Николай Черевков: «Уверенность в том, что мы благополучно пройдем осенне-зимний сезон есть, хотя проблем достаточно»

Власть

Все крымчане хорошо запомнили прошлую зиму, показавшую свой суровый нрав. Снежные заносы, перекрытые дороги, сотни людей, замерзающие в застрявших в степи автомобилях, отрезанные от транспортного сообщения села… О том, почему Крым оказался не готов к буйству стихии  и о том, что предпринято в этом году, дабы свести к минимуму риск возникновения очередных чрезвычайных ситуаций, корреспонденту AUTOinvestigator рассказал председатель Республиканского комитета Крыма по транспорту и связи Николай Черевков.

— Николай Викторович, какие мероприятия уже проведены в плане подготовки транспортной инфраструктуры полуострова к зимнему сезону?

— 18 октября в Рескомитете прошло заседание коллегии с участием заместителя министра инфраструктуры, где заслушали готовность всех отраслей транспортно-дорожного комплекса о готовности к зиме. На данный момент можно смело сказать, что аэропорт готов в полном объеме: техника готова, закупили реагенты. Опасений о том, что может что-то серьезное произойти, нет. Что касается портов, также было доложено, что вся инфраструктура готова. Остается только надеяться, что нынешней зимой не будет такого ураганного ветра, который поразбивал пирсы и набережные. Порты должны справиться. То же самое и по железной дороге – все, что необходимо к зиме, — все у них готово.

— Как показала прошлая зима, именно дороги оказались самым слабым звеном, поэтому, все-таки, наибольшее опасение у людей вызывает степень готовности к непогоде дорожных служб.

— Да, действительно, вопрос подготовки Службы автомобильных дорог рассматривался особо. Чтобы крымчане понимали, в целом, на очень сложное финансовое положение, отсутствие достаточных средств, она готова. По состоянию на 1 ноября, заготовлен среднестатистический запас противогололедных материалов: 80 процентов песка и 60 % технической соли. Потом, по необходимости, материалы будут докупаться.

Узкое место, которое у нас остается, — заготовка бензина и дизтоплива. Служба автодорог обратилась в Укравтодор с тем, чтобы нам оказали содействие  в выделении средств для пополнения запасов топлива. Пока есть только минимальный 10-дневный, как положено по нормативам, запас.

— Какое количество спецтехники будет работать зимой?

 — На сегодняшний день на балансе у Крымавтодора (главный подрядчик Службы автомобильных дорог – ред.) числится порядка 200 единиц техники. Это роторные снегоочистители, бульдозеры, автогрейдеры, пескоразбрасыватели, погрузчики и т.д. Все они отремонтированы. Дополнительно заключены договора с различными автохозяйствами на 30 машин – это бульдозеры и грейдеры.

 — На Ваш взгляд, этого достаточно?

 — При нашем климате, в принципе, достаточно. Но время идет вперед, и эта техника не очень эффективно работает. Начнем с того, что ей от 20 до 30 лет. Она постоянно ломается. К концу прошлогоднего «боя» с непогодой осталось процентов  двадцать  «живой» техники. Остальное вышло из строя. Потом, не стоит забывать, что дороги у нас в Крыму расширяются, обновляются. Нужны дополнительные машины. Поэтому мы подписали обращения к Анатолию Владимировичу (Могилев – ред.) и в Укравтодор еще на 63 единицы, в том числе и для ремонта дорог. Для этого нужно порядка 39 миллионов.

 — Обещают?

  Был разговор с Демишканом (глава Укравтодора – ред.). Они все прекрасно понимают. Обещают. Вопрос стоит в отсутствии или присутствии средств у Укравтодора. В принципе уверенность есть, что мы благополучно пройдем сезон. Но недостатков очень много. Самая большая проблема – это дороги общего пользования местного значения. Это дороги, которые соединяют райцентры с поселками. Их латают и, соответственно, расчищают в последнюю очередь.

— Сколько, объективно, необходимо средств, чтобы службы нормально отработали сложный осенне-зимний сезон?

