Почему туристический сбор неэффективен?

Курорты и туризм

Туристический сбор существует практически во всех странах мира, занимающихся туризмом. Это местный налог, который идет на развитие инфраструктуры курорта. Ставки различны: в одних странах от 0,1% до 12%, в других от одного до трех евро за ночь проживания в отеле. Информация о ставке турсбора размещается на сайтах, в рекламных буклетах, и турист, выбирая тот или иной город мира для отдыха, обязательно учтет эти дополнительные расходы в своем бюджете. В цивилизованных странах для туриста наличие туристического сбора  означает только одно: в стоимости услуг, которые он будет оплачивать, ставка налога уже заложена. Его задача только оплатить по счету – и все. У нас все в точности до наоборот. Туристический сбор как налог введен с 2011 года,   но механизм его взимания и администрирования до сих пор не отработан. Как следствие, незначительные поступления в бюджет.  Как найти выход из тупиковой ситуации? Этот вопрос стал ключевым на двух мероприятиях, прошедших в конце прошлой недели: на  заседании в Государственной налоговой службе с участием налоговых агентов, которые занимаются взиманием турсбора, и на  республиканском совещании по итогам первого полугодия курортного сезона.

Ожидания и реальные поступления

Повторимся, туристический сбор — это  один из местных налогов, который согласно Налоговому Кодексу, вступившего в силу с января 2011 года, взимается  с туристов.  Кодексом определена и сумма турсбора — от 0,5 до 1% от цены проживания. В Крыму органы местного самоуправления  своими решениями утвердили максимальную ставку — один процент. В 2011 году по прогнозам министерства курортов и туризма Крыма планировалось получить в местные бюджеты около 150 миллионов гривен.

За 2011 год, по данным Государственной налоговой службы,  в местные бюджеты поступило 8,4 миллиона гривен. Поэтому в выступлениях министра курортов и туризма Крыма А. Лиева в нынешнем году уже звучат совсем иные цифры. «При правильном механизме взимания  туристического сбора, полуостров может получить до 50 миллионов гривен», — цитирует главу министерства курортно-информационный центр. 

По данным государственной налоговой службы Украины в Крыму, по состоянию на первое августа 2012 года в местные бюджеты поступило 3,7 миллиона гривен туристического сбора. До прогнозируемых министерством 50 миллионов, не хватает 46 миллионов.  Просчеты оказались неверными, или деньги идут не туда?  Кстати, в Государственной налоговой службе в Крыму хотя и не разделяют оптимистические прогнозы минкурортов по таким суммам туристического сбора, однако соглашаются с тем, что в бюджет идут значительные недопоступления.

По словам заместителя председателя Государственной налоговой службы в АР Крым Сергея Крюкова, в настоящее время инициируется предложение сделать отчет по туристическому сбору ежемесячным, а не ежеквартальным, чтобы оперативнее отслеживать ситуацию. «За третий квартал мы получим данные только 10 ноября. Это никуда не годится», — сказал С. Крюков. Не пора ли в связи с этим сделать четкий экономический анализ и спрогнозировать плановые поступления данного вида налога, чтобы понимать, стоит ли овчинка выделки? Тем более, что в Крыму собираются создать республиканское предприятие, которое  будет заниматься взиманием туристического сбора. По словам председателя правительства Крыма А. Могилева, предприятие полноценно начнет свою работу со следующего года.

Механизм  есть, но он не работает

Механизм администрирования и взимания налога – это одна из главных проблем, с которыми сталкиваются налоговые агенты в своей работе.   Директор коммунального предприятия «Отдых» из Заозерного Виктор Романенко предложил либо четко прописать в ст. 268 Налогового Кодекса механизм администрирования туристического сбора,  либо отказаться от турсбора вообще. Его поддержали все налоговые агенты, принявшие участие в совещании в ГНС, потому что  работать, руководствуясь прописанной нормой, по их словам, просто невозможно. Напомним, согласно ст. 268.2.1. Налогового Кодекса плательщиками туристического сбора  являются туристы, а взимают его налоговые агенты, субъекты  предпринимательской деятельности, с которыми органы местного самоуправления заключают договоры на данный вид услуг.

