Уничтожение культурного наследия Крыма. Исполнители

Ханский дворец в Бахчисарае Фото: terra-z.com

Han SarayХанский дворец в Бахчисарае стал резиденцией крымских ханов Гераев в начале XVI века. Вместе с Хан Сараем на берегу речки Чурук-Су строился и сам город. Единственный в мире крымскотатарский дворцовый комплекс входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника, который в 2012 году подал номинационную заявку на включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако сегодня руками марионеток Кремля делается все, чтобы этот памятник культурного наследия и свидетельство крымскотатарской государственности утратил свою аутентичность. Происходит это под видом «первоочередных противоаварийных» работ, которые проводят московское ООО «Корпорация «АТТА Групп» и симферопольское ООО «Кирамет».

Центр журналистских расследований раскрыл новые факты этой истории и может констатировать: под угрозой уничтожения или невосполнимых изменений облика вследствие такого варварского «сохранения» в Крыму находятся 20 памятников культурного наследия. Потому что «правительство» Сергея Аксенова отдало подряды на «противоаварийные», а де-факто ремонтно-реставрационные работы российским компаниям, которые не имеют ни соответствующих лицензий, ни опыта.

В последние дни 2015 года «распоряжение Совета министров РК» №590-р «Об определении исполнителей (подрядчиков) проектных и строительно-монтажных работ, реализации мероприятий по объектам федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года» было дополнено списком из 20 объектов культурного наследия Крыма и компаний — исполнителей работ по их сохранению. Эти объекты ранее были незаконно внесены в российский перечень объектов культурного наследия народов РФ федерального значения.

Ханский дворец

Скандалы вокруг подрядов на сохранение крымских объектов культурного наследия возникают не первый год — поначалу их распределили кулуарно, с подачи московского советника «главы» Крыма Сергея Аксенова, куратора реализации федеральной целевой программы в Крыму Виктора Витиника. Поэтому неудивительно, что крымские исторические объекты достались в основном российским компаниям. Удивительно то, что все они — за исключением одной — почти не имели ранее опыта в проведении ремонтно-реставрационных работ на памятниках архитектуры. Поэтому получать его, к сожалению, будут в Крыму. Под видом «противоаварийных работ».

«Корпорация АТТА Групп»

Распоряжением «правительства», ООО «Корпорация АТТА Групп» получило восемь объектов культурного наследия Украины в оккупированном Крыму. Среди них наиболее известный — Ханский дворец в Бахчисарае. Страсти вокруг его «реставрации» не утихают уже больше года, ведь к уникальному памятнику архитектуры XVI-го века неумелые подрядчики применяют стандартные строительные нормы.

Для того, чтобы провести реставрацию по всем правилам, без ущерба старинному зданию, необходимо восстановить технологию, которая применялась в период его возведения. А прежде чем начать такую работу, следует провести соответствующие научные исследования и продолжать научный контроль во время проведения реставрационных работ. Ничего из вышеперечисленного сделано не было. В результате оккупанты уже серьезно повредили Большую Ханскую мечеть. После того, как на ней залили бетонный пояс, по фасаду исторического здания пошла трещина. Сегодня мечеть под угрозой разрушения.

Знищений «реставраторами» вітраж на північному фасаді Ханського палацу, Фото Едем Дудаков

Еще одним доказательством того, что подрядчики под видом противоаварийных работ производят именно реставрацию, служит проектная документация работ в Ханском дворце, размещенная в открытом доступе. На первом этапе работ планировалось устроить временный навес над кровлей мечети, разобрать покрытие кровли и заменить ее черепичное покрытие. Об этом Центр журналистских расследований уже писал.

Проблемы начались сразу же. Ханский дворец, оставшись без крыши в зимний сезон, из-за обильных осадков начал разрушаться. Над зданием установили временный деревянный навес, покрытый полиэтиленовой пленкой, но он ситуацию не спас. Как рассказывали очевидцы, насквозь промокли балконы, михраб пострадал и остался в дождевых разводах. Из-за влаги отслоилась штукатурка и набухла отделка стен северного фасада.

На втором этапе «реставрации», судя по документам, запланировано усиление фундамента мечети, восстановление пола, замена конструкций куполов минарета. На третьем этапе — реставрация внутреннего и внешнего штукатурного слоя, отделки и живописи.

Все вышеперечисленные работы относятся к реставрационным, а не к противоаварийным.

