Как садоводов на деньги «развели»

130 пайщикам –садоводам в Симферопольском районе пришлось заплатить по 12 тысяч гривен за подведение к своим участкам электричества. Но, как  оказалось,  столько эти работы не стоят, а большая часть собранных средств была растрачена правлением не по назначению. Однако в возбужденном уголовном деле и, соответственно, приговоре фигурирует сумма в 12 раз меньше той, которой в кассе товарищества не досчитались его члены. Кроме того, больше двух лет затягивается проведение экспертизы, призванной установить реальные затраты на произведенные работы и ущерб садоводов. Все эти обстоятельства наводят на версию о том, что доверчивых садоводов  просто «развели». 

История  преступления  

Сотрудникам ряда предприятий Симферополя в 1990 году были выделены земельные участки для садов и огородов.  представители 72 садовых товариществ получили в общем  548 гектаров земли на территории Урожайненского и Трудовского сельских советов Симферопольского района. До развала Союза за счет предприятий успели построить только часть подъездной дороги, все остальные коммуникации жителям необходимо было проводить самостоятельно.  Для этого герои нашей истории в 1998 году  создали «Союз садовых товариществ массива №3» и регулярно вносили туда средства для проведения коммуникаций. Однако за все это время, говорят жители массива, никаких работ сделано не было.

В 2007 году председатель Союза садовых товариществ (ССТ) Людмила Юрова на собрании предложила людям провести в массив свет. Было принято решение о долевом участии жителей в строительстве трех линий электропередач. Сначала для проведения первой линии со 100 садоводов собрали по пять тысяч гривен,  и за эти средства была построена первая трансформаторная подстанция. Для проведения второй и третьей линии деньги начали собирать одновременно в 2009 году. При этом на вторую линию ССТ собирали с садоводов по 7 100 гривен, а на третью линию – уже по 9 000.

Надежда Бужинская

Надежда Бужинская, председатель одного из садовых товариществ, входящих в Союз,  рассказывает, что для проведения третьей линии с 17 садовых товариществ, в которых состоят 126 человек, собирали уже по 9 тысяч гривен. При этом непостижимым образом получилось, что именно этим людям пришлось выкладывать сумму на порядок большую, чем их соседям – представителям других товариществ, которые на аналогичные ТП собирали по 5 и 7 тысяч гривен.

«Именно этот разброс сумм нас и смутил, – говорит Н.Бужинская. – Мы собрали почти миллион, а с нас требовали еще. Хотя одновременно на такую же линию соседи скидываются на порядок меньше. Тут люди взвыли и потребовали создать ревизионную комиссию, куда вошла и я. Мы выяснили, что нам завозили опоры бэушные, купленные на севере Крыма, старого образца, даже с землей. Покупали опоры по 60 гривен, а нам продавали по 400, плюс установка – 585 гривен. Оказалось, что и договора с подрядчиком не было. Наши деньги просто присвоили».

ТП, на которую собрали почти миллион

Электричество появилось в домах жильцов массива через год, в 2010-м. Однако чтобы это произошло, садоводам из 17-ти товариществ пришлось выложить еще три тысячи. Таким образом, каждый садовод сдал на «лампочку Ильича» на своем участке  по12 тысяч гривен.

«Нам объясняли, что мы, якобы,  должны деньги людям из первой и второй очереди, потому что подключились к их сети. Но нам потом и в «Крымэнерго», и в НКРЭ сказали, что это неправда. Мы не должны платить ничего. Я так понимаю, что люди из других товариществ контролировали ССТ активно с самого начала работ, а у нас большинство пенсионеров просто доверились, вот и попали», – жалуется пенсионерка.

Возмущенные жители потребовали у Людмилы Юровой вернуть их деньги. После отказа  они обратились в правоохранительные органы. В марте 2010 года по факту растраты денежных средств садовых товариществ было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 191 УК –  присвоение или растрата чужого имущества, которое было вверено лицу или находилось в его ведении в особо крупном размере.  Однако позже его переквалифицировали на менее тяжкое – ч.2 ст.367 (служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия).

По словам садоводов, у них есть все корешки приходных ордеров, по которым можно доказать, что люди действительно собрали 960 тысяч гривен. Однако в постановлении о возбуждении уголовного дела фигурирует не эта реально собранная людьми сумма, а причиненный им ущерб в 79 704 гривны.

«В деле почему-то фигурирует лишь одна часть собранной суммы – те деньги, что касались отношений с «Крымэнерго»: справки технических условий, которые реально стоят 295 гривен, но с нас Юрова на эти цели взяла 80 тысяч. Суд рассматривал именно факт растраты этих 80 тысяч», – рассказала Н.Бужинская.

Начались судебные тяжбы.

Как хочу, так и кручу

Суд первой инстанции – Симферопольский районный – в октябре 2010 года гражданские иски жителей массива не рассматривал, а Людмилу Юрову, признанную виновной в служебной халатности (т.е. как раз по менее тяжкой статье – ч.2 ст.367 )амнистировал. Возмущенные таким приговором жители подали апелляционную жалобу. В декабре 2010 Апелляционный суд Крыма отменил амнистию Юровой и отправил дело на дополнительное расследование. Кроме того, суд постановил провести ревизию ССТ и экспертизу объема и стоимости выполненных работ по строительству ЛЭП.

