты уже виноват, — говорит Г.Барамия. — А вы положите на чашу весов то, что сделано и то, что с точки зрения ревизоров, неправильно якобы потрачено. А как ревизоры работают, я знаю не понаслышке. В 2004 году на меня завели уголовное дело за то, что я провел в санаторий газ и спас тем самым предприятие. Я несколько месяцев давал объяснения, хотя все документы были в порядке».

По словам руководителя здравницы, в отношении любого из его коллег можно возбудить уголовное дело, поскольку функционирование бюджетных санаториев из-за правовых несостыковок и проволочек в финансировании  в наших  реалиях весьма затруднено.

«А потом как не нарушать закон? Он так написан, что если его не нарушить, предприятие нужно закрыть. Объясню: по нашему законодательству и бюджетному кодексу ты не имеешь права брать в долг, не имея реальных денег на счету, — говорит Г.Барамия. — Придет декабрь, денег на оплату газа не будет, а я не имею права его взять в долг, потому что это нарушение бюджетного кодекса. Меня можно привлекать за то, что я отапливаю здравницу и не даю ей погибнуть. Как выходить в этой ситуации из положения? Парадокс!»

Тем временем, судьба санатория имени Пирогова по-прежнему неясна. Приказ  Минобороны  №415 по-прежнему в силе, его никто еще не отменял. Более того, Хозяйственный суд Киева 5 октября отказал коллективу санатория в иске. Решение суда юристы санатория намерены обжаловать, но подготовка к его реорганизации путем поглощения небольшим предприятием  «Укрвоенкурорт» идет полным ходом. .

Как неоднократно сообщалось, ранее «Укрвоенкурорт» занимался тем, что продавал путевки военных санаториев, а в видах его деятельности значились  инвестиционная, рекламная и  благотворительная.  Однако недавно в устав предприятия была вписана и санаторно-курортная деятельность. Об этом  «Центру»  сообщил директор «Укрвоенкурорта» Сергей Малюков.

«У нас сделано дополнение к уставу, оно уже зарегистрировано после приказа. Та процедура, которая прописана по ликвидации, занимает по закону три месяца. Эти три месяца происходила подготовка к тому моменту, когда он лишится лица. К этому моменту уже есть устав и необходимые лицензии», — говорит С.Малюков.

Директор «Укрвоенкурорта»  сообщил «Центру» и некоторые свои биографические данные: по образованию он инженер-строитель, в прошлом работал замтехдиректора объединения  «Донецкуголь», а также был  помощником вице-мэра  Сум. О том, как же он намерен  намерен реорганизовать работу знаменитого санатория,  Сергей Малюков пока говорить не хочет.

«Я бы с удовольствием на эту тему поговорил до того, как произошел арест руководителя. А сейчас не хочу, потому что это темы взаимосвязанные, — говорит С.Малюков. — До этого я бы рассказывал о том, что для меня, как для руководителя – хозяйственника, это будет филиал, у него будет руководитель – доктор такой же роли, а может быть, выше. И процесс, который там происходил, так и будет происходить. А вот финансовые потоки и хозяйственная деятельность – это будет идти через головное предприятие, через «Укрвоенкурорт». А то, что кто-то уничтожает санаторий – полный бред».

По словам С.Малюкова, коллектив санатория реорганизация не затронет. «Как можно оторвать тот механизм, который работает? Как можно сокращать? Это к коллективу не имеет отношения», — уверял  нас руководитель «Укрвоенкурорта».

Как признается С.Малюков, он не специалист в санитарно-курортном  лечении. Но при этом заявляет, что ему это и не к чему: дескать, хороший менеджер найдет, кого назначить на должность главврача. Главное, мол, чтобы Минобороны получало прибыль.

Виталий Устюжанин

«Я вообще считаю, что такой момент настал, когда нужна вертикаль властная. Хорошо живет Крым, хорошо живут Саки. Прибыли — миллионы. Почему это все не объединить и в рамках этой системы действовать. Если кто-то не нужен – сократить, убрать, — говорит С.Малюкорв. — Но если кто-то эффективен, но за счет бывшего менеджмента, воровского,  человек в долгах сидит. Почему здесь, имея механизм общий, почему бы не перезапустить и не сделать? Но бюджетные, государственные деньги не позволяют этого – то же Министерство финансов, казначейство. А в рамках коммерческой структуры, пусть и государственной, но которая ведет свою деятельность на коммерческих основаниях, это делается в рамках закона».

С.Малюков искренне недоумевает, почему коллектив санатория не приемлет новое руководство, да еще и в суд подает. «В чем здесь разбираться? Хозяин решил сменить менеджмент, не меняя собственности, не меняя людей», — резюмирует глава «Укрвоенкурорта».

 Однако вопрос, кому понадобилось менять управленца, который смог превратить предприятие-банкрот в процветающую здравницу, остается открытым. О версиях событий вокруг   Сакского военного санатория  имени Пирогова, сомнительности его реорганизации и дела Устюжанина,  а также о планах военно-медицинского департамента  Минобороны относительно военных санаториев в Крыму  — в программе «Вопрос национальной безопасности»,  во вторник в 21.35 в эфире ТРК «Черноморская»