Пять причин, почему Украина должна резко изменить политику по Крыму

Можно ли изменить то, чего в природе не существует? — вправе спросить любой, имеющий множество оснований для заключения об отсутствии политики государства в отношении Крыма как таковой.

Нет стратегии деоккупации аннексированного в марте 2014 года полуострова, нет координации действий органов власти, да и сам центр выработки и реализации госполитики — Министерство по вопросам оккупированных территорий — так и не заработало спустя три месяца после запоздалого создания. Президент все это время главную ставку делал на дипломатические усилия, причем Запада, и на его же финансово-экономические санкции в отношении страны-агрессора. Сами мы аж до Гражданской блокады поставок на полуостров осенью 2015 года продолжали торговать со «свободной экономической зоной «Крым» и поставляли электроэнергию в «Крымский федеральный округ», при этом наделив собственных граждан статусом нерезидентов.

Однако, если посмотреть на реалии с другой стороны, можно сказать, что это и есть политика государства в его нынешнем качестве, определяемым потенциалом его верховных управленцев. Лоскутное одеяло — с прожженными коррупцией дырами, с грязными пятнами бесхозности и без пододеяльника цельного законодательства. Что ж, «маємо те, що маємо». И, трезво оценивая изменения ситуации на самом полуострове, в Украине, России и в мире в целом, мы должны принять правильное решение: чинить ли старое одеяло или все же выбросить его и сшить новое. Рачительный украинский разум подсказывает, что выбрасывать нельзя — в хозяйстве все сгодится, новое при этом все-таки надо шить — с оглядкой на прошедшие испытание временем уцелевшие куски старого.

Итак, первая причина того, что Украина должна немедля открыть свой «крымский фронт», состоит в том, что ныне уже нет никаких оснований для сладкой надежды вернуть Крым (и закончить войну с Россией) только дипломатическими методами, усиленными экономическими санкциями или, того призрачнее, — когда режим Путина падет. Сегодня уже очевидно: время на эти самоуспокаивающие волны исчерпано, международная площадка для переговоров по Крыму не создана. Ставка только на дипломатические методы была оправдана лишь выигрышем времени, необходимого, с одной стороны, для осознания «глубины провала» глобальной системы безопасности мировым сообществом, с другой — для укрепления Украины, ее реформирования и строительства новой армии. То, как бездарно оно было использовано, как западной, так и украинской политическими элитами — отдельная тема.

Посему Украина должна готовиться к войне за Крым. Хотя бы потому, что к ней все это время усиленно готовилась Россия, превратившая полуостров в мощную военную базу, куда стянула все самое современное вооружение, которым располагает. И это вторая причина, которая должна подвигнуть Киев, в том числе и с помощью его западных партнеров, на осознание угрозы «большой войны» и необходимости быть к ней готовыми.

По данным эксперта Фонда «Майдан иностранных дел» Андрея Клименко, основанных на информации из открытых источников, к началу 2016 года количество военнослужащих РФ в Крыму, в сравнении с 2014 годом, возросло почти в два раза, танков и боевых бронированных машин — в 6,8, артиллерийских систем — в 7,2, боевых самолетов и вертолетов — в 2,2, подводных лодок — в 2 раза. «К началу 2016 года стало бесспорным, что созданная за первые два года оккупации Крыма межвидовая группировка войск РФ способна не только обеспечить защиту Крыма, но и наносить ракетные удары по наземным объектам не только в материковой части Украины, но и далее. — пишет эксперт в издании Вlackseanews. — Ракеты «Калибр-НК» кораблей Черноморского флота РФ способны, как минимум, достигать при стрельбе из района Севастополя целей на территории стран Балтии, Польши, Чехии, Словакии, Австрии, Румынии, Болгарии, Грузии, Армении и Азербайджана, Греции, включая остров Крит, всех балканских стран, Турции, Кипра, Сирии, Ливана, Израиля, Ирана и Ирака, побережья Египта, юга Италии».

Разведки и руководство всех перечисленных стран, попадающих в радиус поражения российских ракет из Крыма, а также США, Великобритании, Франции, конечно, обо всех характеристиках и состоянии этого «железа» знают намного больше. И ответные действия, в том числе и во время последнего саммита НАТО, готовят и реализуют. Но в случае войны, условно, «Россия & НАТО» Украина рискует стать полем боя или линией разграничения, чего мы всеми силами должны избежать, предприняв максимум усилий для если не предотвращения, то максимального оттягивания часа Х.

Понятно, что создать такую армию, против которой Путин «не попрет» ввиду больших потерь, Украина не может, даже если захочет в перспективе — нет ресурсов для «гонки вооружений». Но, самое главное, — этого и не надо. Украина может и должна уже была научиться применять ассиметричные методы обороны и даже наступления на изначально гибридном «крымском фронте». И сегодня мы уже можем смело говорить о том, что созрела третья причина (или предпосылка) для начала таких действий. Войны не хочет ВСЕ население Крыма, независимо от того, кем оно себя идентифицирует — гражданами России, Украины или (значительная часть, я бы сказала бонусная) — гражданами Крыма.

Вспомните два главных козыря российской пропаганды, на которые купилась значительная часть населения — «зато у нас не стреляют» — и дармовые деньги: огромные, по украинским меркам, пенсии, зарплаты бюджетников и всяческие надбавки и соцвыплаты. Но денег больше нет. Большие зарплаты и пенсии сдулись вдвойне — и путем их замораживания, и ввиду взлетевших и не желающих опускаться цен. А тлеющие надежды «просто надо потерпеть» загасил одной струей премьер РФ Дмитрий Медведев. Сегодня наивные жители полуострова теряют еще одну иллюзию — про успешный курорт с богатыми российскими курортниками. Кремль уже не церемонясь демонстрирует, что Крым — это военная база, а не курорт. Кто еще не понял — читайте блогера Варламова, мобилизованного на внедрение мысли о том, что в Крым ехать отдыхать не надо. Да, и виноваты в этом именно местные жители — «убили Крым», негодяи. На фоне жесткой зачистки курортных городов от курортного бизнеса, рукопашных омоновцев с торговцами, чьи палатки с товаром сносят и увозят, раздолья местных «администраторов» по распилу бюджетов, засилья спецслужб и «понаехавших» чиновников особо символично выглядят автоматчики на пляжах и бреющие полеты истребителей и вертолетов над домами. Понимание того, что накопление военной силы в Крыму (в урон его мирно-курортной жизни) России необходимо не только для обороны, но и для ведения новой войны, у многих в Крыму уже есть. Его можно и нужно усилить, объясняя, что источником угрозы является именно РФ. Да, контрпропаганда, как один из ассиметричных методов борьбы с агрессором, Украиной используется по минимуму, а попытки выяснить — что же мешает, упираются в подсчеты нулей в бюджетах российской пропагандистской махины. Господа технологи, у нас есть замечательный резерв — частные кибер-армии, которыми, как статусными футбольными клубами олигархи, обзавелись уже все парламентские партии для борьбы друг с другом. Их нужно просто добровольно «реквизировать» — на нужды гибридной войны, приделав, конечно, государственно и профессионально работающую голову.

Четвертая причина, по которой сегодня есть потребность в начале «крымской кампании», вытекает из предыдущей. На фоне все возрастающего недовольства у жителей Крыма реальной российской действительностью, порожденной всесилием бюрократов-капиталистов и спецслужбистов, Украина должна наглядно и практически, а не пропагандистски, демонстрировать свои внимание к верным и лояльным гражданам, и особенно к их детям, и заботу о них. Тут как раз просто, ибо первые грамотные шаги уже сделаны: есть простая процедура получения документов гражданского состояния (свидетельства о рождении и смерти), лояльная ввиду отсутствия аттестатов украинского образца процедура поступления в украинские вузы для крымских выпускников (даже не имеющих украинских паспортов), на очереди — пилотный проект по заключению брака в течение суток в «прифронтовых» регионах. По этой стезе нужно так же смело двигаться и в других сферах, сметая, ради праведной цели реинтеграции жителей оккупированного Крыма в украинское пространство, бюрократические искусственные завалы, да и вредящих ей бюрократов заодно. Нетрадиционных, но вполне правовых методов для этого предостаточно. К примеру, оккупанты, с целью прервать связи крымчан с материковой Украиной, запретили украинские (они же международные) автомобильные номерные знаки. Крымские «82 региона РФ» знаки Украина, естественно, не признает и машины не пропускает или забирает на штрафплощадку. Или пропускает с «перекрученными» в нейтральной полосе между двумя КПП знаками — но за мзду. Решение проблемы лежит на поверхности и убивает сразу двух «зайцев» — коррупцию украинских таможенников и пограничников и вознаграждает защитой от оккупационного коварства лояльных граждан Украины. Нужно просто создать при КПП на админгранице своего рода сервисный центр, где водители могут сменить номерные знаки. Ведь крымские-российские для нас — это просто куски жести с циферками, еще один аусвайс, который мы не признаем. Так пусть себе лежат в багажнике! Это решение проблемы уже прописано в предложениях Госслужбы по вопросам оккупированного Крыма, но уже который месяц, как «заблудилось» где-то в МВД.

Второй, не терпящий больше проволочек момент, который даст сильный импульс нормализации связей украинцев «материковых» и крымских — снятие жестких ограничений на провоз через «границу» личного имущества крымчан, введенный Кабмином после начала Гражданской блокады (постановление №1035). Тоже все отработано правозащитниками, Меджлисом, Госслужбой, оформлено в проект изменений, прошло все согласования — кроме одного: «заблудилось» в Минэкономики. Может, пора этой бумаге уже приделать «ноги», чтобы все было в соответствии с головой?

Естественно, при ослаблении режима перемещения людей и товаров через «границу» с Крымом необходимо максимально усилить возможности спецслужб. Финансово, кадрово и технологически. В Херсонской области, а не только в Одессе и Киеве, должны быть крымские структуры Нацполиции, СБУ и прокуратуры, также обеспеченные всем необходимым для ведения своей части «крымского фронта».

Пятая причина, свидетельствующая о наличии предпосылок для резкой смены политики Украины в отношении оккупированного Крыма, состоит в ответе на вопрос — как это все осуществить? Он есть. Дорожная карта госполитики деоккупации Крыма уже написана, принята в виде рекомендаций парламентских слушаний и утверждена в этот четверг профильным Комитетом ВРУ. Этот документ можно наложить на еще один, ранее разработанный аппаратом СНБО с участием гражданского экспертного сообщества, и также «заблудившийся» — по последним данным, в Администрации президента.

В общем, нужен лесник, который придет и… все эти «потеряшки» соберет в одну корзину и выставит на стол-карту действий. Рядом с будильником, заведенным еще на полгода западных санкций против России. Благоприятное для активных, смелых, неординарных, а потому — неожиданных для агрессора и, значит, эффективных действий на гибридном «крымском фронте» время уже ведет обратный отсчет.

Источник: ZN.ua