«Паевое» бесправие

«Центр журналистских расследований» писал недавно о печальной судьбе бывшего колхоза-миллионера в крымском селе Михайловка Нижнегорского района. Там, после многолетних дележей имущественных и земельных паев, все имущество оказалось сосредоточенно в руках нескольких предпринимателей, которых никто никогда не видел. После публикации в редакцию обратились пенсионеры – жители четырех сел Бахчисарайского района, которые рассказали, что здесь война за имущественные паи обострилась донельзя. Пенсионеры считают, что их обманул предприимчивый делец и они не только потеряли паи, но по решению суда еще  и  обязаны выплачивать предпринимателю деньги за несуществующие стройматериалы.

 История утраты

Эта история, как и многие ей подобные, началась в 2000-м году – после указа президента Украины о реформировании сельского хозяйства. Тогда началось расформирование и распаевание имущества совхоза «Ароматный», расположенного на территории Голубинского сельского совета Бахчисарайского района. Как водится, рабочим совхоза выдали сертификаты на земельные паи, на которые селяне стали оформлять госакты.

В 2004 году предприниматель из поселка Куйбышево Игорь Кашперко предложил 22 жителям соседних сел – Богатое Ущелье, Поляна, Путиловка и Новополье – сдать ему в аренду свои земельные паи. Предприниматель пообещал  раз в год выплачивать 400-600 гривен или выдавать зерно на эту сумму. Пенсионеры согласились: в силу возраста обрабатывать землю становится все труднее, а тут хоть какое-то подспорье в хозяйстве. С некоторыми пайщиками предприниматель оформил договор аренды, но большая часть согласилась и на устный договор.

Через год наступило время оплаты: в один вечер селянам привезли мешки с пшеницей в счет платы за аренду их паев. Взамен бухгалтер и юрист, работающие у предпринимателя, предложили бабушкам подписать пустые (!) накладные.

«Когда мы подписывали, то спросили, почему накладная пустая, нам же разъяснили, что нужно узнать точный выход зерна и его стоимость, которую впишут уже позже. Мы, ничего не заподозрив  и полностью доверяя, подписали эти накладные», – рассказывает Татьяна Панасюк, отдавшая в аренду паи свой и мужа.

А в 2007 году к 22 пайщикам вновь приехали юрист и секретарь предпринимателя с предложением продлить аренду паев. «Мы снова ничего не читая, а доверяя им, подписали договор аренды, как мы тогда думали, и другие бумаги. В 2007 и 2008 году Кашперко заплатил нам по 600 гривен аренды. Мы были спокойны, и уверены, что документы в порядке», – рассказывает Т.Панасюк.

Но в 2009 году селяне неожиданно получают повестки в Апелляционный суд Крыма, где рассматривалось решение Бахчисарайского райсуда, который, оказывается, еще два года назад аннулировал госакты жителей Голубинского сельсовета.

Суд да дело…

Игорь Кашперко

Оказывается, еще в 2007 году находчивый предприниматель Кашперко обращается в Бахчисарайский районный суд и просит признать недействительными госакты 22 селян. Кашперко предоставил в суд договоры мены земельных сертификатов. По этим документам выходило, что каждый селянин обменял свой земельный пай на 35 кубометров строительного леса. Всего предприниматель якобы выдал 835 кубометров стройлеса на 482 тысячи 630 гривен.  При этом договоры мены не заверены нотариально, и на нем даже отсутствовали печати. Но судя по решению суда, Кашперко предоставил заявления от пенсионеров, в котором они в полном объеме признали исковые требования. Поэтому суд без присутствия селян разрешил Кашперко оформить паи на свое имя единым массивом, аннулировав госакты пенсионеров.

Как позже на заседании Апелляционного суда рассказывала Т.Панасюк, когда отношения с предпринимателем еще не испортились, к пенсионерам приезжала его юрист и секретарь сельсовета с просьбой подписать очередные бумаги. И наивные пенсионеры совершили очередную ошибку: в который раз не прочитав документ и не посоветовавшись с юристами, подписали заявление, признающие требования Кашперко.

Позже прокурорская проверка нашла нарушения в решении Бахчисарайского райсуда от 2007 года, и дело оказалось в Апелляционном суде, который в сентябре 2009 года отменяет его.

Кстати, в 2009 году тогда еще председатель Апелляционного суда Крыма Сергей Лунин заявлял, что в Бахчисарайском суде работала коррупционная схема по получению права собственности на землю через судебное решение. Четверо из девяти судей Бахчисарайского суда тогда ушли в отставку

Поскольку на основании решения Бахчисарайского райсуда 2007 года Кашперко получил госакты селян на землю на свое имя, Татьяна и Иван Панасюк обращаются в суд с иском о признании недействительным госактов на свои участки. Бахчисарайский суд супругам отказывает, а вот Апелляционный в феврале 2012 –го госакты, выданные на Кашперко,  отменяет.

И тогда предприниматель обращается в Бахчисарайский райсуд с встречным заявлением, в котором признает решение суда о том, что земля не его, однако требует, чтобы пенсионеры возвратили строительный лес, который, по накладным, он всем 22 жителям района якобы выдал. С учетом инфляции за прошедшие годы каждый пенсионер оказался должен предпринимателю от 50 до 100 тысяч гривен.

