Неандертальцы изготавливали инструменты, которыми до сих пор можно пользоваться

Во время раскопок стоянки неандертальцев, которой около 40 тысяч лет, был обнаружен инструмент, используемый кожевниками для придания коже блеска и водостойкости. Владение костяным орудием, известным как гладилка, ранее приписывалось исключительно современному человеку. Но последние находки показывают, что, скорее всего, неандертальцы и современные люди изобрели этот инструмент независимо друг от друга, сообщают Вести.ру

Первые фрагменты гладилок были обнаружены около 10 лет назад в пещере Пеш-де-Л’азе(департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Археологи Мари Соресси (Marie Soressi) и Шеннон МакФеррон (Shannon McPherron) из Института эволюционной антропологии Макса Планка сразу опознали этот инструмент.
Соресси связалась с всемирно известной мануфактурой Hermes, занимающейся производством предметов роскоши. В линию компании входит, к примеру, сумка Birkin, продающаяся по цене от 10 тысяч долларов США и выше. Так учёные выяснили, что высококлассные кожевники используют инструменты, подобные древним.

Однако одного артефакта было не достаточно для однозначных выводов: это мог быть единичный случай. Но последующие раскопки в Пеш-де-Л’азе и Абри Пейрони позволили обнаружить ещё несколько фрагментов гладилок, что привело исследователей к выводу о регулярном использовании этого инструмента неандертальцами.

Гладилки – не первые орудия труда из кости, найденные на стоянках неандертальцев, но они отличаются от остальных. «Большинство костяных инструментов копируют каменные орудия труда, — говорит МакФеррон. – Но гладилки использует физические свойства кости, такие как её текстура и способность изгибаться, не ломаясь. Скорее всего, неандертальцы изготовляли этот инструмент из длинного гибкого ребра оленя».

Окаменелости костяных орудий, которые, вероятно, использовались для обработки шкур животных (фото и иллюстрация Abri Peyrony, Pech-de-l’Azé I Projects).

Происхождение гладилок вызывает наибольшие споры. Сложно определить, перенял ли человек разумный эту технологию у неандертальца или же всё было наоборот. Возможно также, что оба вида научились изготавливать это орудие независимо друг от друга.

По разным данным, возраст находки оценивается в 41-51 тысячу лет. Первый срок совпадает с заселением человеком разумным Западной Европы, хотя во времена самой ранней даты Европу населяли исключительно неандертальцы. Теперь МакФеррон пытается найти гладилки старшего возраста, чтобы исключить путаницу в том, кому же принадлежит изобретение.

«Инструменты предшествовали появлению человека разумного на территории Европы, поэтому такая находка — не единичный случай, а часть традиции коренных неандертальцев, — считает профессор Поль Петтитт (Paul Pettitt), археолог Даремского университета. – Также этот инструмент указывает на сложность неандертальской моды».

Большинство исследователей считают, что неандертальцы позаимствовали многие свои изобретения и традиции у человека разумного. Многие сложные артефакты (вроде метательного оружия или скульптур) были найдены только на стоянках Homo sapiens. Хотя есть и сторонники обратной версии. Например, до сих пор до конца не ясно, какой из видов ввёл традицию погребения умерших или моду на украшения из костей и зубов животных.

Исследование было опубликовано в журнале PNAS.