При этом «Корпорация АТТА Групп» и субподрядчик ООО «Кирамет», которое также работает над «реставрацией» Бахчисарайского дворца, в 2017 уже провели ремонтно-реставрационные работы на другом объекте культурного наследия Крыма — в доме-музее мариниста Ивана Айвазовского в Феодосии. Однако в контракте назвали их противоаварийными, поскольку ни одна из этих компаний не имела лицензии на проведение реставрации.

В связи с этим Министерство культуры РФ по Южному федеральному округу подало иск в Ленинский районный суд Ростова-на-Дону против «Госкомитета по охране культурного наследия РК» и исполнителей работ — «Корпорации АТТА Групп» и «Кирамет».

Унікальна черепиця «татарка» ручної роботи, яку вилучили з Ханського палацу, яку «реставратори» замінять на сучасну, стилізовану під старовину Фото Едем Дудаков

Как оказалось, ни «Корпорация АТТА Групп», ни «Кирамет» не провели государственную историко-культурную экспертизу научно-проектной документации по сохранению объекта. Подрядчик и субподрядчик не получали разрешения на проведение каких-либо работ в доме-музее Айвазовского от соответствующих органов охраны объектов культурного наследия. Кроме того, не был организован контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ, как того требует российское законодательство.

«Госкомитет по охране культурного наследия РК» и его руководителя Сергея Ефимова уличили в подмене понятий: комитет рассмотрел проведенные «АТТА Групп» работы как противоаварийные, хотя в контракте речь шла не только о противоаварийных, но и о ремонтно-реставрационных работах. Со временем предмет договора был изменен и в контракте остались только противоаварийные работы, но фактически выполнялись и реставрационные.

В результате, Ленинский районный суд Ростова-на-Дону 11 октября 2017 признал незаконными решения «председателя Госкомитета по охране культурного наследия Крыма Сергея Ефимова. В решении указано, что де-факто реставрационные работы проводились без экспертизы и исторический вид памятника был искажен.

Такая же схема непрофессиональной реставрации под видом противоаварийных работ была применена этими же компаниями и на здании бывшей караимской кенасы в Симферополе. Подрядчики заменили часть кровельных балок, провели ремонт водосточных труб, демонтировали перегородки и межэтажные покрытия. Теперь здание ожидает второй и третий этап «противоаварийных работ», которые предусматривают реставрацию фасада здания.

«Реконструкції» Ханського палацу в Бахчисараї Фото: Едем Дудаков

Кроме этих трех объектов, «Корпорации АТТА Групп» достались подряды еще на пяти объектах культурного наследия — «Дом Дворянского собрания» и особняк Динцера в Симферополе, мемориальный комплекс «Героям Аджимушкая» в Керчи, а также дачи-виллы «Мечта» и «Ксения» в Симеизе. Общая сумма семи контрактов, включая Ханский дворец — почти 545 миллионов рублей.

Это пятая часть всех средств, которые правительство России выделило на работы по охране объектов культурного наследия в оккупированном Крыму по федеральной целевой программе. Кому достались многомиллионные подряды?

ООО «Архстройкомпани»

Московское ООО «Архстройкомпани» получило подряды на работы на четырех объектах культурного наследия на полуострове. В перечень входит Теккие дервишей в Евпатории. Это здание было возведено еще в XV — XVI веках. Единственный мусульманский монастырь на территории Крыма требует очень бережного обращения. На сайте евпаторийской «горадминистрации» сообщается о том, что на первом этапе подрядчики провели противоаварийные ремонтно-реставрационные работы мечети Шукурулла-Эфенди. В план работы входит укрепление фундамента мечети, расшивка стен специальным раствором, установка дренажной системы между зданиями мечети и теккие, а также возведение кровли. Контролируют весь этот процесс «администрация» города и «комитет по охране культурного наследия». Однако, несмотря на такой пристальный контроль, реконструкция исторических зданий происходит с использованием современных строительных материалов.

Также «Архстройкомпани» занимается “сохранением” усадьбы Паласса в Симферополе, комплекса сооружений Ливадийского дворца и дома-музея Чехова в Ялте.

«Реконструкція» Ханського палацу в Бахчисараї Фото: Едем Дудаков

Что же представляет из себя компания «Архстройкомпани»? Основными видами ее деятельности, по данным российского ЕГРЮЛ, являются строительство домов, кровельные работы, а также деятельность в области архитектуры. Все бы ничего, но за всю историю своего существования «Архстройкомпани» успела реализовать только два контракта — с комитетом капитального строительства Саратовской области, который сегодня находится в стадии ликвидации, и с Центральным региональным центром по делам Гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Причем «реализовать» — это сильно сказано. Например, в том же Саратове «Архстройкомпани» так и не сумела восстановить после пожара местный Театр юного зрителя. Соответственно, никакого опыта в сфере реставрации старинных зданий компания не имеет.

ООО «Век»

В очереди на реставрацию стоит и мемориальный комплекс «Героев Эльтигенского десанта» в Керчи. Объект отдали крымскому подрядчику — симферопольскому ООО «Век». Компания специализируется на строительстве зданий и производстве электромонтажных работ. Об опыте реставрационных работ в документах — ни слова. Контрактов компания «Век» успела заключить побольше, чем ее московские коллеги — ей доверили подряды Крымская государственная филармония, Управление капитального строительства Симферополя, Крымский «федеральный университет имени Вернадского» и другие.

ООО «Ак-Проект»

Лишь одна компания в списке подрядчиков имеет необходимый опыт. Это московское ООО «Ак-Проект». Во-первых, компания действительно специализируется на деятельности в области архитектуры, охране исторических мест и зданий, памятников культуры, занимается инженерно-техническим проектированием. Во-вторых, имела контракты с Министерствами культуры РФ и Московской области, ФГКУ «Центрреставрации», «Центром по охране и использованию памятников истории и культуры» и другими профильными структурами. Но этой компании достался только один подряд в оккупированном Крыму — здание дачи Стамболи в Феодосии. «Ак-Проект» провел на этом объекте проектно-изыскательные работы.

Первоочередными “противоаварийными” работами занимается другая фирма — смоленское ООО «Ника», которое специализируется на строительстве зданий. Небольшой опыт, как показывает документация, у нее имеется — контракты с Министерством культуры РФ и Центром по охране и использованию памятников истории и культуры. В частности, именно «Ника» занималась «реставрацией» башни Константина в Феодосии. Но дачу Стамболи это не спасло.

Фото: Facebook Осман Пашаев

В мае 2017 года «Государственный комитет по охране культурного наследия» провел на объекте внеплановую проверку. ООО «Ника» провело демонтаж кровельного покрытия. В результате осадки нанесли старинному зданию серьезный ущерб — повреждена потолочная отделка двух первых этажей, испорчена лепнина, роспись, покраска. На стенах появились подтеки, вздутия краски. Местами отслоилась штукатурка на потолке. Ко всему прочему, комиссия установила, что срок действия разрешения на проведение первоочередных противоаварийных работ у подрядчика давно истек. В результате, «Госкомитет» заключил, что «Ника» проводила работу, не имея действующего разрешения, выданного органом охраны культурного наследия.

Однако позже пророссийские СМИ писали о том, что в нанесенном ущербе зданию дачи Стамболи виновата некая местная феодосийская фирма, которую руководители ООО «Ника» назначило субподрядчиком и отдало ей весь бюджет. Именно эта фирма якобы нарушила утвержденную проектом технологию ремонта, оставила здание без крыши в зимний сезон и допустила грубые ошибки при ремонте фасада и башни. При этом ни в каких документах упоминаний об этой фирме найти не удалось. Исполнителем работ везде значится смоленское ООО «Ника». После произошедшего подрядчики заявили, что им не хватает денег. Не смотря на то, что на проведение работ было выделено почти 87 миллионов рублей, «Ника» потребовала выделить еще 123 миллиона.

ООО «Коринф»

Еще один подрядчик из Москвы — ООО «Коринф» получило заказов на общую сумму почти в 400 миллионов рублей на противоаварийные работы на «Ласточкином гнезде», в Воронцовском дворце, в мечети, медресе и комплексе сооружений монастыря Сурб-Хач в Старом Крыму, в здании офицерского собрания Литовского полка в Симферополе, а также в Судакской крепости. Однако, как свидетельствуют данные государственного реестра РФ, эта компания в прошлом году была ликвидирована.

Примитивных схем подрядчиков по распилу реставрационного бюджета не заметить невозможно  — собственно, схема там одна и та же на всех объектах. Однако нарушение — причем серьезное — министерство культуры РФ обнаружило только в одном случае. Да и то осталось без должных последствий — наказание, причем только административное,  понес только чиновник, давший зеленую улицу уничтожению исторического облика памятников. Исполнителей преступления не беспокоили.

Результаты подобной заботы о сохранении крымского архитектурно-исторического наследия свидетельствуют, что и оккупационные власти, и местные коллаборационисты, и российские компании относятся к Крыму как временщики, цель которых — выжать в кратчайший срок из крымского достояния максимум денег при минимуме усилий. Ведь после такой “противоаварийной вакханалии” от крымских памятников останутся руины и муляжи.