Как развалить дело Януковича: кейс от Генеральной прокуратуры

Руководство ГПУ обещает до конца года передать резонансные дела по Януковичу в суд. Адвокаты семей Небесной сотни предупреждают: все не так просто

Генеральный прокурор Юрий Луценко говорит — реорганизован, адвокаты Небесной сотни — расформирован и фактически уничтожен.

Департамент специальных расследований Генпрокуратуры, который последние два года занимался делами Майдана и расследовал преступления беглого Виктора Януковича, прекращает свое существование в нынешнем виде: штат его следователей сокращают почти в три раза, а часть производств передают новому управлению. У Луценко это объясняют благой целью: поскорее завершить расследование и направить объединенное дело по Януковичу на рассмотрение суда.

Что меняют

«С целью усовершенствования работы Генеральной прокуратуры реорганизован Департамент специальных расследований ГПУ. Для активизации и завершения досудебного следствия и передачи в суд «Большого уголовного дела» в отношении В.Януковича и его ближайшего окружения создано управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями», — такое сообщение вчера, 24 октября, появилось на официальном сайте ведомства.

За несколько часов до этого Луценко зачитал соответствующий приказ на совещании со следователями и прокурорами департамента специальных расследований (ДСР), на котором присутствовали и адвокаты Небесной сотни.

«Большое дело относительно Януковича состоит из многих эпизодов, в частности, узурпация власти, развал экономики, ослабление обороноспособности страны и информационной безопасности, завладение государственным имуществом — резиденцией Межигорье, и так далее. Горбатюк и дальше остается руководителем Департамента специальных расследований, в состав которого входят 56 сотрудников. За этим департаментом остается расследование и передача в суд дел по Майдану», — уточняют в ГПУ.

Идею свести все уголовные производства, которые так или иначе касаются Януковича, в единый центр адвокаты Небесной сотни продавили два года назад. До этого адвокатам и потерпевшим приходилось собирать отдельные эпизоды буквально по крупицам. В итоге в декабре 2014 года в структуре ГПУ было создано Управление специальных расследований, затем переименованное в департамент. Его возглавил начальник одного из следственных отделов Сергей Горбатюк.

Конфликт Луценко и Горбатюка

Сергей Горбатюк приходился не ко двору и при предыдущих генпрокурорах. На повышение он пошел с подачи Виталия Яремы, который в декабре 2014 года назначил его начальником управления спецрасследований и передал ему дела Майдана. В марте этого года, на фоне затянувшейся отставки Виктора Шокина, его попытались «отправить в ссылку» прокурором Львовской области, но довести до конца назначение не удалось. После Шокина Горбатюк не отрицал, что готов возглавить Генеральную прокуратуру, и на сайте президента даже была зарегистрирована соответствующая петиция, но главой ведомства стал Луценко.

Теперь, через полгода после своего назначения Луценко решил реорганизовать управление Горбатюка.

Вчера близкий к Банковой политтехнолог Виктор Уколов в своем блоге опубликовал скриншоты выговора Горбатюку, согласно которому ему объявлено дисциплинарное наказание за «систематическое невыполнение своих обязанностей в расследовании преступлений против Майдана». Адвокат Небесной сотни Евгения Закревская удивлена такому откровенному сливу: она присутствовала на том совещании и лично давала подписку о неразглашении. Со стороны, говорит она, это выглядело как обычная порка с целью формально обосновать выговор и в дальнейшем отстранить руководителя ДСР.

«У меня нет личного конфликта с Луценко. Но недопонимание у меня почему-то возникают со всеми: Столярчуком, Шокиным, Матиосом, Луценко. Это у них конфликт, по моему мнению. Им хочется, чтобы система действовала, как раньше, за закрытыми дверями, и там можно было решать что угодно. А я говорю: давайте по закону», — объяснил Горбатюк в беседе с ЛІГА.net. По его словам, противостояние началось с первых дней назначения Луценко на должность. «Сначала у нас безосновательно забрали дело Клименко. По каждому подобному случаю я писал рапорт. Плюс ему там еще вносят, что я агент Лещенко. И с июля он вообще перестал со мной встречаться», — добавил он.

Сам Луценко, описывая отношения с Горбатюком, слово конфликт не использует. Но дает понять, что у него есть серьезные претензии к его работе. На брифинге во вторник он объяснил, что реорганизовал департамент из-за нежелания Горбатюка передать экономические дела на процедуру заочного осуждения. «Это обусловлено нежеланием господина Горбатюка передавать экономические дела по Арбузову, Клюеву, Азарову, Януковичу-младшему на заочное осуждение», — отметил он, добавив, что ждет от него плодотворных результатов двух с половиной лет работы. Луценко также признал, что процедура заочного осуждения не идеальна, но нельзя, чтобы «эти дела третий, четвертый и пятый год лежали в департаменте спецрасследований».

По мнению генпрокурора, дальнейшее затягивание расследования может привести к негативным результатам: «Это означает только одно — снятие санкций с активов Януковича и его гоп-компании и развал всех надежд людей забрать присвоенное преступным путем богатство». Дела Майдана, как говорит Юрий Луценко, Горбатюк собирается расследовать еще два-три года.

