20 января Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по делу «Бекирова и других против России» (Bekirov and Others v. Russia), касающееся нарушения права на мирные собрания. Истцами выступили 43 крымчанина, которые на момент событий по делу проживали на оккупированном полуострове. Это первое решение ЕСПЧ по сути по индивидуальным делам, касающимся вооруженного конфликта между Украиной и РФ по поводу событий в Крыму после 2014 года.
Об этом сообщает Украинский Хельсинкский союз по правам человека (УХСПЧ).
«Дело Bekirov and Others v. Russia является первым решением по сути по индивидуальным делам касательно вооруженного конфликта, которое четко иллюстрирует существование административной практики преследования жителей Крыма и систематического нарушения конвенционных прав после оккупации полуострова РФ. Это решение не только устанавливает ответственность РФ за состояние прав человека на полуострове, но и предоставляет заявителям возможность получить возмещение в будущем», — объяснили в УХСПЧ.
Правозащитники указали, что это решение подтверждает выводы Большой Палаты ЕСПЧ по межгосударственному делу Ukraine v. Russia (re Crimea) по осуществлению РФ эффективного контроля над Крымом с 27 февраля 2014 года и систематичности нарушения прав жителей Крыма с момента оккупации, в частности, существования административной практики по статьям 5, 6 и 11 Конвенции.
Истцы являются жителями Крыма, большинство из них являются крымскими татарами. В период с 2014 по 2017 год они принимали участие в акциях протеста в Крыму с целью высказать свою украинскую позицию или продемонстрировать протест против различных преследований, инициированных российскими оккупационными властями против членов крымскотатарской общины.
Каждому из них были предъявлены обвинения в административных правонарушениях по российскому законодательству в связи с проведением акций протеста. В некоторых случаях заявителей арестовывали и доставляли в отделения полиции. После рассмотрения их так называемыми российскими оккупационными «судами» их признали виновными в административных правонарушениях и назначили наказание — в виде уплаты штрафов в разном размере или административного ареста.
По их словам, в ходе админпроизводства против них были нарушены процессуальные права, предусмотренные статьей 6 Конвенции, гарантирующей право на справедливый суд. Некоторые заявители также жаловались, что их административное задержание было «произвольным» в нарушение статьи 5 § 1 Конвенции, гарантирующей право на свободу и личную неприкосновенность.
«В нескольких случаях оккупационные власти разогнали мероприятия и задержали некоторых заявителей во время или вскоре после мероприятий. Не подлежит сомнению, что эти меры представляли вмешательство в право заявителей на свободу мирных собраний», — указали в УХСПЧ.
Нарушения, установленные ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека отметил, что когда Россия распространила свои законы на Крым, она сделала это вопреки Конвенции, истолкованной в свете международного гуманитарного права.
ЕСПЧ в §14-17 решения подчеркнул, что каждый из заявителей был осужден по статье 20.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий.
Следовательно, российское законодательство не может считаться «законодательством» в значении Конвенции, а любая основывающаяся на нем административная практика не может считаться «законной» или «в соответствии с законом». Следовательно, Суд пришел к выводу, что обжалуемые меры не могут считаться «предусмотренными законом» по данному делу. В связи с этим Суд не имеет необходимости рассматривать, были ли соблюдены другие требования статьи 11 § 2, а именно: преследование законной цели и необходимость вмешательства.
Также ЕСПЧ напомнил, что он уже установил существование административной практики российских оккупационных властей, которая заключается в запрещении публичных собраний и высказываний в поддержку Украины или крымскотатарского сообщества, а также в запугивании и произвольном задержании организаторов таких демонстраций в нарушение статьи 11 Конвенции.
ЕСПЧ подчеркнул, что участвуя в указанных демонстрациях, заявители открыто выступили против мер, предпринятых российскими оккупационными властями, осуждая преследование крымских татар или утверждая, что Крым является неотъемлемой частью Украины. В этих обстоятельствах меры, принятые против них, были частью системы, направленной на запугивание местного населения, в частности членов крымскотатарской общины, и подавление проукраинских настроений. Соответственно, была нарушена статья 11 Конвенции в отношении всех заявителей.
По 10 делам заявители были представлены в ЕСПЧ юристами Центра стратегических дел Украинского Хельсинкского союза по правам человека, которые с 2014 года системно оказывают помощь и представляют интересы пострадавших в ЕСПЧ.
Напомним:
- 25 июня 2024 года ЕСПЧ объявил решение по делу «Украина против России (по Крыму)» (Ukraine v. Russia (re Crimea)) о нарушении российским оккупационным режимом прав человека в Крыму. Суд признал существование систематических нарушений прав граждан Украины с начала оккупации Россией полуострова в феврале 2014 года.