«Поскольку сделка признана недействительной, считаю необходимым произвести возврат денежных средств от переданных мной строительного лесоматериала как возврат неисполненного по недействительной сделке», – сказано в исковом заявлении предпринимателя к одному из пенсионеров.

Кроме того, в исковом заявлении господин Кашперко просит взыскать с пенсионеров и моральный ущерб – от пяти до десяти тысяч гривен, поскольку он переживает, а потому плохо ест и пьет.

«Я переживаю из-за того, что происходит, стал плохо себя чувствовать и плохо спать, абсолютно пропал аппетит, меня угнетает обеспокоенность. В результате полученных мною страданий и частых обращений за медицинской помощью нарушен мой привычный образ жизни. Я постоянно употребляю медицинские препараты успокаивающего и обезболивающего свойства. Все это меня морально угнетает», – пишет Кашперко в заявлении в Бахчисарайский райсуд.

Стоит отметить, что вид накладных даже у несведущего в правильности оформления подобных документов могут  вызвать массу вопросов. Так, невооруженным взглядом и без экспертиз видно, что на накладных  явно исправлена дата, в графе «отправитель» значится предприятие ЧП «Цемс», а получателем –  сам глава фирмы Игорь Кашперко.

Пенсионеры оказались в тупике: земля в реальности осталась у предпринимателя, потому что госакты-то теперь нужно снова переоформлять, а, как известно, дело это небыстрое. Но теперь селяне должны отдать еще и кругленькие суммы за стройматериалы, которые, как они утверждают, они никогда не видели. Даже по приблизительным подсчетам, 835 кубометров строительного леса – это больше 50(!) груженых КАМАЗов. Такая кавалькада не могла бы остаться незамеченной в маленьких деревнях.  «Да нас в те дни даже в деревне не было, мы на похороны уезжали, куда бы они такую махину дров выгрузили?», – говорит Т.Панасюк.

Но на документах подписи невнимательных пенсионеров стоят, а доказать, что это филькина грамота – еще попробуй.

5 июня Бахчисарайский райсуд решает взыскать с пенсионерки Лидии Басковцевой  76 тысяч гривен за стройлес, 8 июня – с Татьяны Панасюк – 50 тысяч. Решения по остальным пенсионерам еще не приняты, но уже можно догадаться, какими они будут. Татьяна Панасюк обратилась в Апелляционный суд Крыма.

Представители Кашперко в судебном заседании не предоставляли никаких доказательств поставки леса. Адвокат предпринимателя настаивала на том, что все документы пенсионеры подписали, следовательно, знали, на что идут, а потому следует отказать пенсионерке в апелляционной жалобе.

В свою очередь адвокат Панасюк настаивал, что взыскивать средства по накладным с явными признаками подделки – неправомерно, никакого расследования не проводилось, и доказательств о действительной поставке леса, его стоимости, виде, счетов, подтверждающих наличие, и прочих документов в деле нет.

Однако 1 августа Апелляционный суд Крыма отказал в удовлетворении ходатайства Панасюк о  проведении экспертизы накладных и оставил решение суда первой инстанции в силе.

Что дальше?

Туркомплекс

Пенсионерки обратились со своей бедой в прокуратуру и милицию Бахчисарая с требованием возбудить уголовное дело в отношении Кашперко. Как отмечает адвокат Т.Панасюк, возбуждение дела и последующее решение суда – теперь единственный выход для пенсионеров, чтобы не лишиться крова.

Однако с принятием решения у правоохранителей, рассказывают селяне, как-то не сложилось. На днях следователь СО Бахчисарайского РО Оксана Мандрыка показала пенсионерам постановлении о возбуждении уголовного дела, однако затем сообщила, что окончательно вопрос еще не решен. Селяне подозревают, что идет давление на следствие. Поскольку предприниматель – известный человек в Бахчисарайском районе.  Местные жители говорят, что Кашперко арендует в районе несколько озер, где построил кемпинги, а еще он владелец туристического комплекса «Инкомспорт» в поселке Куйбышево, включающего и первое в Крыму гольф-поле, где, по словам местных, очень любят отдыхать районные чиновники. В сферу интересов Кашперко входит не только гольф, но и футбол (он основатель – сельской академии футбола).

На сайте туркомплекса сообщается, «Инкомспорт» занимается не только гольфом, но продажей газонной травы, проведением свадеб, заездами на квадроциклах, расселением в «Охотничьих домиках» неподалеку. На карте, выложенной на сайте, отлично видно, что между питомником, принадлежащим «Инкомспорту» и дорогой и находятся села с земельными паями пенсионеров. Видимо, в планах предпринимателя – активно расширяться, а для этого дополнительная земля весьма кстати.

Узнать позицию самого Игорь Кашперко оказалось проблематично. С предпринимателем удалось связаться по телефону. «Вы же были на суде, что вам еще не понятно?», – спросил предприниматель. Но  услышав вопрос, действительно ли был поставлен строительный лес и есть ли реальные доказательства его существования, сообщил, что сможет пообщаться с редакцией лишь через неделю. «Звоните мне через неделю, я сейчас не могу говорить», – сообщил И.Кашперко.

 «Центр журналистских расследований» готов предоставить Игорю Кашперко место на страницах  издания для реализации права на ответ. Надеемся, что беседа с предпринимателем внесет ясность в весьма туманное дело.