Кроме того,  согласно ст. 268 Налогового кодекса, от уплаты туристического сбора освобождаются лица, проживающие в городе на условиях договора об аренде, приезжающие в командировку или по путевкам, а также ветераны войны, участники ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалиды и люди, их сопровождающие.  По данным министерства курортов и туризма автономии в Крым ежегодно приезжает до шести миллионов туристов, из них 1,1 миллиона проживает в здравницах, то есть приехали по путевкам и от уплаты налога  освобождены. Основная масса туристов идет к частникам, в том числе  и в  мини-отели.   Именно эта категория отдыхающих и есть основным плательщиком турсбора и проблемы со сбором налога возникают именно здесь.

Проблема в том, что законодатель сделал расчет на то,  что владельцы мини-отелей добровольно заключат договора с налоговыми агентами и будут оплачивать турсбор и услуги агента. Но добровольцев мало, а у налоговых агентов полномочий никаких. В реальности они просто  не могут  попасть на территорию частного домовладения.  Их попросту не впускают. К тому же число желающих  оплатить налог  добровольно снижается даже по сравнению с прошлым годом. «У меня число плательщиков уменьшилось в три раза», — признался Виктор Романенко. Такая же ситуация  и у его коллег из других регионов Крыма. Причина  в том, что люди боятся работать легально. Если они легализуются, тут же придут все: ГАСК, СЭС, МЧС, защита прав потребителей, местные власти, милиция, водоканал, энергетики. И эти опасения не безосновательны. Как сообщал «Центр», на совещании в Судаке министр регионального развития и ЖКХ Сергей Брайко предложил создать комиссию для изучения  ситуации с водопотреблением мини-гостиницами и по итогам проверки перевести их на вторую категорию по оплате данного вида услуг.

И в своем желании министр минрегионразвития и ЖКХ не одинок. О необходимости  увеличить тарифы на коммунальные услуги для мини-отелей неоднократно говорили и другие поставщики услуг. Как результат,  с начала года в Крыму было легализовано всего 82 частных домовладения. «Они получили паспорта и были внесены в реестр», — цитирует курортно-информационный центр министра курортов и туризма А. Лиева.  Кстати, в снижении активности владельцев мини-отелей по легализации своей деятельности есть и  вина министерства. Не успели еще высохнуть чернила на документе, позволяющем не регистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности владельцам мини-отелей, имеющих до 30 койко-мест, как  Министерство курортов и туризма Крыма и Государственное предприятие  «Крымский научно-производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации» подписали меморандум «О сотрудничестве» по проведению обязательной, хотя и упрощенной процедуре, сертификации услуг по временному размещению туристов.  И это напугало многих  владельцев мини-отелей.

Безусловно, это ни в коей мере не оправдывает их попытку уклониться от уплаты туристического сбора. Но, тем не менее, это событие сыграло свою негативную роль. Ведь больше всего владельцев пугает неизвестность. Никто четко не может им сказать: сколько реально денег придется заплатить за легализацию и сколько времени займет эта процедура? Людей можно понять, они  годами нарабатывали базу клиентов и никто в одночасье не хочет ее потерять.

Деньги собираются, но не  в казну

Итак, главными плательщиками этого налога у нас являются  отдыхающие, которые проживают в отелях и мини-отелях, а последние, повторимся, у нас находятся в тени, выходить из которой не очень-то торопятся. Но, как оказалось, и  крупные отели не отличаются усердием в уплате данного вида налогов. По информации вице-мэра Ялты Елены Юрченко, ряд баз размещения на территории Большой Ялты перечисляют в бюджет города искусственно заниженные суммы туристического сбора. Так, по ее словам, в этом году «Вилла Елена» перечислила в бюджет всего три тысячи гривен туристического сбора, а похожий объект отель «Ореанда» — 121 тысячу гривен. «При этом средняя стоимость проживания в одном номере «Виллы Елена» 5 тысяч гривен», — подчеркнула вице-мэр.

Как воздействовать на нерадивых налогоплательщиков? Премьер-министр Крыма Анатолий Могилев предложил применить метод антирекламы в отношении неплательщиков налога, а также  посоветовал местным властям составить список из пяти или десяти подобных объектов и силами налоговой службы, управления гостехногенбезопасности и санэпидстанции проводить проверки и закрывать эти объекты.  Но разумно ли закрывать отели  в разгар сезона и как такие действия отразятся на имидже Крыма?  К тому же, отсутствует механизм наказания на законодательном уровне. Но об этом позже. А вот антиреклама – метод действенный. Пора бы предавать огласке информацию о неплательщиках налогов. У нас эти данные почему-то тайна за семью замками. «Центр» обратился в Государственную налоговую службу с запросом на получение  публичной информации о предприятиях-неплательщиках налогов и суммах недоимки. И вот какой ответ был получен из налогового ведомства: «Предоставление запрашиваемой информации не является возможным в соответствии с действующим законодательством Украины.  Согласно ст.22  Закона № 2939 распорядитель информации имеет право отказать  в  удовлетворении запроса в случае, если информация,   которую запрашивают,  относится  к  категории информации с  ограниченным  доступом  в соответствии с  частью  второй статьи 6 указанного Закона». А во всем цивилизованном мире – это информация общедоступна и эта тема одна из популярных в СМИ.

По мнению налоговых агентов, для тех, кто уклоняется от уплаты туристического сбора, нужно вводить штрафные санкции.  Кстати, в этом вопросе, подвижки уже есть. В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 11024, согласно которому устанавливаются штрафы за нарушение порядка предоставления услуг по размещению (проживанию), а также за неуплату туристического сбора. Автор законопроекта – экс-прокурор Крыма  Виктор Шемчук. Согласно законопроекту, за первое нарушение по неуплате турсбора грозит предупреждение или штраф в размере от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (170-255 грн.). В случае повторного нарушения в течение года штраф составит от  20 до 30 необлагаемых  минимумов доходов граждан (340-510 грн.). Нарушение порядка предоставления услуг по размещению туристов, в том числе размещение без получения паспорта индивидуального средства размещения (гостиницы, отеля) на первый раз тоже обойдется предупреждением или штрафом от 5 до 15 минимумов (85-255 грн.), но если нарушение будет зафиксировано повторно в течение года, то заплатить придется от 10 до 30 минимумов (170-510 грн.).  Законопроектом  определен механизм взимания штрафа. Предполагается, что рассматривать дела о таких нарушениях будут органы Государственной налоговой службы, если это касается туристического сбора, а также органы исполнительной власти в сфере туризма, если нарушается порядок предоставления услуг по временному проживанию.

После депутатских каникул решится вопрос данного законопроекта. Вопрос в том, будут ли нормы закона использованы по прямому назначению,  не станут ли  еще одним поводом содрать взятку? По крайней мере, ныне такая практика, к сожалению, применяется. И об этой проблеме, на наш взгляд, самой важной – коррупционной, тоже говорили налоговые агенты.

«Назвать вам тариф? – спросил Сергей Панченко, директор детского оздоровительного лагеря «Южный», присутствующих на совещании в Государственной налоговой службе, и  озвучил цифры.  — Участковый с инспектором раз пройдут, по 300 баксов соберут с каждого предпринимателя – и больше ничего не надо». Да и местные власти не остаются в накладе. «А местные головы и некоторые избранники поделят эти «генделыки». Зачастую получают больше, чем приходит в бюджет», — не побоялся он назвать вещи своими именами. Кстати, на совещании в Судаке министр курортов и туризма Крыма  А. Лиев также озвучил цифры, названные предпринимателями, занимающимися торговлей,  во время проверки Николаевки.  По его словам, предприниматели платили от 20 до 25 тысяч гривен за  гарантию того, что их никто не будет проверять. Действительно, сложно поверить,  что местные органы самоуправления, как дитя малое, не ведают, что происходит на их территории и кто кого «крышует», равно как и силовые структуры и иные контролирующие органы. А ведь местные власти  должны быть в первую очередь  заинтересованы в том, чтобы налоги поступали в местный бюджет. Сегодня,  увы, этого не происходит.  И не в этом ли кроется корень зла?

И последнее. На сегодняшний день действует мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности и создаются условия, чтобы минимизировать давление на бизнес. 

Но  надо полагать, что эти льготы распространяются только на тех, кто работает легально и платит налоги, а не на тех, кто работает на себя и «крышу». Для последних должны действовать иные «льготные условия»,  иначе те, кто сегодня еще платит налоги, завтра предпочтут уйти в тень.

Фото Сектора взаимодействия со СМИ ГНС в АРК, tursvit.ru