Комментируя ЛІГА.net это заявление Луценко, Горбатюк  пояснил, что поправки в Уголовный процессуальный кодекс от 12 мая 2016 года об особенностях специального досудебного расследования (действуют до 1 апреля 2017 года) не отвечают европейским нормам и приведут к оправданию подозреваемых в Европейском суде по правам человека. «Я ему (Луценко) говорил: если вы хотите использовать эту процедуру, то инициируйте в Верховной Раде внесение изменений. Если вы их не вносите, то значит заведомо, умышленно хотите утопить эти дела. А он говорит, что вот, Горбатюк не хочет заочку, а я очень хочу. Я записку по этому вопросу написал еще 3 августа. До сегодняшнего дня ответа нет. Только слова», — подчеркнул Горбатюк.

Последняя встреча с Луценко, подтвердил Горбатюк информацию ЛІГА.net, состоялась в Генпрокуратуре вчера вечером. Генпрокурор был максимально корректен. «Агрессия идет от него за спиной. На встречах он сама любезность», — уточнил Горбатюк.

«Встреча у генерального была до девяти вечера по поводу того, какие производства у нас остаются, а какие передают», — пояснил он. По его словам, департаменту оставляют расследования дел Майдана, а экономические преступления выведут под новое управление.

«Я не исключаю, что это попытка влиять на экономические дела… Все конфликты, которые возникали с предыдущим руководством, со Столярчуком и так далее, все они на уровне решения каких-то вопросов по экономическим делам — Клименко, Сухолучье, Межигорье и так далее. Конечно, вслух этого никто не говорит. Но это только мое предположение», — подчеркнул он.

Читайте также: Уголовное производство по Межигорью будет направлено в суд

Горбатюк сомневается, что при новом штатном расписании ему хватит следователей ходя бы на полноценное завершение расследования дел Майдана. «Около 20 следователей остается. Это хуже, чем в декабре 2014 года, когда было создано управление по расследованию этих преступлений. До реорганизации в департаменте работали 77 следователей», — подытожил он.

Чем грозит решение Луценко

Основные риски, которые влечет за собой фактически расформирование департамента Горбатюка, сегодня на пресс-конференции озвучили адвокаты Небесной сотни. «Луценко достаточно четко аргументировал свою позицию. Он сказал, что украинское общество и международные партнеры требуют быстрого расследования преступлений Януковича. Я считаю, что это неправда. Сознательная часть общества требует не быстрого, а качественного расследования, которое должно выполнять два задания: установление истины и всех обстоятельств событий, чтобы в дальнейшем они не были пересмотрены, и привлечение виновных к ответственности. То решение, которое принял Луценко, не выполняет ни одно из этих заданий», — отметила в комментарии ЛІГА.net адвокат Евгения Закревская.

По информации адвокатов, Горбатюку от реального управления оставляют только название, без объема полномочий и достаточного штата. Расследование производств по созданию Януковичем преступной группировки перейдет к Столярчуку-Басову, и до конца года ГПУ планирует направить в суд в порядке заочного осуждения пять тысяч томов объединенного дела.

 «Велик процессуальный риск того, что ничего из предварительно наработанного по отношению к высоким должностным лицам и, главное, Януковичу не получит своего результата в виде обвинительного приговора в суде», — считает Закревская. 

Все это влечет за собой серьезные юридические и политические последствия.

Развал единого центра. Теперь вести расследование будут два отдельных управления ГПУ без четкой коммуникации. «У нас полностью рушится все взаимодействие, фактически разрушается центр расследований, и мы получаем риск того, что ничего из предварительно наработанного не даст результата в виде обвинительного приговора в суде… Не идет речь об установлении истины, установлении всех обстоятельств, рушится даже та работа, которая сейчас проводится по сбору, синхронизации, обработке доказательств, а она на самом деле огромная, и этот процесс продолжается», — пояснила Закревская.

Вывод потерпевших из процесса расследования. «Наше процессуальное ноу-хау заключалось в том, что адвокаты как представители потерпевших были участниками процесса. В том числе и в экономических производствах. Мы могли входить в процессуальные производства, заявлять там ходатайства, знакомиться с материалами и тем самым влиять на расследование. Все, за что мы боролись, от нас и от потерпевших отрезают», — сказал ЛІГА.net адвокат Небесной сотни Виталий Титыч.

Дефицит времени. Законодательство жестко ограничивает срок досудебного расследования производства после объявления подозрения — один год. В случае объединения нескольких производств в одно (с разным сроком, оставшимся на расследование) отсчет времени ведется по наименьшему сроку. Это означает, что на досудебное расследование останется не более двух-четырех месяцев. Априори невозможно ознакомить стороны и передать такое производство в суд в такой срок.

Прямой путь в ЕСПЧ. Объединенное дело, как анонсируется, будет насчитывать порядка пяти тысяч томов. Ознакомиться с таким объемом материалов в такие короткие сроки сторона защиты не сможет ни физически, ни технически. А это грубое нарушение, объяснил ЛІГА.net адвокат Павел Дикань: «Если будут давать по десять дней, то это прямой путь в ЕСПЧ и к отмене решений в связи с нарушением права на защиту». Еще одно, сопутствующее последствие озвучил Титыч: все активы режима Януковича в основном находятся в Европе, и если приговоры будут вынесены с нарушениями прав человека, вернуть их будет очень непросто.

Неравноценный обмен. Несколько дней назад военный прокурор Анатолий Матиос, которому передали расследование схем Курченко и Клименко, сообщил, что около десяти человек признали участие и согласились сотрудничать со следствием. Взамен они получили условные сроки. «Он озвучил страшную вещь, которую представил как достижение… Есть опасение, что план генерального прокурора предусматривает то же самое по другим преступлениям. И у нас будет пустой заочный приговор Януковичу, а с остальными заключат соглашения, и контролировать это мы уже не сможем», — сказала Закревская.

Титыч добавил, что из департамента спецрасследований забирают, в том числе, все экономические преступления Януковича. «Одно из них, например, касается высших должностных лиц Высшего хозяйственного суда. Это тот суд, благодаря которому Янукович полностью контролировал экономические потоки в Украине. Следствие установило более 2000 вмешательств в автораспределение (систему распределения дел между судьями — ред). То есть колоссальное количество дел за 2012-2013 год на сумму в несколько миллиардов долларов — это заведомо неправосудные решения. Вопрос не в том, что Янукович с этого имел выгоду, а в том, что в этих процессах участвовало большое количество юридических, физических лиц, которые сейчас интегрированы во власть… Есть риск, что (хотят) вытянуть из департамента те дела, которые можно продавать и решать», — не исключает адвокат.

«То, что происходило в процессе, когда следователи Горбатюка выходили на конкретных фигурантов, и сразу начинались какие-то движения — дела забирали, указания давали, противодействовали, — все это задокументировано», — заверил Титыч.

Юрий Луценко утверждает, что расследование пройдет по плану, и Генпрокуратура сделает все необходимое, чтобы полноценная передача дел в суд, и не только экономического характера, произошла еще до конца года. «Мы передадим все эпизоды — развал украинской армии, развал украинской службы безопасности, развал украинской информационной безопасности, хищение из корыстных побуждений (Межигорье, Сухолучье), уничтожение экономической безопасности страны, переход на сторону врага и содействие ему в оккупации территории Украины. Все это будет огромное дело», — пообещал он.

Новое управление ГПУ, которое будет вести расследования против беглого Януковича,возглавит Дмитрий Басов.

Ни года без пиара

«Я считаю, что ни Луценко, ни Порошенко не понимают этих рисков, — допустила в комментарии ЛІГА.net Евгения Закревская. — Луценко, возможно, не знает реального состояния дел, черпает информацию от лиц, которые ее трактуют в свою пользу. Его решение, в первую очередь, бьет по интересам расследования, а во вторую — по самому Луценко и Порошенко».

По ее словам, все генеральные прокуроры пытаются «собрать плюшки» на делах расстрелов Майдана и Виктора Януковича, а дальше своего возможного срока пребывания в части продвижения расследования не заглядывают.

Адвокат Небесной сотни Павел Дикань считает, что перед руководством Генпрокуратуры сейчас стоит не столько вопрос риска, сколько вопрос результата. «Каждый год им надо подогревать и поддерживать свой рейтинг, а он не очень высокий, какими-то реальными вещами. Они считают, что это реальная вещь — привлечь виновных таким образом к ответственности. Я не знаю, кто кого убедил, что именно этот путь будет эффективным. Как по мне, с точностью до наоборот».

«Это мое субъективное мнение, которое немного отличается от официальной позиции адвокатской совещательной группы, но мне кажется, что они (Луценко и Порошенко — ред) не просто понимают, а реализуют определенную задуманную стратегию. Об этом я говорил еще год назад, как о самом негативном варианте: когда следствие начнет получать реальные результаты, его надо будет развалить. И это — один из способов. Им выгодно привлечь к ответственности исполнителей нижнего уровня, и красиво задекларировать, что они готовы засудить банду Януковича: видите, мы все делали, это все ЕСПЧ или Интерпол. И на этом все закончить. Преступная организация, она вся тут осталась, вы это знаете лучше меня», — заявил ЛІГА.net Виталий Титыч.

Почему это произошло именно сейчас? Первый, наиболее очевидный и традиционный ответ, говорит адвокат — приближается очередная годовщина Майдана. «Луценко на совещании с нашим участием прямым текстом сказал: что мы будем предъявлять, о чем будем говорить? Теперь все украинское общество будет слушать, что мы добились, сейчас передадим банду Януковича под суд, за один месяц, давайте этому радоваться. Это очень хорошее пиар-основание. А Янукович в это время будет ухмыляться, потому что такая конструкция полностью отвечает задумкам его адвокатов», — констатировал он.

Источник: ЛІГА.net