Вице-спикер Рады рассказала об этапах деоккупации Крыма и Донбасса

Чтобы оккупация закончилась, с украинской территории должны уйти войска оккупанта, а вместо этого — зайти Вооруженные силы и Служба безопасности Украины. И именно это должно стать началом длительного процесса деоккупации.

Screenshot_149

Об этом пишет в своей статье для ZN.UA заместитель председателя Верховной Рады Украины Оксана Сыроид. «Два года международной поддержки «Минска» дали время прежде всего России — чтобы сформировать полноценную оккупационную администрацию: наладить «мирную» жизнь на территориях Крыма, «ДНР» и «ЛНР», вышколить армию из числа местных жителей, обеспечив ее современным вооружением.

Но, что самое важное, оккупация поразила сознание людей — за два года «ДНР», «ЛНР» и «Крымский федеральный округ РФ» для людей стали реальностью. И путь выхода из этой реальности пролегает не через избирательные урны», — говорится в статье.

По мнению Сыроид, на уже освобожденных от оккупационных войск территориях должно быть введено военное положение и восстановлен украинский суверенитет через институт военных администраций, которые должны взять на себя функцию как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти.

Такой промежуточный этап, считает Сыроид, не должен быть продолжительным — он нужен для того, чтобы решить задачи безопасности: — начать разминирование территории вокруг критически важных объектов инфраструктуры — дорог, мостов, линий электропередачи, водоемов, железнодорожных путей и пр.; — провести зачистку остатков боевиков, российской армии, агентов РФ и просто бандитов; — изъять оружие у гражданского населения; — изъять из публичного доступа — из библиотек, медиа — публикации, литературу, видеозаписи с пропагандой «ДНР–ЛНР», «Крым — наш!» и России. Отдельный важный участок работы для будущих военных администраций — изъятие всех оккупационных документов: ведомостей, бухгалтерских документов, приказов и т.п. — как в бумажном, так и в электронном виде.

Это позволит провести со временем должные расследования деятельности оккупационной администрации и участия в этом России. «После разоружения Вооруженные силы Украины смогут частично или полностью оставить города и села освобожденных территорий, а на их место должны зайти гражданские органы государственной власти — полиция, прокуроры, суд, служба по чрезвычайным ситуациям, казначейство, Пенсионный фонд и т.п.», — говорится в статье. Дальше, считает Сыроид, Украине нужно определить размер убытков, причиненных Россией вследствие войны и оккупации. Для этого провести аудит собственности — частной, коммунальной и государственной — и оценить причиненные убытки. Следующим этапом деоккупации Сыроид называет «согласие».

«Этот этап имеет целью восстановление справедливости: наказание за преступления, ограничение на занятие должностей (или люстрацию), и вместе с тем — прощение (или амнистию). Только одновременное наказание и прощение являются основой согласия, истинного возвращения не только территорий, но и людей, а следовательно — и гарантией решения конфликта. Об амнистии (прощении) без наказания не может быть и речи, это только продлит конфликт. Начаться этот этап должен с возвращения внутренне перемещенных лиц — тех, кто еще захочет возвращаться», — говорится в статье.