 Ой, лучше это вопрос не задавайте, это страшное дело! Я могу сказать, что на подготовку к зиме, только на закупку солематериалов, на солярку, на ремонт техники, запланировано было 6,8 миллионов. Дали 5 млн. 938 тысяч, т.е. 800 с лишним  тысяч недодали. Есть заверения, что по мере надобности, будут добавлять.

— Что-то предпринимается для защиты дорог от переметов в степных районах Крыма?

— Вот смотрите, есть такой пункт в плане подготовки к зиме, — снегоудерживающие щиты, которых у нас нет. Подсчитали, что их на Крым нужно порядка 12,5 тысяч штук. Вопрос: как эти щиты устанавливать, как ветер дует, унесет ли их, разворуют ли? Вот одна проблема. Другой момент. Должны хозяйства высаживать зелень  вдоль дорог. Я Вам точно не могу сказать, это не в нашей компетенции, но всем хозяйствам дано поручение высаживать деревья. В Сакском, Раздольненском, Черноморском, в Ленинском районах этим занимаются.

— Они пока  вырастут…

Так в том-то и дело. Воткнули деревца. Кто их там поливает? Кто за ними следит? Потом, пожары бесконечные вдоль дорог сколько зелени уничтожили. Сейчас хоть прекратилась варварская вырубка лесополос, как было в 90-е. В общем,  пожинаем плоды.

— Прошлый сезон показал, что не все службы четко взаимодействуют в условиях чрезвычайной ситуации…

— Да, в этом вопросе была нестыковка, в частности, Крымавтотранса и паромной переправы, когда замерз пролив. Билеты были проданы, люди приехали на автобусах, а паром стоит. Людей кое-как расселили, два дня они там перебивались. А им должны были еще на автостанции сообщить, что паром не ходит, просим сдать билеты. Сейчас мы договорились о том, что и переправа, и Крымавтотранс должны ежедневно оповещать друг друга в случае каких-то сбоев.

Подразделения Службы автодорог, как оказалось, на местах не всегда слаженно взаимодействовали. Технику из относительно спокойных районов можно и нужно было подтягивать туда, где застряли люди, и  где ее не хватало. Мы это увидели , когда вместе с Завойчинским (начальник Службы автомобильных дорог Крыма — ред.) выехали на место. Что касается ГАИ, на постах на въезде в Крым предупреждают водителей в случае заносов.

— Как раз многие водители, застрявшие прошлой зимой на трассах, жаловались, что их не предупредили.

— Где нет постов, там никто и не предупредит. Вот в прошлом году автобус так вытаскивали в Симферопольском районе. Здесь сложно спрогнозировать. В Армянске могут не предупредить, так как там все нормально. А пока в Симферополь доедешь, может так намести… Конечно, должно быть тесное взаимодействие ГАИ и Службы автомобильных дорог. Причем, ГАИ не только на постах, но и районные, и в городах. Мы обратили их внимание, чтобы они регулировали этот процесс. Тем не менее, везде посты не поставишь, тем более их сократили. Вот и получается: выехал из села «жигуленок» и застрял. Столько их в том году стояло… Такие ситуации будут повторяться, за всем не уследишь.

— Отдельная тема – перевозчики и школьные автобусы. Кто будет их контролировать?

— За школьные автобусы отвечают  райгосадминистрации и поселковые советы, которым эти автобусы вручали. Мы предлагаем им свои услуги от перевозчиков  — и считаем это абсолютно правильным – чтобы эти автобусы стояли не в школьном дворе или где-то у водителя под домом. Перевозчики, обладающие базами, где есть механик и врач, заключают с администрациями договор, и там же эти автобусы будут храниться. Мы Министерству образования «плечо» здесь подставляем.

Что касается самих перевозчиков, то мы вместе с ГАИ и Укртрансинспекцией в АРК контролируем процесс. Было проведено несколько совещаний, в том числе и по подготовке к зиме с руководителями автотранспортных предприятий, чтобы вовремя «переобули» транспорт, чтобы на междугородних троллейбусах были цепи. Хотя, каждый руководитель и сам понимает: если случится трагедия, он будет нести уголовную ответственность.

Фото: УГАИ Крыма, Крымский региональный медиа- центр Минобороны Украины

Видео: Черноморская ТРК