Путинское «строительство века» оказалось на грани провала?

Эксперт Фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко Фото: investigator.org.ua

Тема строительства Керченского моста в оккупированном Россией Крыму периодически всплывает как в украинско-российском, так и в международном информационном поле. Очередное событие, которое расшевелило эту тему, случилось 19 декабря: США обнародовали решение министерства финансов о расширении антироссийского санкционного списка физических и юридических лиц, а также введении секторальных санкций против компаний РФ. Так, в новых списках появились юридические лица, которые непосредственно связаны с строением Керченского моста в Крыму. В частности, речь идет о проектировщике АО «Институт «Стройпроект», одном из субподрядчиков ООО «Карст» и подрядчике – группе «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, который является хорошим другом российского президента Путина.

Как видите, американцы работают очень системно. Генподрядчик, субподрядчики, проектировщик и даже его субподрядчики – все попали в санкционный список. Кроме того, в этот список попала и крымская железная дорога… Впрочем, она попала туда не впервые, поскольку российские предприятия пытались обмануть систему (они объединяются, разъединяются, меняют название и т.д.). Но каждый раз американцы это замечают и все равно добавляют их в санкционные списки.

Например, крымские порты значатся в санкционных списках все по отдельности, поэтому оккупационная власть их объединила в одно юридическое лицо «Крымские порты»… Но это предприятие 19 декабря опять добавили в списки. Таким образом, американцы дали понять россиянам, что они ни о чем не забыли и не позволят вести незаконное строительство на оккупированном украинском полуострове.

В связи с этим произошло следующее событие, которое сегодня все так активно обсуждают: второй раз под ряд сорвался конкурс по выбору генподрядчика на строительство железнодорожных подходов к мосту. Речь идет о небольшом количестве транспортных развязок: железнодорожных мостов и эстакады, которые должны соединить железную дорогу, которую планируют провести по Керченскому мосту. И тут возникла проблема: никто не хочет браться за это дело. Дело в том, что если кто-то и возьмется за этот проект – он попадет в вышеупомянутый черный список. Так, у этого субподрядчика начнутся проблемы при его любых международных контактах.

Почему так происходит? Дело в том, что когда американцы объявляют санкции в отношении конкретного юридического лица или предприятия, это означает не только то, что они блокируют их активы за рубежом. Они также запрещают экспорт и импорт (то есть полностью запрещают сотрудничество) этого предприятия с американскими заказчиками. То есть, США распространяют санкции на всю технологическую цепочку предприятия, попавшего в черный список.

Приведу пример. Если под антироссийские санкции попал какой угодно банк РФ, то теперь каждый филиал этого банка (пусть даже он находится в далекой Танзании или Малайзии и никакого отношения к тому, что делает главный филиал, не имеет) все равно находится под санкциями.

А контролирует это США очень просто, поскольку вся система международных отчетов «SWIFT» принадлежит именно им. Так, Америка по любому платежу может видеть всю цепочку связей предприятия, которое находится в санкционном списке. И когда все те, у кого есть заказчики не только в России (ну или думают о том, чтобы наладить отношение с зарубежными заказчиками), понимают, что они будут находиться в черном списке США – это отбивает у них желание сотрудничать из оккупационным проектом. Ну зачем юридическому лицу потенциальные проблемы?

С одной стороны, Россия сейчас делает хорошую мину при плохой игре, говоря, что санкции на них не действуют, но на самом деле черный список очень эффективен. РФ и далее будет тратить очень большие деньги на подкуп политиков и проведение информационных кампаний за рубежом, чтобы любой ценой добиться отмены санкций. Как видите, последние сильно влияют на сроки строительства моста, поскольку вся процедура тендеров (они проводят их на бюджетные средства) должна проводится в сроки. Но так как этот тендер срывается уже во второй раз – под сомнение ставятся и все сроки общего строительства моста.

Так, Керченский мост – один из лучших примеров того, как санкции замедляют реализацию проектов Кремля.

Источник: Обозреватель, блоги