Как следует из определения Апелляционного суда от 24 мая 2011 года, проведение экспертиз следователь выделил в отдельное производство, т.к. «строительство ЛЭП вообще никакого отношения к обвинению не имеет». Экспертиза назначается в рамках дела или проверки. Но дело то уже было! Забегая вперед, скажем , что на сегодня, то есть, за полтора года экспертиза так и не была проведена.. Из переписки члена товарищества Надежды Бужинской с Крымским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз следует, что  проведение экспертизы постоянно откладывалось  из-за загруженности НИИ, то из-за «текучки» кадров, и даже из-за «невозможности прочитать ксерокопии материалов дела».

Но вернемся к судебному процессу. Результатом допрасследования стало предъявление  обвинения не только председателю ССТ Людмиле Юровой, но и бухгалтеру ССТ Людмиле Окопской и председателю строительства ЛЭП Ольге Зинченко.

В мае 2011 года по решению Апелляционного суда Крыма дело было направлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции. А уже в октябре 2011-го  Симферопольский райсуд приговорил Юрову, Окопскую и Зинченко к пяти годам условно с отсрочкой приговора, хотя санкция статьи, говорят садоводы,  предусматривает реальные сроки от пяти до восьми лет лишения свободы. При этом не были удовлетворены требования жителей массива о моральной компенсации.

Садоводы вновь подают апелляцию, где требуют ужесточить наказание. В январе 2012 года Апелляционный суд отменяет октябрьское решение райсуда и направляет дело на дополнительное расследование.

И вот здесь дело принимает совсем уж неожиданный поворот. В марте 2012 прокурор Симферопольского района Л. Гладыщук подписывает постановление, по которому садоводы признаются не потерпевшими, а …свидетелями. Обоснование заслуживает дословного цитирования.

«В ходе досудебного следствия установлено, что изготовление техусловий  и строительство ЛЭП финансировалось за счет взносов членов садовых товариществ, которые передавались в кассу «Союза садовых товариществ массива №3». Выдача членам садовых товариществ приходных кассовых ордеров, после того, как они сдали денежные средства в кассу «Союза садовых товариществ массива №3» свидетельствует о том, что денежные средства оприходованы, следовательно, принадлежат Союзу,  и право распоряжаться ими имеют должностные лица этого товарищества. Орган досудебного следствия приходит к выводу, что преступные действия обвиняемые Юрова, Окопская и Зинченко причинили «Союзу садовых товариществ массива №3» на общую сумму 79 тысяч 704 гривны», – сказано в постановлении об отмене постановлений о признании садоводов потерпевшим.

Потрясающий цинизм: из логики постановления выходит, что должностные лица Союза садовых товариществ собрали с людей деньги, растратили их не ведомо как, но этим они причинили ущерб не фактическим инвесторам строительства –  членам товарищества, а  юридическому лицу, которое сами же и возглавляют и деньгами которого  распоряжаются. И получается, сами на себя должны заявить?!

Офис ССТ

О невиновности Л.Юровой твердит и новый председатель ССТ Владимир Гаврилов, который согласился с нами  встретиться в его рабочем кабинете. «Она не украла. Государство почему-то посчитало, что техусловия стоят 129 гривен. Но такой цены нет», – утверждает В.Гаврилов. И добавляет: «Мы сейчас будем выходить с инициативой, чтобы в отношении ее (Л.Юровой – ред.) дело прекратили. Я вот вам честно скажу, деньги не украдены», – но на вопрос, куда же средства тогда делись, предпочел не отвечать, сославшись на то, что Юрова «в целях экономии» просто закупала определенные материалы без документов.

«У нас каждый день цены растут. Они (линии –ред.) не одновременно строились. Первая линия строилась в 2007 году, вступила в эксплуатацию в 2008, 2  – в 2009, а третья – в 2010. Первая подстанция нам обошлась в 76 тысяч, а вот четвертая – уже в 286 тысяч», – ссылается на инфляцию В.Гаврилов, позабыв, что средства собирались одновременно и одновременно же должны были быть построены ТП. Ну не бегает так быстро инфляция!

На остальные наши вопросы по поводу средств, которыми распоряжалась его предшественница, Владимир Гаврилов предпочел не отвечать, сославшись на невладение информацией. Однако при всей своей неосведомленности,  глава ССТ косвенно обвинил в растрате…самих же жителей массива.

Часть закупленных опор так и не была использована

«У нас работала прокуратура неоднократно. Никакого хищения и воровства у нас не обнаружено. Деньгами ведала не Юрова, а комиссия, в которую входила Бужинская. Они и тратили. Но поскольку Юрова является юридическим лицом для заключения договоров, ей пришлось идти и заказывать техусловия. И она взяла эти деньги. Вот у меня 76 человек написали, что претензий к Юровой не имеют», – сообщил новую тенденцию в развитии старой истории новый председатель ССТ.

А тем временем вопрос «потерянных денег» – а это не много, ни мало, а почти девятьсот тысяч гривен, до сих пор не решен. 7 июня состоится заседание Симферопольского райсуда. Вот только теперь более 120 людей будут не потерпевшими, а свидетелями. Услышит ли их суд?

Но с недавнего времени садовые товарищества Украины могут защитить свои права и иным, не судебным путем. По решению Кабмина Украины от 30.09.2009 все садовые товарищества стали самостоятельными юридическими лицами. Теперь они могут объединиться в единый, свой собственный конгломерат, самостоятельно собирать деньги, и решать свои нужды самостоятельно.