Украина пока не интересуется электромобилями

Жизнь

16 августа в Евпатории финишировал первый украинский агитационный автопробег электромобилей «Электромобилизация-2013.Крым», участники которого в ходе презентации своей необычной техники на набережной имени В.Терешковой делились с журналистами и своим первым, в основном – горьким опытом, сообщает корреспондент «Центра журналистских расследований».

 Правда, по словам организатора Михаила Демурия, автопробег, прошедший почти по всем курортным городам Крыма, обошелся без эксцессов: все электромобили, в том числе и полукустарного производства, достойно выдержали испытания, ни разу не сломавшись. Единственная за весь путь поломка случилась, как это ни смешно прозвучит, с сопровождавшим колонну автомобилем техпомощи, который не имел никаких необычных «наворотов» и был снабжен традиционным бензиновым двигателем.

S6301431 S6301432

Так что, с точки зрения надежности презентуемые крымчанам разномастные транспортные средства, общий «родовой признак»  которых — электрическая тяга, сомнений не вызывают. Проблемы их хозяев и  возможных последователей лежат отнюдь не в технической плоскости, хотя и эта сторона дела еще имеет свои нюансы.

Одной из главных проблем, по мнению М.Демурия, по сей день остается практически полное отсутствие внимания к развитию автоэлектротранспорта со стороны государства. Поэтому с громадными трудностями энтузиасты-одиночки  сталкиваются буквально на каждом шагу: начиная с регистрации своего незаконнорожденного «гибрида» в ГАИ, технического обслуживания силовых установок за неимением специализированных постов на традиционных СТО, и заканчивая невозможностью подзарядки аккумуляторов в пути, поскольку   АЗС такого рода единичны даже в Киеве.

Именно этим проблемам была посвящена состоявшаяся в этот же день в Главном управлении инвестиционной политики и внешнеэкономических связей горсовета  научно-практическая конференция – с участием автомобилистов, руководителей автопредприятий и представителей правительства АРК. Последнее, правда, было представлено только Министерством курортов (а не, к примеру, Министерством транспорта), что лишний раз доказывает отсутствие у властей серьезного интереса к данной теме.

 Энтузиасты-одиночки на собственном опыте показывают, что в данном сегменте авторынка Украина может быть в числе лидеров. Пример тому — киевлянин Вячеслав Полтавец, проехавший на своей «Голубой мечте» — «Славуте» с полукустарным электродвигателем, более 900 км всего с пятью зарядками по пути следования.

Сам он инженер по профессии, поэтому все делал своими руками. Самостоятельно, кстати, разработал и уникальную схему своего электродвигателя, который по техническим параметрам превосходит европейские промышленные аналоги.

«Вот рядом стоит серийный «Биоавто», так по техническим характеристикам моя машина лучше!»,- с гордостью констатирует Вячеслав Михайлович. И поясняет: «соперник» может проехать на одной заправке максимум 110 километров, а его «Славута» — 200. Максимальная скорость серийного электроавтомобиля – 90 км/час, а его «Голубая мечта» может выдавать и все 120. Кроме этого, «самодел» Полтавца имеет два варианта зарядных соединений: как от сети 220 вольт, так и от 380, при которой время на полную зарядку сокращается от 8 до 2 часов.

Пока что удовольствие это не из дешевых: стоимость одних только комплектующих обошлась ему в 11 тысяч долларов США, из которых 8 тысяч ушло на аккумуляторы. Ну так ведь и первые мобильные телефоны, если вспомнить, стоили, как старенькие, но вполне рабочие «жигули».  Прошло с тех пор всего лет 15, а уже без «мобильника» даже первоклашка  не ходит. А если сравнить стоимость бензина и электроэнергии, так и вовсе дорого не покажется, считает В.Полтавец.

Когда же разговор зашел о возможностях  «продвинуть» его идею через какое-нибудь отечественное КБ и выйти на серийное производство таких уникальных силовых установок, оптимистический настрой В.Полтавца заметно поубавился. Куда только ни обращался, вздыхает талантливый изобретатель, в какие только министерства и ведомства ни тыкался, везде ответ примерно один: не интересно.

Примерно такую же историю обрисовал его коллега по украинскому клубу «ЭлектроАвтоСам» Сергей Левачков.

«Название нашего клуба, — невесело улыбается он, — говорит само за себя: поклонники электромобилей в Украине могут пока надеяться только на себя  и на таких же, как они сами, «повернутых» на этой идее».

В свое время, по словам С.Левачкова, в городе Стаханове, где он когда-то был мэром, работало довольно мощное научно-производственное объединение, которое как раз и занималось разработками электроприводов для отечественных автомобилей. Были уже неплохие наработки, дело шло к серийному выпуску, но потом бизнесменов начали «прессовать» всевозможными проверками, и предприниматели были вынуждены перебраться в подмосковный  Зеленоград, где для них были созданы все условия.

Правда, в последние годы, по словам инженера, начались кое-какие подвижки и в Украине: готовятся к запуску три завода крупноузловой сборки электромобилей на базе недорогих, но надежных корейских  авто. А в недалекой перспективе планируется запустить и такое же количество производств для сборки электробусов.

И  эта тема, уверен С.Левачков,  особенно должна быть интересна крымчанам, которые озабочены сохранением своего уникального лечебно-туристического потенциала, что немыслимо без скорейшего перехода на экологически чистые виды транспорта.

Собственно, поэтому Крым и был выбран в качестве первого пункта этого агитационного электроавтопробега. Вдруг, увидев перспективную технику не на абстрактных картинках, а  «вживую», и услышав из первых уст, что это действительно хорошо и практично,  мы  всерьез задумаемся над своим транспортным перевооружением?