«Незадолго до нападения мы снимали в одной из воинских частей в Севастополе и (украинские – ред.) военные предупредили нас, чтобы мы были осторожными, когда ездим по городу на такси и общаемся внутри машины потому, что у всех водителей на тот момент, как выяснилось уже чуть позже и как предупреждали нас тогда военные, были рации. Всю информацию, которую они слышали – когда мы общались между собой: журналисты операторы, редакторы – эти таксисты передавали дальше. Вот сейчас я понимаю кому – это дальше. Это российские и пророссийские структуры. И если бы мы тогда прислушались к военным и были бы более осторожны в своем общении, поведении, возможно бы не произошло того случая избиения моих коллег, нападения на нашу съемочную группу возле воинской части», – розповіла Механік Центру журналістських розслідувань.
Роман Бочкала каже, що, з огляду на його багатий досвід спілкування із військовими, переслідуванням журналістів займались не вони – робилось це чужими руками:
«Я думаю, что, во-первых, это была спланированная операция однозначно, а реализована она была, скорее всего, руками вот этих вот неких «самообороны», казачков, возможно, каких-то таксистов и так далее. А курировали это, наверняка, спецслужбы – может, ФСБ, может быть ГРУ. Я думаю, что таксисты, если послушать записи, они просто вели и передавали друг другу, в зависимости от маршрута перемещения машин, на которых, собственно, ехали журналисты. Но кто-то же при этом курировал и давал команды, мы этого человека не слышим на записях. Я считаю, что это была акция устрашения, цели убить не было, потому что убили бы. Была цель запугать и сделать так, чтобы в Севастополь больше не ездили».
Неймовірно, але факт: Максим Мішин, координатор «тактичної групи» публічно підтвердив, що опубліковані Романом Бочкалою переговори під час переслідування журналістів справді велися на частоті «Автоканалу». Але жорстоке побиття журналістів називає… інсценуванням, а запис – монтованим. Фрагмент
пресконференції:
Питання журналістки: «Говорят, Бог миловал, как бы ни один журналист не пострадал. На самом деле журналисты телеканала Интер были остановлены и даже избиты. Скажите пожалуйста, это по вашей частоте сообщалось, что движутся журналисты? И как вы определяете, кто в машине – кто свой, кто чужой».
Максим Мішин: «Действительно, это было передано по частоте Автоканала. (….). То, что телеканал Интер якобы был избит на воинской части по дороге на Фиолент … Вы прекрасно видели ту инсценировку, которая была предъявлена Российской федерации, когда люди просто забыли выключить камеру и стеснительный военный при всей амуниции как-то слишком себя непонятно вел. будь у меня та амуниция, я бы себя как-то более спокойно чувствовал. а он был слишком стеснительным. вежливым. поэтому это инсценировка, действительно инсценировка. Относительно непосредственно эфира, я вам скажу, он был нарезан. потому что отдельные моменты взяты совершенно с других переговоров. вы ж прекрасно понимаете как формировалась информационное поле для Украины, – сказав Максим Мішин.
Роман Бочкала заяву Мішина коментує так: «Я скажу следующее: у любой записи существует оригинал. Я распоряжался, естественно, не оригиналом, а тем, что мне переслали по интернету в виде файла. Но знаете, во-первых, я знаю ребят, я видел, в каком состоянии они вернулись и что они пережили. Какая инсценировка, о чем мы говорим? Это полный бред. Но даже если посмотреть с технической точки зрения, то, наверное, же тогда точно было открыто уголовное дело, были какие-то, наверное, следственные действия. Я буду очень удивлен, если выяснится, что эти материалы не были истребованы и не была проведена соответствующая экспертиза. Если это так, то тогда извините, тогда у меня уже будут вопросы не к оккупантам, а к следственным органам Украины. Сколько лет уже прошло – пять лет с тех поря, я думаю, что можно было, наверное, эти пленки найти. Как минимум, меня никто не спрашивал… вот вы спрашиваете, а следствие не интересовалось, где я их взял».
На жаль, розслідування цього воєнного злочину, вчиненого проти українських та грецького журналістів дійсно не розслідувалось роками. Як і в цілому велика справа щодо окупації Севастополя і Криму. Лише минулого року прокуратура АР Крим задокументувала покази потерпілих журналістів. А про запис радіоперехоплення розмов на «Автоканалі Севастополя» ми згадали після затримання учасника цієї «тактичної групи» Ігоря Кучерявого. Справа ця, з огляду на наведені факти з діяльності «автоканальців» та перспективу звільнення від кримінальної відповідальності «героев русской весны», що відкрилась завдяки цій історії, може мати прецедентне значення. Спостерігаємо.
Відеоверсія розслідування «Шуцмани Путіна. Автоканал Севастополя», Центр журналістських розслідувань: