«Хозяева крымских медиа»: условный медиа-холдинг Сенченко, Денисовой и Велижанского

Черноморская ТРК, Симферополь Фото: investigator.org.ua

Телепрограмма «Фокус» и «Центр журналистских расследований» открывают новый цикл «Хозяева крымских медиа». Так же, как и в резонансном цикле расследований «Хозяева крымских пляжей», мы постараемся персонифицировать реальных владельцев крымских СМИ, которые зачастую предпочитают оставаться в тени оффшоров или целых матрешек связанных лиц. Ответ на вопрос – кому принадлежат ведущие крымские СМИ? — часто объясняет и редакционную политику, и уровень честности и профессионализма журналистов. А значит, определяет и степень полезности для общества этих газет или телеканалов. Объем украинского медиа-рынка эксперты оценивают примерно в один миллиард долларов, и основная доля приходится на большие медиа-холдинги, которые контролируются олигархами. Их основные активы сосредоточены в других отраслях, и прибыльность медиакомпаний собственников не очень интересует, у таких СМИ другой функционал: они выполняют роль инструмента защиты и лоббирования основного бизнеса и/или рупора политической пропаганды. И это еще одна причина, по которой обществу крайне важно знать, кто владеет этим специфическим бизнесом.

Цикл «Хозяева крымских медиа» открывает условный медиа-холдинг народного депутата Украины от объединенной оппозиции Андрея Сенченко и его партнеров.

Телерадиокомпания «Черноморская» была учреждена обществом с ограниченной ответственностью «B.S. -Холдинг LTD» и ДП «Черноморское рекламно-информационное агентство» в декабре 1993 года. Сегодня она покрывает вещанием практически весь Крым, а охват аудитории – свыше миллиона телезрителей. С декабря 2011 года «Черноморка» вышла и на спутниковое вещание, но, как и многие оппозиционные ТРК, не смогла получить лицензию на цифровое.

ХКМ

Кому принадлежит ТРК «Черноморская» — никогда не было секретом: народные депутаты Украины Андрей Сенченко и Людмила Денисова, а также экс-нардеп Сергей Велижанский никогда не скрывали своего отношения к телеканалу. Однако, проследив структуру учредителей ООО «Черноморская телерадиокомпания», найти фамилии Андрея Сенченко и его партнеров, не удалось. Засвечена в этой схеме только старшая дочь Денисовой – Елена Титаренко.

«Мы никогда не скрывали авторство и причастности к собственности Черноморской телекомпании. Я и мои партнеры – Людмила Денисова, Сергей Велижанский, Василий Ситков. Мне не стыдно. А почему мы должны этого стесняться? Мы платим налоги, наши декларации висят на сайте Верховной Рады. Сколько можем, помогаем СМИ. Конечно, нужно что-то зарабатывать самостоятельно. Но помимо этого мы чувствуем свою ответственность как зачинатели этого дела, как получатели», — говорит Андрей Сенченко.

Сегодня учредители телеканала – это закрытое акционерное общество «Современные информационные технологии», которому принадлежит 99,9% уставного фонда  и ДП «Черноморское рекламно-информационное агентство», созданное ООО «B.S. -Холдинг LTD» (зарегистрировано в Лихтенштейне). «Современные информационные технологии» учредило акционерное общество «МIIТ S.A», зарегистрированное в швейцарском городе Фрибурге.  Вторая ветка структуры холдинга берет начало в общества с ограниченной ответственностью «Гуру медиа групп», которое было создано тремя физическими лицами – Алексеем Черным, Вячеславом Самариным и Еленой Титаренко, старшей дочерью народного депутата Украины от оппозиции Людмилы Денисовой.  «Гуру медиа групп», в свою очередь, является учредителем издания «Соціальна країна» и афилировано с «Совеременными информационными технологиями» через совместно созданные  предприятия «Медиа-фильм» и «Медиа-фильм продакшн». Обе дочери Людмилы Денисовой являются также топ-менеджерами ТРК «Черноморская:  Елена Титаренко – президент компании, а Александра Квитко  ее главный редактор.

