Правозащитники считают задержанных в Крыму «диверсантов» политзаключенными – Скрипник

Руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник

Правозащитники зафиксировали очень много фактов нарушения прав задержанных ФСБ в оккупированном Крыму так называемых «украинских диверсантов», включая фальсификацию доказательств и показаний свидетелей, применение пыток и психологического давления, а также лишение права на защиту и справедливый суд. Это дает основания считать их полизаключенными.

Об этом во вторник на пресс-конференции в Киеве заявила руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник, передает Центр журналистских расследований.

«На сегодня мы зафиксировали очень много нарушений, в первую очередь — это нарушение фундаментальных прав человека, которые дают возможность говорить о том, что эти люди также являются политзаключенными и это говорит о том, что этот перечень политзаключенных, которых удерживает Российская Федерация, стал, к сожалению, значительно большим. По этому поводу мы подготовили письмо к международным организациям, в котором обосновываем, почему эти люди также являются политзаключенными, несмотря на ту пропаганду и дезинформацию, которую распространяет РФ», — сказала Скрипник.

Она напомнила об установленных правозащитниками фактах применения ФСБ в ходе следствия пыток к «диверсантам» и оказания на них психологического давления. Кроме того, для их обвинения используются фальсифицированные показания свидетелей, что является фальсификацией доказательств, добавила она.

Правозащитница также указала, что еще один блок нарушений связан с нарушением права на справедливую защиту. В частности, к «диверсантам» допускают лишь назначенных ФСБ адвокатов, а если родственники нанимают защитника по договору, то с него следователи сразу берут подписку о неразглашении, стремясь взять по контроль всю информацию по делу.

«Все эти основания – нарушение права на справедливый суд, нарушение запрета пыток, нарушение права на защиту — все это говорит о том, что все эти люди являются политическими заключенными, плюс, конечно, есть политический мотив. Мы видим, особенно в российских СМИ, в каком виде преподносится эта информация — обвинить Украину и использовать это в политических и дипломатических целях», — отметила Скрипник.

Она подчеркнула, что согласно резолюции Совета Европы и многим другим международным документам эти люди должны быть на свободе, поскольку все обвинения, которые в отношении них выдвигаются и все следственные действия проводятся с нарушением норм.

«Мы считаем их политическими заключенными и, соответственно, будем обращаться в международные структуры, чтобы предпринимать действия на всех уровнях, как со стороны Украины, так и международного сообщества для того, чтобы эти люди оказались на свободе и, как минимум, чтобы к ним прекратили применение пыток и физического и психологического давления», — добавила Скрипник.

Как сообщалось, 7 августа ФСБ сообщила о том, что «границу» между Крымом и материковой Украиной якобы дважды прорвали украинские ДРГ. В качестве доказательства, ФСБ были продемонстрировано видео  с признаниями задержанных «диверсантов» — водителя АТП Запорожской АЭС Евгения Панова и строителя из Евпатории  Андрея Захтея.

12 августа стало известно о третьем задержанном ФСБ «диверсанте» — Редване Сулейманове.

Крымская правозащитная группа узнала имя четвертого фигуранта, задержанного в августе по делу «украинских диверсантов» — это харьковчанин Владимир Присич.

9 ноября ФСБ РФ задержала в оккупированном Севастополе украинских граждан, которых российская спецслужба называет «членами диверсионно-террористической группы Главного управления разведки Минобороны Украины». Задержанные Дмитрий Штыбликов, Алексей Бесcарабов и Владимир Дудка якобы готовили диверсионные акты в Крыму.

20 ноября стали известны имена еще двух крымчан, задержанных 15 ноября ФСБ в оккупированном Крыму по обвинению в якобы работе на украинскую военную разведку и подготовке диверсий на полуострове. Это Алексей Стогний и Глеб Шаблий, которые ранее служили в Вооруженных силах Украины, а после увольнения в запас занимались мелким бизнесом.