Об этом свидетельствует опрос USAID-Internews «Отношение населения к СМИ и потребления различных типов медиа» выявило, что львиная доля украинский сталкивались с ложными слухами и дезинформацией о коронавирусной болезни (COVID-19). Презентазия прошла в Укринформе.
Около трети опрошенных считали такие истории правдивыми, а более трети признались, что делились этой дезинформацией с другими.
Тогда как 77% украинцев осознают существование дезинформации, около 62% респондентов отметили, что были уверены в своей способности отличить дезинформацию от правдивых новостей. Это приводит к нехватке понимания неотложности проблемы дезинформации: 58% опрошенных считали дезинформацию серьезной проблемой, тогда как 35% считали, что с этим надо что-то делать. Впрочем, реальное умение респондентов отличать качественную информацию от дезинформации не совпадало с их собственной оценкой.
Вместе с медийными организациями и партнерами по медиаграмотности, такими как Институт массовой информации, Академия украинской прессы, интернет-изданиями «Тексты» и «БезБрехни», Internews подготовила короткий тест для определения реальной способности опрошенных различать качественные новости и дезинформацию. Респондентов со всей Украины попросили оценить три новости из разных новостных вебсайтов — две ложные и одну правдивую.
Результаты теста свидетельствуют об уменьшении количества людей, которым удалось правильно определить разницу между настоящей и ложной информацией среди трех представленных новостей — с 11% в 2019 году до всего 3% в 2020-м. Около 21% респондентов не смогли дать правильный ответ, тогда как в прошлом году этот показатель составлял 11%. Около 48% респондентов смогли правильно определить по крайней мере один из трех вариантов, а 29% признались, что не знают ответа или выбрали вариант «трудно сказать».
«В нынешнем опросе мы заметили несколько тревожных тенденций. Новости, которые люди потребляют в социальных медиаплатформа, не всегда надежны. Кроме того, многие сталкивались с ложными историями, связанными с Covid-19 и другими важными темами. Факт того, что треть респондентов показала свое намерение подилилитися ложной информацией с общественностью, даже если они сами в нее не верили, показывает, что мы с партнерами должны упорно трудиться, чтобы помочь украинцам понять, насколько важно не распространять дезинформацию и соблюдать информационной гигиены» , — заявила во время презентации директор Internews в Украине Джиллиан МакКормак.
Исследование «Отношение населения к СМИ и потребления различных типов медиа в 2020 году» было выполнено социологической компанией InMind по заказу международной неприбыльной организации Internews, что реализует «контекстно-медийную программу в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Основная цель исследования — изучить привычки украинский, касающиеся потребления медиа, а также их доверие к медиа, оценить уровень медиаграмотности и осведомленность населения по внедрению реформ в Украине. В июле-августе этого года представители InMind опросили 4000 респондентов в 12 областях Украины. Погрешность выборки не превышает 2,5%.
Полная презентация здесь
- Фейки о том, что в Украине существуют «тайные лаборатории», которые финансирует США, активно продуцируют российские СМИ. Учреждения, которые поддерживает Минобороны США, действуют прозрачно и под контролем украинской власти. Только украинское правительство решает, какие исследования нужно проводить, и назначает менеджмент, который руководит этими исследованиями. В этих лабораториях не работают американские ученые, сообщил исполняющий обязанности заместителя главы миссии США в Украине Джозеф Пеннингтон.