Табачник завысил позиции украинского образования в мировом рейтинге

Жизнь

36205Министр образования и науки Дмитрий Табачник завысил позиции украинского образования в мировом рейтинге конкурентоспособности. Об этом пишет обозреватель Оксана Онищенко в ZN.UA.

Автор напоминает, что во время парламентских слушаний на тему «Доступность и качество общего среднего образования: состояние и пути улучшения» министр заявил, что «по оценкам иностранных экспертов Всемирного отчета о конкурентоспособности государств Мирового экономического форума, в 2013 году по качеству украинское среднее образование заняло уже 45-е место, всего оценивалось 122 страны. По итогам этого же исследования… три года назад мы занимали… 56-е место. Прогресс наблюдается и по многим другим составляющим оценивания. Наиболее существенным он является по критерию качества школьного естественно-математического образования — 24-е место против 42-го в 2010 году. О качестве начального образования. За три года вместо 49-го места качество начального образования в Украине Международным форумом по конкурентоспособности поставлено на 31-е место».

Вместе с тем, в рейтинге конкурентоспособности в 2013 году представлены не 122, а 148 стран. И показателя «качество среднего образования» в нем нет.

По показателю «качество начального образования» же Украина действительно улучшила свой результат: в 2010 году у нас было 49-е место, в 2013-м — 37-е (а не 31-е, как доложил стране министр).

Кроме того, стоит отметить, что в отчетах о глобальной конкурентоспособности, подготовленных Всемирным экономическим форумом, все показатели развития разделены на три большие группы (субиндексы): «базовые требования», «усилители эффективности» и «факторы развития и инновационного потенциала». Каждый из них является основой определенной стадии развития экономик стран.

«Базовые требования» — основа первой стадии развития экономики, факторно-ориентированной. Страны конкурируют за счет обеспеченности ресурсами. Их конкурентоспособность зависит, не в последнюю очередь, от здоровья и образованности рабочей силы. Именно к группе «базовых требований» принадлежит подгруппа показателей «здоровье и качество начального образования».

В комментарии «Зеркалу недели. Украина» директор Центра исследования общества Инна Совсун отметила: «Для Украины, как и для многих других стран, измерить экономическую производительность начального образования фактически невозможно, поскольку у нас нет людей, имеющих лишь этот уровень образования. Начальное образование важно только для трудоемкой работы. Этот показатель является существенным для слаборазвитых стран, где в школу ходит небольшая часть детей, а остальные с малых лет начинают работать. В этом случае оценивается базовая грамотность — умение читать и считать, что для нашего общества довольно странно. И то, что мы поднялись по этому показателю, свидетельствует о том, что наша страна может конкурировать с отсталыми странами Африки, но отнюдь не с развитыми западными странами».

Следовательно, качество начального образования Украины определялось на основании опроса работодателей, не нанимающих работников с начальным уровнем образования, а опирающихся на свои представления.

Группа показателей «усилители эффективности» имеет значение для экономик второй стадии развития — ориентированных на эффективность. И именно на этой стадии, согласно отчетам о конкурентоспособности, находится сейчас экономика Украины. Для того, чтобы конкурировать с развитыми странами, нам необходим высокий уровень человеческого капитала. Он зависит от многих показателей. Например, от качества системы образования. О нем министр осмотрительно промолчал. Ибо здесь Украина не прогрессирует. В 2010 году мы занимали 56-е место, 2011-м — 62-е, 2012-м — 70-е, в 2013-м — 79-е. В этом случае мнение работодателей отображает более реальную для работников образования картину, поскольку они нанимают на работу и дипломированных выпускников вузов, и выпускников школ и ПТУ.

По другому показателю группы «усилители эффективности» — качеству естественно-математического образования — Украина поднялась с 42-го места в 2010 году на 28-е (а не 24-е, как сказал министр) в 2013 году.

Однако большая разница в позициях оказалась небольшой в баллах: в 2010 году по этому критерию Украина получила 4,6 балла, а в 2013-м — 4,8 из 7 возможных. Вместе с тем такое возрастаниие свидетельствует о том, что наше естественно-математическое образование демонстрирует хорошую способность к развитию и прогрессу, т.е. становится конкурентоспособным.