Журналисты просят Наливайченко сказать, кто из сотрудников СБУ лжет о количестве осужденных боевиков

Новости

Редакция ZN.UA просит главу СБУ Валентина Наливайченко сообщить, какие данные о количестве осужденных диверсантов и террористов, предоставленные ранее спецслужбой на информзапрос , не являются достоверными.

Также редакция просит сообщить, по чьей вине общество было введено в заблуждение, и какое наказание назначено виновным.

ZN.UA также запрашивает достоверную информацию о то, сколько на самом деле вынесено обвинительных приговоров за диверсию, шпионаж и терроризм.

Ранее издание опубликовало официальный ответ СБУ на запрос, в котором спецслужба отчитывается о сверхмалом количестве осужденных: по данным СБУ, за почти год с начала АТО были осуждены к лишению свободы лишь один диверсант и один террорист.

Уже на следующий день после выхода статьи глава Главного следственного управления СБУ Василий Вовк в комментарии «Украинской правде» опроверг приведенные в ней данные о количестве осужденных за шпионаж, диверсионную и террористическую деятельность (два обвинительных приговора за 2014 и первый квартал 2015 года).

По словам Вовка, «с начала АТО по состоянию на 18 апреля осуждены уже 94 террориста», из которых более 10 получили сроки от 8 до 13 лет лишения свободы. Всего в суд якобы передано 329 обвинительных актов. Таким образом, генерал СБУ Вовк опроверг данные самой СБУ, изложенные в двух официальных ответах (от 31.12.2014 и от 2.04.2015) на информзапросы.

«Случай, согласитесь, неординарный. Кто-то здесь точно врет. И это точно — не ZN.UA, опубликовавшее данные и сам документ, полученные от СБУ», — отмечает автор статьи Валентина Самар, добавляя, что изложенные в документах данные переданы пресс-службой от подразделений СБУ.

«Надо ли понимать, что Следственное управление запрашиваемые данные не предоставляло или предоставило иные, нежели те, что были указаны?» — пишет журналист.

«Можно допустить, что в ответах СБУ на информзапросы ZN.UA содержалась недостоверная информация о привлечении к ответственности лиц, совершивших тяжкие преступления. Но чтобы ее исправить, СБУ должна была предоставить ZN.UA новый документ с информацией достоверной — по всем вопросам, содержащимся в запросах, и по всем позициям, затем обнародованным. Этого не произошло. Генерал Вовк дал комментарии другим СМИ («Украинской правде», а затем в эфире «5 канала»), по сути, с опровержением публикации ZN.UA. Поэтому мы направляем запрос председателю СБУ Валентину Наливайченко с просьбой сообщить, какие данные, предоставленные в двух ответах ранее, не являются достоверными, и сколько, на самом деле, граждан было задержано, скольким сообщено о подозрении, сколько открыто уголовных производств, сколько обвинительных актов направлено в суды и сколько ими вынесено обвинительных приговоров по статьям 113, 114 и 258 — 258-5 Уголовного кодекса Украины» — пишет Самар.

Кроме того, в информационном запросе председателю СБУ также запрашивает информацию о ФИО, гражданстве, мерах наказания лиц, обвинительные приговоры в отношении которых вступили в законную силу (по указанным статьям).

Также журналист просит сообщить, по чьей вине общество было введено в заблуждение, и какое наказание назначено виновным.

Как поясняет журналист, необходимость указания конкретных вышеперечисленных статей УКУ объясняется тем, что именно в подобных победных заявлениях «оптом» кроется дьявол недостоверности.

Судить об эффективности работы правоохранителей нужно по конечному результату (приговорам, вступившем в силу).

В комментарии-опровержении Василия Вовка этой конкретики нет.

Сообщая о 94 осужденных за террористическую деятельность, он говорит расплывчато: «Среди них есть шпионы и террористы».

«Конечно, есть еще большой вопрос по поводу квалификации преступления в деле и в публичных заявлениях различных спикеров. Один пример — сообщение на сайте СБУ «Координатор террористов по прозвищу «Тереза» по решению суда находится под стражей». «Тереза» названа террористкой и даже координатором террористов и диверсантов (по поводу презумпции невиновности — отдельный разговор). Однако уголовное производство открыто совсем по другим статьям: ст. 110 (Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины — в просторечье, сепаратизм) и ст. 263 УКУ (Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами). «Есть разница, согласитесь, особенно в сроках наказания» — подчеркивает журналист.