Массовое восстановление уволенных полицейских вызвано несовершенством закона о Нацполиции — эксперт

Массовое восстановление судами на работе уволенных полицейских, не прошедших аттестацию, вызвано несовершенством закона «О Национальной полиции». Это грозит остановить очистку правоохранительных органов от недобросовестных работников.

Массовое восстановление судами на работе уволенных полицейских, не прошедших аттестацию, вызвано несовершенством закона «О Национальной полиции». Это грозит остановить очистку правоохранительных органов от недобросовестных работников.

Фото: mvs.gov.ua

Фото: mvs.gov.ua

Об этом написал в своей колонке на Украинской правде эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук.

Как отмечает эксперт, скрытая мина, которая поставила под сомнение всю реформу, была заложена в законе «О Национальной полиции». Анализ соответствующих судебных решений позволяет сделать вывод, что в административных судов нет другого выбора, чем защищать полицейских, основываясь на положениях нового закона.

Банчук напомнил, что заключительные положения опубликованного 6 августа 2015 года закона предусматривали следующую последовательность действий относительно личного состава милиции с 7 августа по 7 ноября 2015 года: 1) предупреждение всех работников милиции о предстоящем увольнении; 2) назначение на должности полицейских на основании приказов руководителей или прохождения конкурса на должности; 3) освобождение полицейских, которые не прошли конкурс или самостоятельно освободились.

Однако за это время конкурсы на должности не проводились, а подавляющее большинство работников милиции автоматически были назначены на должности полицейских. В результате предусмотренная законная возможность провести очистку рядов полиции была потеряна.

Лишь 17 ноября 2015 г. МВД приняло Инструкцию о порядке аттестации полицейских, который сейчас является основной для переаттестации милиционеров. Эта инструкция формально основывается на положениях ст.57 Закона о порядке аттестации полицейских. Однако это является нарушением — на чем и основывают свои решения административные суды. — поскольку все лица, которые проходили и проходят переаттестацию, были автоматически приняты до 7 ноября 2015 г. на службу в полицию на основании приказов руководства.

В то же время аттестация полицейских, предусмотренная ст.57 закона, не касается общей (повальной) переаттестации и может проводиться только в трех случаях: 1) при назначении на высшую должность, когда конкурс не проводится; 2) при перемещении на нижестоящую должность за служебного несоответствия; 3) при увольнении со службы за служебного несоответствия.

При отсутствии хотя бы одного из элементов этой процедуры, проведение аттестации в рамках закона невозможно.

В результате административные суды массово устанавливают отсутствие законных оснований для проведения переаттестации полицейских, таким образом защищая права полицейских, которые не проходят эту процедуру и подлежат освобождению из рядов полиции. Наличие соответствующей инструкции также не спасает ситуации, потому что суды обоснованно считают ее такой, что не соответствует закону.

«Описанная ситуация является классической в том смысле, что отражает борьбу между «целесообразностью» и «законностью». Целесообразно/необходимо/желательно проводить переаттестацию личного состава полиции? — Конечно, да! Законно/правомерно сейчас проходит переаттестация в полиции? — Конечно, нет. Что и подтверждают суды», — подчеркнул Банчук.

По его мнению, ситуация не безнадежна и может быть исправлена. Для этого нужно лишь внести точечные изменения в переходные положения закона, которыми нынешняя процедура переаттестации будет введена в правовые рамки.

Добавить комментарий

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine