За мир, за Сталина, за хруст французской булки!

Министерство культуры РФ разместило на своем сайте каталог патриотической музыки. Изучение списка, состоящего из 8 тысяч и одной позиции, четко свидетельствует: если завтра война, нам будет что спеть. И для танцев во славу Отечества никаких помех не найдется.

Первые анонсы этого информационного проекта, на который, по сведениям самого минкульта, потрачено более трех миллионов рублей, появились два месяца назад. Пока в сети доступен только сам список произведений всех музыкальных жанров – от песен и романсов до опер и балетов. Хронология создания сочинений широка – от знаменитого творения Осипа Козловского «Гром победы, раздавайся!», написанного в 18-м веке, до приснопамятной песни «Великая страна – Единая Россия». 

Помимо само собой разумеющихся песен времен Великой Отечественной культурный бэкграунд подсказывал «Фонтанке» и некоторые иные, вполне конкретные названия. Интуиция, однако, сработала выборочно: ни «Марша чекистов» («Разведка наша – весь народ, / Враг не пройдет границы. / А коль пройдет, он попадет / В Ежовы рукавицы!»), ни «Коричневой пуговки» («А пуговки-то нету от левого кармана, / А сшиты не по-русски короткие штаны, / А в глубине кармана — патроны от нагана / И карта укреплений советской стороны».), ни даже песни «Такого, как Путин» в реестре не сыскалось. Зато нашлось много чего еще. 

Желающим сверить слух с политическим чутьем придется столкнуться с весьма эклектичным набором. Составителям перечня музыкой навеяло и солидный ассортимент дореволюционных державных образцов, и песни в стиле «сталинский ампир», и задушевные мотивчики более поздних и вегетарианских десятилетий.  

В реестре соседствуют – в буквальном, а не переносном смысле – вокально-симфонические произведения в честь 300-летия дома Романовых и 30-летия Победы. А песня «За Царя и Отечество» стоит всего лишь на строчку ниже сочинения «За Сталина, за Родину!». Патриотам не возбраняется Министерством культуры спеть и гимн СССР, и «Боже, Царя храни!». Опере композитора Георгия Крейтнера «Гибель Пушкина» наследуют четыре песни с общим названием «Гибель Чапаева».

Вообще музыкальному патриотизму чужд разнообразный нейминг. В списке бессчетное количество сочинений со словами «Москва» и «Ленинград» в названии. Среди прочих лидеров: «Родина» (52 непосредственных названия и 105 с использованием этого святого понятия), «Край» (44 названия), «Бородино» (27 произведений), «Жди меня» (23 раза), «Вечный огонь» (в 22 случаях). Около 30 раз предметом вдохновения композиторов стала наивная русская березка. 

Очень много в музпатриотизме солдатских граней бытия. Поехали: «Солдатские заветы – напевы – погоны – прибаутки – раздумья – сны – усы». «Солдату не спится», опять-таки. Среди персоналий популярны Александр Матросов (в той или иной форме – оратория, увертюра, фантазия – около 20 раз), Зоя Космодемьянская и отчего-то Ермак (по 12 позиций), Василий Теркин (11 раз под разным соусом – тут тебе и балет, и марш, и кантата, и оперы три штуки, остальное – по мелочи). 

С течением времени кардинально поменялась геополитика. И несведущий, непатриотический слушатель не сразу и поймет, о чем идет речь, скажем, в опере «Мужество киевлянина, или Вот каковы русские» (на самом деле творение 1817 года) или сюите «Памяти героев Горловки» (композитор Дмитрий Кабалевский посвятил ее событиям Гражданской войны – не той, что на Украине идет сейчас). Не совсем понятно, зачем в минкульте нам предлагают петь песню «Окей! Веселый парень Джимми из Англии летит». Ведь ее текст никак не коррелирует с нынешним состоянием российско-британских отношений: «Друзей испытанных / В сраженьях проверяй! / Окей, Грейт-Британи! / Привет, Советский край! / Мы с тобой идем в одном строю, / Бьем врага с тобой в одном бою!»

Разумеется, по всему списку красной нитью проходит, что мы – за мир, как иначе. Песни про советско-финскую войну «Принимай нас, Суоми-красавица» пока обнаружить не удалось, а вот сочинение Вано Мурадели «Вы не суйтесь, самураи» – на месте. О том, что поджигатели мира нас не голыми руками возьмут, поется в еще одном произведении, попавшем в реестр, – в «Песне про нашу баллистическую ракету»: «Эх, ракеточка-ракета, / Баллистический снаряд, / Облетая всю планету, / Ты летишь не наугад! / В этом есть большая сила – / Как того не понимать? / Ведь в любую точку мира / Можем мы тебя послать!»

Для того, чтобы патриоты не расслаблялись в смысле музыки, составители припасли песню Кубанского казачьего хора «Как будто Родина не наша», рисующую апокалиптическую картину, если население России забудет про скрепы и духовность: «И русских лиц почти не видно. / Лишь небо русское одно. / И даже небу нынче стыдно: / Внизу фонарь, вверху темно». 

Но все же мы в дневном дозоре, а не в какой-то там тени. Потому нам можно и нужно спеть и такие песни, как «А у нас во дворе», «Серебряные свадьбы», «Оренбургский пуховый платок», «Гляжу в озера синие», газмановскую «Москву» и «Слушай, Ленинград» Соловьева-Седого. Благодарность к столичным составителям реестра патриотической музыки можно вложить в песню Сигизмунда Каца «И куда б москвичей ни послала страна», а всю идиллию завершит романс «Как упоительны в России вечера» – с его балами, юнкерами и теплой хрустящей корочкой.

С вопросом, как относиться к такой музыкальной мобилизации населения, «Фонтанка» обратилась к художественному руководителю театра «Санктъ-Петербургъ опера» режиссеру Юрию Александрову:

– Культурная, идеологическая мобилизация и должна быть, это неплохо. Мы должны мобилизовать не только вооруженные силы, но и какую-то духовную составляющую народа. А музыка, песни – они всегда поднимали дух. 

Слово будет подкреплено делом – Александров готовит к постановке оперу Мурадели «Октябрь», премьера должна состояться накануне столетия большевистского переворота в Петрограде. Как это принято в «Санктъ-Петербургъ опера», либретто будет переосмыслено, а сам спектакль получит название «Октябрь 17». Без указания века. 

 Евгений Хакназаров,

«Фонтанка.ру»