«Невеселые картинки» евпаторийского курорта

Курорты и туризм

«Пока градостроительная документация не утверждена решением сессии городского совета – это не больше, чем «веселые картинки». И если жилой массив вызывает столь негативную реакцию общественности, то мы готовы его из детального плана территории озера исключить». В этих словах, сказанных заместителем мэра Евпатории Сергеем Стрельбицким на встрече с общественниками 26 января, как в капле мутной воды озера Мойнаки, отразилась ситуация с застройкой берегов этого самого озера. Обычная ретушь на настроение «веселых картинок» уже не повлияет – застройка ведется фактически.

С разработанным НИИ «Діпромісто» планом развития территории озера Мойнаки граждане могли ознакомиться  в здании музыкальной школы с 3 января. Причем ознакомиться экстерном – уже 17 января исполком Евпатории организовал общественные слушания, еще через 10 дней документация должна была быть утверждена.

Но не поспешность и не нарушение установленной Законом обязательной процедуры общественных слушаний при утверждении градостроительной документации смутило общественность. На картах на берегу озера Мойнаки можно отчетливо увидеть невесть откуда возникший жилой массив на тридцать коттеджей и четыре пятиэтажки на восемь тысяч квадратных метров жилой площади.

Презентуя свою работу представителям громады, главный архитектор проектов НИИ Валерий Исаков заявил, что озеро Мойнаки будет застраиваться,  так как утратило свои лечебные свойства.

Безусловно, такое безапелляционное утверждение архитектора было необходимо для объяснения смелого проектного решения обустройства знаменитого озера, сердца евпаторийского курорта, основы крымской курортологии, дающего работу трем научно-исследовательским институтам и многочисленным научным и медицинским сотрудникам, имя которого стало синонимом городу, национальной детской здравнице.

На вопросы специалистов в сфере курортов, курортного и гражданского строительства о нарушении норм проектирования, специальных режимов водопользования, зон охраны курорта, допущенных на их взгляд при разработке детального плана, архитектор возразил: «У нас были соответствующие документы, позволяющие такое решение».

Стоит ли говорить, что в итоге была зачитана резолюция, в которой общественность полностью и единогласно одобряет новую градостроительную документацию, и даже не просит упомянуть в ней о необходимости охранять, изучать и рационально использовать лечебные факторы озера и курорта в целом. Эта резолюция не опубликована до сих пор.

Реакция горожан и СМИ на эти «художества» последовала бурная и незамедлительная. Совет общественных организаций Евпатории срочно организовала круглый стол «Перспективы использования озера Мойнаки».

В работе круглого стола приняли участие специалисты и эксперты в области изучения, эксплуатации и охраны природных ресурсов озера, депутат городского совета, члены рабочей группы Совета общественных организаций, представители прессы. Присоединился к обсуждению и заместитель городского головы, курирующий курорт, автор концепции освоения территории озера «Золотое кольцо здоровья» Сергей Стрельбицкий.

Обмен мнений начался с попытки члена Совета общественных организаций, председателя благотворительного фонда «Путь возрождения» Владимира Волкова убедить в присутствующих в том, что мойнакская рапа больше не лечит.

Волкова поддержал вице-мэр Стрельбицкий. «Действительно, по многолетним наблюдениям уровень минерализации в озере снижался. Первый заметный скачок произошел в 1968 году, второй в 1978 и с 1986 года минерализация упала до 60-70 грамм на дециметр. Причин этому несколько. В основе лежит естественный длительный геологический цикл колебания уровня стояния грунтовых вод, интенсивная антропогенная нагрузка и напряженный режим эксплуатации лечебного озера».

«Но уровень концентрации солей более 40 – 50 грамм на дециметр является рапой, лечебным средством, — возразила ведущий геолог КРП «Противооползневое управление» Елизавета Тришкина. — Кроме того, знаете ли вы, что самое большое количество лечебной иловой грязи разведано в Айдарском лимане, соленость которого составляет всего лишь 4 грамма на дециметр? К тому же, замеры состояния озера раньше производились ежедневно евпаторийской ГиГРЭС, а сакские коллеги проводят отбор проб теперь всего ежеквартально. А для всех соленых озер характерны сезонные колебания минерализации».

«Очевидна также и конкурентная заинтересованность в негативной информации со стороны сакчан, активно продающих грязь, препараты из минеральных ресурсов сакского озера во все евпаторийские санатории и другие города и страны», — вмешалась известный в Евпатории эколог, кандидат биологических наук Марина Сац

«В последний год во всех озерах Крыма, в том числе и в Мойнаках начало наблюдаться повышение уровня минерализации, наше же озеро стало заметно восстанавливаться после прекращения работы грязелебницы, использовавшей до последнего дня своей работы устаревшие экстенсивные методы отпуска процедур, уменьшением техногенной нагрузки на прилегающую к озеру территорию, — продолжила Елизавета Тришкина. —   Нужно еще больше ужесточить контроль за антропогенным воздействием на озеро, надо помочь ему восстановиться. А для того, чтобы говорить о всех свойствах озера нужно получить бальнеологическое заключение, которое стоит существенных средств, и которое никто не заказывал».

Сергей Стрельбицкий и Марат Бекметов

К обсуждению лечебных свойств мойнакской грязи подключился и автор патентов на препараты из мойнкаской и сакской грязей, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник по курортологии и физиотерапии Марат Бекметов. По его словам, озеро Мойнаки вовсе не утратило своих лечебных свойств.

