Выборы-2012. Как заказывают «музыку»

Власть

Каждую избирательную кампанию на протяжении последних четырех лет «Центр журналистских расследований» ведет мониторинг соблюдения прав избирателей, в частности, и на информацию о финансировании избирательных фондов партий и кандидатов. Наверное, уже никто не сомневается в том, что коррупция во власти начинается еще во время выборов – с завода в политическую кампанию грязных денег, с применения админресурса, то есть, использования наших с вами ресурсов – финансовых, человеческих, технических.

Понимание того, кто и из каких источников финансирует поход политиков за мандатами и депутатской неприкосновенностью, а также информация о том, кто и как нарушает закон во время агитации за себя и против оппонента, информация о прямом и опосредованном подкупе избирателей или давлении на них – все это поможет сделать осознанный выбор 28 октября.

Именно для этого на протяжении двух месяцев в телепрограммах и на страницах Интернет-издания Центра журналистских расследований, а также на сайтах медиа-центров IPC в Симферополе, Феодосии, Ялте, Евпатории и Джанкое в рубрике «Выборы-2012» мы будем постоянно информировать о ходе избирательной кампании и выявленных журналистами, избирателями и наблюдателями нарушениях закона и наших с вами прав. Но прежде всего, конечно, нужно их знать —  чтобы сравнивать с действительностью.

Календарный план, утвержденный в начале избирательной кампании Центризбиркомом и размещенный на официальном сайте комиссии, позволяет каждому гражданину следить за сроками основных этапов и мероприятий выборов -2012 и, соответственно, фиксировать их нарушение. Срок с 30 июля по 28 августа отводится для открытия банковских счетов избирательных фондов, однако кандидаты-мажоритарщики и партии должны это сделать не позднее 10-го дня с момента регистрации.

До открытия накопительных и текущих счетов своих избирательных фондов и, конечно же, поступления на них средств, никакая агитация вестись не может – ведь платить за нее можно только с этих счетов и только в безналичной форме. Однако СМИ уже зафиксировали массу нарушений этой нормы закона, причем, повсеместно, то есть со стороны почти всех основных субъектов выборов. Возможно, поэтому и не слышно о заявлениях в ЦИК о нарушении закона.

Как должны формироваться избирательные фонды партий и кандидатов в одномандатных округах?

Этот порядок определяют статьи 48, 49 и 50 Закона о выборах народных депутатов Украины.

Партии сначала должны открыть банке в Киеве один накопительный счет, затем – текущие счета, через которые и должно вестись финансирование расходов на кампанию в регионах (не более одного текущего счета в одномандатном округе), а также назначить распорядителей этих средств. Именно они по окончании кампании и будут подавать в ЦИК финансовые отчеты.

Из каких средств могут формироваться избирательные фонды?

Фонды партий могут формироваться из средств самой партии и добровольных взносов физических лиц.

Фонд кандидата в депутаты в одномандатном округе формируется за счет его собственных средств или взносов физлиц.

Средства партии, и собственные средства кандидата-мажоритарщика закон не ограничивает ни по сумме, ни по количеству перечислений. А вот добровольные взносы физлиц имеют целый ряд ограничений и запретов.

Не имеют права на финансирование избирательных кампаний кандитдатов и партий:

— иностранцы или лица без гражданства;

— анонимные жертвователи

Поэтому в платежке должны быть указаны ФИО, дата рождения, место проживания и адрес жилья лица. Причем, банк или отделение связи примет ваш платеж в какой-нибудь избирательный фонд только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Кроме того, взнос физлица в партийный фонд не должен превышать 400 размеров минимальных зарплат, в фонд кандидата в депутаты в одномандатному округе – 20 размеров минимальной зарплаты.

К сожалению, и в эту избирательную кампанию, законодатель не обеспечил в законах рычагов для общественного контроля за финансированием политиков и партий. Финансовый отчет субъекта выборов поступит в ЦИК, а затем и будет опубликован только после окончания кампании. В отличие от президентских выборов, когда два кандидата – Анатолий Гриценко и отчасти Арсений Яценюк – сделали процесс формирования и расходования средств своих фондов публичными уже во время избирательной гонки, в нынешнюю кампанию о такой готовности пока не заявил никто.

Впрочем, народный депутат Украины Андрей Сенченко, идущий на выборы по списку Объединенной оппозиции «Батьківщина», говорит, что оппозиция предоставит возможность избирателям следить за формированием фондов и тратой денег на предвыборную кампанию — технологии это сегодня позволяют.  Однако, по его словам, эта прозрачность – не панацея от использования грязных денег в избирательном процессе.

«Проблема в том, что наряду с легальным фондом есть огромный нелегальный фонд черных денег, которые вынуты из кармана избирателей. За счет этих средств они бросают и говорят – мы детские площадки, на какие-то скважины в селах.

Важно, чтобы за иллюзией прозрачности избирательных фондов не потерлась огромная маса средств, которая является криминальными деньгами, украденными у людей и в виде вот такой подачки, массированной телевизионной и наружной рекламы тратится на выборах». — говорит Сенченко.

Тем не менее, если бы и нынешнее законодательство исполнялось, у нас с вами была бы возможность получать информацию о чистоте и источниках капитала, привлеченного в политику.