Безымянный

К активам условного медиа-холдинга Андрея Сенченко до недавнего времени относился и всеукраинский журнал «Соціальна країна», а также доля вещания на национальном телеканале «Рада». Но оттуда, по словам нардепа, их настойчиво попросили после смены руководства парламента.. А от «Соціальної країни» пришлось отказаться из-за недостатка средств для поддержания проекта, хотя возможность возврата издания осталась.

Андрей Сенченко

Андрей Сенченко

«Соціальна країна» одним своим боком участвовала в организации эфира на канале «Рада» в Киеве. Но по политическим мотивам, в нарушение всех договорных обязательств, и не взирая на достаточно серьезные инвестиции, которые были в этот проект, договор был разорван. В правовом государстве мы легко бы отстояли свою позицию в судах. Но, к сожалению, не в нашем. Очевидно, что бесперспективно в этом плане и при этой власти судиться», — говорит Андрей Сенченко.

Тем не менее, самым проблемным СМИ в активах Андрея Сенченко стала ТРК «Черноморская». Критическая ситуация с финансированием возникла на «Черноморке» в конце 2010 года после смены власти в Украине. Бизнес-структуры главных БЮТовцев в Крыму попали под мощный пресс правоохранительных структур, что повлекло сокращение инвестиций в телерадиокомпанию, и, как следствие — сокращение ее сотрудников и долги по зарплате оставшимся. В феврале этого года часть коллектива объявила о забастовке: журналисты и редакторы требовали погасить полугодовую задолженность по зарплате. Владельцы канала, в свою очередь, заявляли, что зачинщики забастовки в рабочее время занимаются халтурой. На сегодня, по словам главного редактора ТРК Александры Квитко, конфликт исчерпан. А чтобы подобное не повторилось впредь, с новыми сотрудниками будет заключен коллективный договор, готовится и документ о принципах редакционной политики. Правда, обнародовать его, как это уже делают многие украинские СМИ, в «Черноморской» пока не собираются.

«Коллективный договор наши юристы разрабатывают для того, чтобы узаконить отношения, в ближайшее время он будет подписан. Редакционная политика выписана, обнародовать мы пока не собираемся. Но я думаю, что в скором будущем – да», — говорит Александра Квитко.

002

Впрочем, не только у «Черноморки» возникают конфликты на финансовой почве между творческим коллективом и собственниками. медиа-бизнес в Украине – это вообще предприятие убыточное. И политики и олигархи создают или приобретают медиа-корпорации зачастую только для защиты и лоббирования бизнеса основного или для самопиара и политической пропаганды. Андрей Сенченко считает, что поломать эту тенденцию можно только в случае демонополизации рынка цифрового вещания. А что касается принятого 4 июля этого года закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении прозрачности отношений собственности в отношении средств массовой информации», который предусматривает обязательное обнародование имен владельцев СМИ, то по мнению народного депутата, раскрытие финального акционера ничего не даст, поскольку реальные собственники как правило прячутся за подставными лицами.

«Те, кто скупает десятками все украинские каналы — это сегодня представители власти или ассоциированные с ними люди. Вся страна смеется на тему «Курченко — вновь испеченный харьковский миллиардер». Но все же понимают, что он абсолютно подставная фигура. Власть с одной стороны говорит – да, мы приняли закон об открытости, о том, что все должны знать конечных собственников СМИ. Вот Курченко купил медиа-холдинг за бешенные деньги, и что? И вся страна узнала, кто стоит за спиной у Курченко?

С 15 сентября на «Черноморке» начался новый телевизионный сезон под названием «Сезон любви», запущены несколько новых проектов – популярные практически на всех телеканалах программы о смене имиджа, кулинарное шоу и проект «Народный вопрос», предполагающий общение жителей Крыма с политиками посредством журналистов.