Мойнакская грязь отличается от Сакской грязи по количественным показателям минерального состава, но превышает его по своим биологически активным целебным свойствам, обусловленным уникальной биологической замкнутой экосистемой. Проведя исследования институтом курортологии мойнакской грязи доктор Бекметов выявил её высокую ферментативную активность, а коллоидные мелкодисперсные препараты, получаемые им из Мойнакской грязи, дают выоский эффект лечения рубцов, трофических язв, женского и мужского бесплодия.

И хотя, по оценкам профессора Хмары, высказанным в 2002 году на конференции «Курортополис – Евпатория» о том, что запасы лечебной грязи в Мойнаках составляют более 100 тысяч тонн, к этому богатству нужно относится бережно, рационально. Эта грязь уникальна, и использовать её по мнению Марата Бекметова необходимо, используя ресурсосберегающие технологии, производя из неё и рапы озера медицинские препараты, широко применяя их на евпаторийском курорте.

Слова доктора поддержала Марина Сац: «Наше озеро – живая экосистема, способная к самовосстановлению. Бережное, хозяйственное отношение к озеру, ограничение антропогенной нагрузки, рациональное использование уникальных целебных ресурсов на основе производства препаратов не только даст новый толчок к развитию курорта, но и создаст новые рабочие места, оживит экономику города. Нам надо помочь озеру в его восстановлении. Необходимо провести мероприятия по пресечению подпитки озера стоками, грунтовыми водами, обеспечить подпитку морской водой и минерализация восстановится до 100 грамм на литр за 5-10 лет».

В ответ Сергей Стрельбицкий стал говорить о том, как власти Евпатории спасают озеро: «Совершенно неуместно говорить об отсутствии лечебных факторов озера Мойнаки. Мойнаки – это наш курортный бренд, основной лечебный фактор – стал говорить Стрельбицкий. — После выполнения части работ по строительству дамбы, отсекшей грунтовые стоки, озеро ответило нам благодарностью, заметно стало восстанавливаться. Этим же проектом предусмотрено строительство гидротехнических лотков, которые  еще эффективнее помогут озеру восстанавливать уровень минерализации. Разработанная концепция «Золотое кольцо здоровья» не предусматривала никакой избыточной застройки озера. Она и была представлена проектировщикам «Діпроміста”, а также проект восстановлнния озера, сделанный Симферопольским Гипроводхозом”.

«А вы знаете, что на территоории озера уже есть жильё? Что там сейчас уже живут 12 семей?» – спросил присутствующих вице-мэр. «Вот проектировщики и прдложили такое решение, кторое несколько развивает уже обжитую зону и позволяет за счет долевого участия в развитии инфраструктуры города при выделении земли застройщикам жилья привлечь средства на канализование этого района», — пояснил Стрельбицкий.

«А не напоминает ли Вам такое решение способ лечения перхоти гильотиной?- ответила депутат городского Совета Оксана Волошенко — Провести канализацию двенадцати семьям, не понятно каким образом заселившим запретную территорию, да еще за счет ущерба всему озеру? Рациональное ли это отношение к общегородскому достоянию?», – продолжила вопрошать депутат.

«А ведь на этом самом месте, если я не ошибаюсь, ранее рассматривалось создание термального СПА – курорта? Это решение было абсолютно логичным, так как именно здесь находятся две скважины с термальной минеральной водой и одна скважина с минеральной водой. Зачем же это уникальное место в своем потенциале развития всего курорта занимать под жилье?” – поразилась Марина Сац.

„Я хочу вас успокоить”, — продолжил Стрельбицкий. — Вы все верно говорите, Марина Ивановна. И пока проект не утвержден на сессии – это все не больше, чем „веселые картинки”. И если такое решение не воспринимается общественностью, то оно может быть изменено”, — сказал, прощаясь с участниками обсуждения, заместитель городского головы.

Подытожив всю информацию и мнения, высказанные на встрече экспертами, специалистами, представителями местной власти и общественности, организаторы кроуглого стола изложили свою точку зрения в обращении к городскому голове.

Полный текст обращения приведен ниже

«17 января 2012 года состоялось общественное обсуждение новой градостроительной документации и детального плана территории вокруг озера Мойнаки, подготовленные НИИ «Діпромісто”.

Представленные проектные решения, содержащие жилую застройку берега озера в зоне специального водопользования, вызвали значительный негативный резонанс, как в экспертной среде, так и среди широкой общественности.

Негативный эффект восприятия презентации вызвали слова главного архитектора проектов подрядчика об утрате озером своих лечебных факторов, что по-видимому и послужило отправной точкой в подобных проектных решениях.

Налицо явная и досадная ошибка при оформлении исходных данных, предоставленных для проектирования и как результат – всего итога работы НИИ.

Учитывая высокую градообразующую ценность и влияние на всю городскую экономику, успешно эксплуатировавшегося на протяжении последних 125 лет статуса курорта, обеспеченного наличием бесспорных и уникальных лечебных свойств озера Мойнаки, просим Вас приостановить дальнейшее рассмотрение детального плана территории вокруг озера и вернуть его на доработку. Продолжив работу над проектом с учетом действующего природоохранного законодательства, развитию охранных зон с учетом создания термального СПА – центра и новой грязелечебницы. При проектировании необходимо учитывать стратегию развития Западного Крыма, приоритетным направлением которой выбрано развитие курорта.

Мы выражаем свою поддержку и благодарность Исполнительному комитету городского Совета за проведенную работу по разработке градостроительной документации, крайне необходимой нашему городу для его динамичного развития и привлечения инвестиций в городскую экономику.

А также заявляем о своей приверженности принципу сбалансированности и эффективному подходу к развитию курорта, а также бережному и рациональному отношении к главному богатству евпаторийского курорта – целебному озеру Мойнаки.»

Фото «Центра», блогера Владимира Кожанова и Марка Агатова