Законы об общественных организациях и политически партиях обязывают партии раз в год публиковать финансовые отчеты – о средствах, источниках их получения и имуществе партий. Однако из полутора сотен партий в Украине в 2010 году, по данным министра юстиции Александра Лавриновича, свои финансовые отчеты опубликовали только 33.  К слову, Партии регионов, по списку которой сейчас баллотируется господин Лавринович, в числе тех, кто исполнил требование законав прошлом году, нет. Как нет на сегодня и данных министерства о том, как отчитались партии в этом году – за предыдущий 2011-й. В открытом же поиске нам удалось найти единичные сообщения об отчетах небольших, а то и маргинальных партий. А вот своего рода деклараций о доходах парламентских партий нам не удалось найти ни одной. Поэтому Центр журналистских расследований отправит информационные запросы партиям, которые принимают участие в выборах и имеют наибольшие рейтинги, то есть, имеют шанс преодолеть 5-процентный барьер.

Действующее законодательство также обязывает подавать в ЦИК декларации о доходах и финансовых обязательствах всех кандидатов в депутаты. Ознакомиться с этими документами можно на сайте ЦИК – они в свободном доступе. Хотя есть и технические накладки. К примеру, кликая на желтую папку с декларацией лидера крымских БЮТовцев Андрея Сенченко, мы получаем декларацию его коллеги Сергея Саса, документ которого открывается корректно. По словам Сенченко, эта накладка скоро будет устранена, а его декларацию можно найти на сайте «Батьківщины».

Но даже публикация декларации – не гарантия открытости и честности кандидата в народные депутаты. Например, на сайте ЦИК можно найти декларацию кандидата-самовыдвиженца Виктора Чолака, баллотирующегося по округу №1. Согласно документу, у кандидата нет ни семьи, ни работы, ни доходов, ни расходов. На какие деньги будет вести избирательную кампанию в Симферполе никому не известный человек из Одессы – непонятно.

Благодаря парламентским выборам крымчане получили также доступ к декларациям чиновников автономии, которые баллотируются в ВР Украины, и которые ранее не публиковали свои декларации. Так на сайте ЦИк теперь можно увидеть декларации о доходах трех членов президиума ВР Крыма — Григория Иоффе, Константина Бахарева и Рустама Темиргалиева, которые вошли в список партии регионов, хотя и на непроходные места во второй сотне.

Рустам Темиргалиев. Фото Facebook

Самую высокую позицию из этих чиновников в партийном списке занимает Рустам Темиргалиев, финансовые ресурсы которого уже попадали в поле зрения нашей программы в президентскую кампанию. Тогда он был в команде Инны Богословской, которая уверяла – кампанию в Крыму финансируют ее сторонники. Тогда же мы описали схему бизнес-структур, где учредителями значились Рустам Темиргалиев, его отец или супруга. Фирмы и их миллионные уставные фонды, как грибы после дождя, росли в то время, когда Темиргалиев был близок к премьеру, а затем севастопольскому губернатору Сергею Куницыну. Знакомство с опубликованной декларацией Темиргалиева вызвало ряд вопросов, но отвечать на них политик согласился не на камеру или диктофон, а в социальной сети Facebook.

Итак, согласно декларации, основная доля доходов Рустама Темиргалиева – это зарплата члена президиума Верховной Рады Крыма и материальная помощь. Члены семьи депутата доходов не получили. Из недвижимости – указан только дачный дом в 78 квадратных метров. Также депутат задекларировал 2 миллиона 382 тысячи, внесенных в уставные фонды обществ и предприятий. Его жена, согласно декларации, внесла в уставные фонды четверть миллиона гривен.

Но по нашим подсчетам, которые строятся на данных ЕГРПОУ, общая сумма взносов Рустама Темиргалиева в уставные фонды четырех ООО превышает задекларированные более чем на 200 тысяч гривен. Но это только верхушка бизнес-айсберга Темиргалиева. Его фирма «Темиринвест групп» является учредителем целой плеяды фирм с миллионами гривен в уставных фондах.

Но в графе декларации, где могла быть информация о  процентах дивидендах от его бизнеса, стоит прочерк, а в графе «иные доходы» и  Рустам Темиргалиев указал скромные 3 040 гривен.

Мы спросили у депутата:  почему данные из официального реестра разнятся с данными его декларации?

«Вы меня поставили в затруднительное положение — возможно, в ЕГРПОУ не сняли предприятия, из которых я вышел как учредитель. В любом случае, для точного ответа мне необходимо время» — ответил политик в Facebook. Надо полагать, ему не известно, что изменения данные в гоcреестр обязаны подавать сами предприниматели.

Ответ на следующий вопрос нас удивил еще больше. Мы спросили Рустама Темиргалиева: неужели вся его бизнес-империя принесла ему за год всего три тысячи гривен дохода? Оказалось, дохода от своей империи Темиргалиев за весь год не получил вообще. Официально.

«Юрлица, упомянутые в Вашем вопросе, официально не принесли мне и моей супруге доходов в 2011 г».

В любом случае, мы принимаем тайм-аут, взятый Рустамом Темиргалиевым, и опубликуем полный его ответ, как только он к нам поступит, и мы сможем окончательно расставить все точки над его декларацией. Остается только надеяться, что это случится до конца избирательной кампании.