Санкции должны выдвигать конкретные требования к стране-нарушителю и лицам, принимающим решения — Каздобина

Власть
Юлия Каздобина, председатель Украинского фонда студий Фото: investigator.org.ua

Санкции являются гибким инструментом внешней политики, цель которой — заставить государство-нарушителя норм международного права изменить свое поведение на международной арене, побеждая ее в войне. Экономические ограничения заставляют нарушителя платить высокую цену за свое агрессивное поведение, подталкивая к ее изменению.

Об этом Юлия Каздобина, председатель Украинского фонда безопасных студий, указывает в своем исследовании «Санкции — инструмент экономический. Нарушитель платит больше», проведенного в рамках спецпроекта Центра журналистских расследований «Как работают крымские санкции».

«Ограничительные меры обычно являются инструментом принуждения в рамках более комплексной политики по отношению к государству-нарушителю и лицам, влияющим на принятие  решений. К такой стране выдвигают конкретные требования, выполнение которых будет основанием для снятия ограничений, а невыполнение — основанием для введения дополнительных, усиленных. Так, например,  страны, которые ввели санкции против РФ, не признают попытку РФ аннексировать Крым и требуют от России уважать территориальную целостность Украины, что означает прекращение агрессии на Донбассе и освобождения Крыма от оккупации», — разъясняет Юлия Каздобина.

Одни из наибольших мер ответственности предусматривает законодательство США: максимальное наказание в рамках уголовного процесса для подавляющего большинства санкционных режимов составляет 1 млн долларов для юридических лиц и 20 лет лишения свободы для физических. Под такую ​​ответственность попадает лицо, которое умышленно совершает незаконное деяние в нарушение Акта об экономических полномочиях при международной чрезвычайной ситуации (International Emergency Economic Powers Act), согласно которому Президент США накладывает санкции, и других документов, согласно которым вводят санкционные режимы.

Эксперт приводит пример применения такого наказания за нарушение санкций США.  Все банки, которые проводят долларовые транзакции, должны сообщать финансовой разведке США о сомнительных переводах.

«В сентябре 2020 года Минфин США оштрафовал Deutsche Bank Trust Company Americas — американскую «дочку» Deutsche Bank на $583 тыс. за два нарушения «крымских санкций». А именно: $425 тыс. Банк заплатит за серию переводов на счета Крайинвестбанка, попавшего под санкции США за работу в Крыму, а еще $157,5 тыс. — за обработку платежей на закупку нефтепродуктов, «включавший имущественный интерес» нефтетрейдера IPP Oil Products, связанного с другом Путина — Геннадием Тимченко, против которого также введены санкции США», — пишет Каздобина. 

В то же время, процедура привлечения к ответственности достаточно гибкая и включает в себя элемент переговоров, по результатам которых OFAC и нарушитель санкционного режима достигают договоренности о сумме штрафа. Например,  в июле 2020 года компания Amazon заплатила штраф в сумме $134,523. Гигант онлайн-продаж нарушил сразу несколько санкционных режимов CША — по Ирану, Сирии и Крыму. Максимальная сумма штрафа зависела от суммы транзакций, совершенных в нарушение санкционного режима, и составляла $1,038,206,212.

«Но в процессе переговоров OFAC принял во внимание, что Amazon добровольно сообщил о нарушениях, сотрудничал с OFAC в ходе расследования, сделал значительные усилия, чтобы убрать недостатки в существующих процедурах соблюдения санкционных режимов, и сотрудничал с OFAC во введении дополнительных механизмов контроля за соблюдением санкций по всем пяти разделам, рекомендованных OFAC, сделал значительные инвестиции в эту сферу. В результате сумма штрафа снизилась более чем в семь тысяч раз!», — заключает эксперт. 

Читайте и смотрите также другие материалы из спецпроекта  ЦЖР «Как работают крымские санкции» в партнерстве с Центром прав человека ZMINA:

«Схемы обхода крымских санкций»

Как работают «крымские санкции». Финансовый сектор.

«Воз без коня. Украинский санкционные политика»