Предвыборная агитация в соцсетях. Цифры в партийных отчетах vs реальность

Фото: investigator.org.ua

Наш рассказ — о деньгах, которые партии и кандидаты тратили на предвыборную агитацию в социальных сетях и насколько честно о них отчитывались. Еще во время президентских выборов в партийных штабах поняли, что социальные сети являются мощным инструментом и широким полем для агитации. Политические партии наперегонки начали рекламироваться в Фейсбуке и других соцсетях. Они экономили на телерекламе в пользу агитации в соцсетях.

Но свои открытия новых площадок для агитации политики почему-то не унормировали в законах о выборах — расходы на рекламу и агитацию в соцсетях и онлайн-изданиях, в отличие от телевидения, радио и прессы, не выделены в отдельные строки финансовых отчетов.

Поэтому, интернет стал мощным площадкой для использования теневых денег. Наученный горьким опытом американских выборов Марк Цукерберг сделал большой шаг к прозрачности рекламных средств в Facebook. С июля здесь публикуются бюджеты политической рекламы и ее заказчики.

Итак, как отчитывались партии за свои расходы на агитацию в сети интернет и как они соотносятся с данными, обнародованным в библиотеке рекламы Фейсбуке? В конце избирательной кампании мы подсчитали, что Фейсбук заработал на политической рекламе только пяти украинских партий более 6,5 млн долларов. В некоторых партийных отчетах присутствуют колонки «на интернет-рекламу», в некоторых ее нет, но у всех есть колонка «другое». Теоретически сюда можно было занести расходы на интернет-рекламу, но это не точно, потому что в большинстве отчетов она пуста.

Невозможно точно сказать, кто же потратил больше и сколько, потому что львиная доля рекламы не содержит информации о плательщиках. Также большинство рекламы осуществлялась как с официальных страниц партий в Фейсбук, так и из многочисленных страниц их региональных организаций.

Результаты выборов свидетельствуют — диджитализация агитационной кампании делает свое дело. Поэтому партии предсказуемо и в дальнейшем будут ставить на онлайн-рекламу. А нашей задачей будет требовать, чтобы эта реальность была учтена и четко выписана в избирательном законодательстве. Ведь сейчас реклама в соцсетях и онлайн-изданиях остается лазейкой для использования теневых средств из партийных тумбочек.

Видеоблог Елизаветы Строй, Центр журналистских расследований: