Правозащитники назвали законы Украины и РФ, нарушающие права крымчан

Жизнь

111Правозащитники Крымской полевой миссии по правам человека (КПМ), подводя итоги 2014 года, назвали наиболее опасные законы, принятые и в Украине и в РФ, которые существенно ухудшили ситуацию с правами человека в Крыму.

По словам председателя КПМ Андрея Юрова, количество нарушений прав человека в Крыму постоянно растет и законов, несущих угрозы крымчанам, большое множество. Правозащитники выделили пять наиболее острых.

« Это российские законы об усилении ответственности за экстремизм и сепаратизм, ужесточение наказаний за двойное гражданство, украинский закон о «свободной экономической зоне» в Крыму, а также принятые властями Крыма законы о легализации самообороны», — заявил руководитель КПМ.

По словам юриста Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) Дарьи Свиридовой, закон «О создании свободной экономической зоны «Крым», принятый Украиной 27 сентября, дискриминирует крымчан по месту проживания.
«Закон, и принятые на его основании постановления НБУ №699 и № 810, признают граждан Украины, живущих в Крыму, нерезидентами. А это влечет за собой ограничения в правах. Закон, по сути, нарушает ряд принципов Конституции Украины, он влечет за собой дискриминацию, с точки зрения Европейской конвенции по правам человека», — сказала Д.Свиридова.

Кроме того, как отметила юрист, Россия в 2014 году серьезно ужесточила и законодательство по миграции, что тоже представляет опасность для крымчан.

«В 2014 году в законодательство РФ ввели положения об обязательном уведомлении гражданами о наличии у них второго гражданства (Федеральный закон РФ от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). На сегодня этот закон действует для всех граждан РФ. Крымчанам дана отсрочка на один год. Однако вполне возможно, что эту отсрочку могут уже завтра отменить», — отметила Д.Свиридова.

В таком случае, по словам юриста, все граждане Украины, проживающие в Крыму, будут вынуждены сообщить о наличии у них украинского гражданства. При этом сокрытие информации о гражданстве влечет за собой серьезную ответственность вплоть до уголовной (ст. 3302 УК РФ – наказание в виде штрафа до 200 000 рублей или в размере годового дохода осужденного, или до 400 часов обязательных работ). Если граждане подадут уведомление о двойном гражданстве позже положенного срока, либо укажут неполные или заведомо недостоверные данные, то им грозит административная ответственность — штраф от 500 до 1000 рублей.

Следующий закон, который представляет серьезную угрозу для крымчан, – закон о крымской самообороне. Ольга Скрипник, заместитель председателя Крымской полевой миссии по правам человека, считает, что этот закон фактически легализует опасную вооруженную группировку.

«В июне крымская власть в лице Аксенова принимает закон «О народном ополчении – народной дружине Республики Крым». Он по сути легализует это парамилитаристское формирование. Несмотря на то, что крымская самооборона причастна к похищениям людей, убийствам, захвату собственности, разгону мирных собраний, нападению на журналистов, никто не привлечен к ответственности. Кроме этого, члены самообороны регулярно получают грамоты лично от Аксенова», — заявила правозащитница.

По ее мнению, всё это говорит о том, что крымская власть не только не борется с нарушителями прав человека, а поддерживает и создает им статус неприкасаемости. «Всё это приводит к тому, что «крымская самооборона» — один из самых опасных факторов нарушающих прав человека, которые существуют в Крыму. Она требует немедленного роспуска и запрета дальнейшего существования», — подытожила О.Скрипник.

Заместитель председателя Крымской полевой миссии Дмитрий Макаров уверен, что еще одна серьезная проблема для крымчан – внедрение на полуострове российского законодательства о противодействии экстремистской деятельности (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

«Этим законом вводится понятие экстремистских материалов. И сейчас в Крыму по религиозным учреждениям, по частным домам людей, исповедующих ислам, ходят в поисках этих материалов с досмотрами,», — отметил он.

По информации Д.Макарова, практика применения «антиэкстремистского» законодательства такова, что в качестве социальных групп, в отношении которых нельзя «разжигать рознь», в России расценивались чиновники, сотрудники правоохранительных органов или депутаты Госдумы.

«Как призыв к свержению государственной власти расценивались фраза «Долой самодержавие и престолонаследие», а лозунг «Свободу не дают, ее берут» признавался, привлекаемыми следствием экспертами, экстремистским, как «подрывающий нравственные устои общества».

Подобные казусы теперь могут возникать и в Крыму, где уже работает центр противодействия экстремизму, который фактически выполняет в России функции политической полиции», — сообщил Д.Макаров.

По его словам, еще одной серьезной угрозой для крымчан могут стать поправки в уголовный кодекс, устанавливающие ответственность за призывы к сепаратизму.

«Летом прошлого года в Уголовный кодекс была внесена статья 280.1 («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). По этой статье человек может получить до четырех лет лишения свободы, а в случае, если призывы распространяются через СМИ или через Интернет — то до пяти лет. Будут ли по этой статье наказывать за фразу в фейсбуке «Крым – это Украина» пока непонятно, поскольку нет прецедентов, но фактически подаётся сигнал, что само обсуждение вопросов принадлежности России той или иной территории может наказываться достаточно сурово», — сообщил правозащитник.

Правозащитники Крымской полевой миссии уверены, что подобные ограничения прав и свобод людей в Крыму недопустимы. А законы и нормативные акты, которые нарушают Европейскую конвенцию по правам человека, нужно отменить либо привести в соответствие с международным законодательством.

Напомним, Крымская полевая миссия по правам человека — совместная инициатива российских и украинских правозащитных организаций, которая работает на территории полуострова с 5 марта 2014 года.