Госзаказы для фирм-однодневок: «Так есть, было и будет»

Новости
luk

Люк на улице Б. Хмельницкого наглядно демонстрирует качество капремонта дороги

Не успела самоликвидироваться прокачавшая через себя сотни наших с вами миллионов гривен фирма «Строй-центр 2», как у нее появились последователи, причем в самом плохом смысле этого слова. Мы пристально следим за судьбой осиротевших подрядов этой фирмы по всему Крымскому полуострову, и сегодня остановимся на примере одного из крупнейших госзаказов, отданных «Строй-центру 2» – ремонте улично-дорожной сети Симферополя на 53 миллиона гривен. Заказанный в 2011 году ремонт до начала ликвидации генподрядчика был профинансирован не полностью, и выполнен не полностью, что серьезно усложняло для нас задачу сверки объемов заказанных и фактически выполненных работ. Но в октябре этого года Главное управление капитального строительства при Совмине Крыма провело тендер на остаточные работы, что дало нам возможность сделать определенные выводы и заставило пристальнее взглянуть на фирмы, которым доверяют деньги налогоплательщиков.

Итак, капитальный ремонт улично-дорожной сети 19 улиц (Павленко, Ленина, Горького, Чехова, Карла Либкнехта, 51 Армии, Блюхера, Скрипниченко, Крейзера, Хацко, Красногвардейская, Казанская, Железнодорожная, Поповкина, Б. Хмельницького, пер. Лавандовый, Ухтомского, Кр. Партизан, Мраморная) предполагает не только замену дорожного полотна, но и установку ограждений, дорожных знаков, ремонт ливневой канализации и тротуаров. Учитывая, что тендерная документация ГлавУКС содержит данные лишь об общих объемах каждого вида работ, а машинный перевод на украинский язык никак не может облегчить восприятие большого массива данных, мы для простоты и наглядности сравним объемы одного из видов работ – покрытия тротуаров асфальтобетонной смесью.

sravn

Сравнение объемов работ, указанных в документации 2011 и 2013 года. Кликните по картинке, чтобы скачать документы полностью

В тендерной документации от 2011 года указано, что подрядчику необходимо заасфальтировать свыше 31 тысячи квадратных метров тротуаров. В документации от 2013 года мы видим цифру гораздо меньшую – около 13 тысяч квадратных метров. Получается, что по документам «Строй-центр 2» успел заасфальтировать 18 тысяч квадратных метров. В пересчете на тротуары двухметровой ширины – это 9 километров. Учитывая, что общая протяженность 19 улиц, которые должны быть отремонтированы в рамках подряда, около 15 километров, то теоретически не найти новых тротуаров мы просто не могли. Однако на практике дела обстоят с точностью до наоборот.

bljuhera

Тротуар на ул. Блюхера

Мы искали новые тротуары на улицах 51 Армии и Блюхера, Хацко, Павленко и Крейзера, Богдана Хмельницкого и Ухтомского, и этот список можно продолжать до всех 19 улиц. Но поиски успехом не увенчались. Относительно новый, мощеный плиткой тротуар есть на улице Горького, которая тоже вошла в данный подряд. Но ведь мы помним, что реконструкция этой почти километровой улицы вместе с тротуарами в 2010 году обошлась бюджету Симферополя в 14 миллионов гривен, а значит учитывать ее в данных расчетах даже не стоит.

Но кто может знать о выполненных работах и том, что еще предстоит сделать, как не новый генеральный подрядчик? Общество с ограниченной ответственностью «Крымэкспертконсалтинг» привлекло наше внимание не только тем, что унаследовало от «Строй-центра 2» один из самых крупных и дорогих «хвостов», но даже номер телефона фирмы-призрака.

doc

Фрагмент протокола раскрытия конкурсных предложений с реквизитами предприятий

Если вы помните, по указанному в официальной документации номеру «Строй-центра 2» мы дозванивались в Управление статистики. Сегодня этот же номер указывает в документах «Крымэкспертконсалтинг», но то ли из-за внимания журналистов, то ли по иным причинам абонент отключен.

arhont

Симферополь, Воровского, 3а

Учредитель «Крымэкспертконсалтинга», как и «Строй-центра 2», тоже из Донецкой области – некий Николай Петренко. Адрес прописки фирмы, указанный в документах ГлавУКС  — Симферополь, Воровского, 3а. Но здесь расположены фирмы «Архонт-Крым» и «Геозем-Крым». О «Крымэкспертконсалтинге»здесь никто не знает.

Итак, у фирмы, получившей подряд на 16 миллионов триста тысяч гривен, фиктивными оказались и телефон, и адрес. Единственным конкурентом «Крымэкспертконсалтинга» на тендере ГлавУКС было частное предприятие «Юг Элита 2012» — еще один удачливый новичок на рынке бюджетных подрядов и дежурный конкурент. Одним из совладельцев юрлица ранее был учредитель целого ряда фирм- спарринг-партнеров  «Юждорстроя» Владимир Замшев. Однако уже в сентябре компанию переоформили на Дмитрия Сердюка, который на тот момент работал директором еще в одной фирме Замшева — «Строй Стиль».По адресу прописки, в здании «Крымстроя», действительно есть офис «Юг-Элиты 2012». Уже второй раз «Центр журналистских расследований» застает здесь лишь одну сотрудницу, которая отказывается отвечать на вопросы. Уточнила лишь, что ЧП «Юг Элита 2012» имеет лицензию на выполнение строительных работ. Но найти ее в Едином лицензионном реестре мы не смогли.

Yug_elit_2012

Офис «Юг Элита 2012»

Рассказать нам, сколько человек трудоустроено на данном предприятии, его сотрудница тоже не смогла. Поэтому мы обратились в  Крымское управление Пенсионного фонда за информацией о количестве штатных сотрудников фирм  «Крымэкспертконсалтинг» и «Юг Элита 2012». Ответ к сдаче программы еще не пришел. А вот источники в ГАИ Украины уже сообщили нам о количестве принадлежащего им транспорта и спецтехники. Как мы и предполагали, ни одной единицы автотранспорта за фирмами не числится.

Самое время задаться вопросом: как могли эти фирмы принимать участие в тендере ГлавУКС, если сам заказчик среди квалификационных требований указал наличие оборудования и материально-технической базы, в том числе собственных производственных мощностей. Начальник службы заказчика отказывается отвечать на подобные вопросы и делает одно из самых любопытных заявлений в рамках наших тендерных  расследований.

«К сожалению я не являюсь вообще даже членом тендерного комитета. У нас заседает тендерный комитет, они принимают решения. И я дальше общаюсь с победителем», — заявил Вадим Мороз и добавил, что не является председателем тендерного комитета как минимум с 2008 года, пообещав публично прокомментировать любые документы, которые свидетельствуют об обратном.

protokolstr21

Это вторая страница протокола заседания комитета по конкурсным торгам ГлавУКС от 1 сентября 2011 года, когда перед нашей съемочной группой захлопнули дверь в помещение, где шло заседание. Вадима Мороза там действительно не было, но его подпись в качестве члена комитета в документе каким-то образом оказалась, причем первой. Справедливости ради отметим, что в протоколах, публикуемых на сайте «Вестника государственных закупок» сегодня, подписи Вадима Мороза нет. Но и в 2011 году, судя по результатам наших расследований, его мало волновало соответствие того же «Строй-центра 2» квалификационным требованиям конкурсных торгов.

Но вернемся к нашим фирмам-однодневкам, а конкретнее – «Крымэкспертконсалтингу», так как кроме хвоста «Строй-центра 2» ей доверили объект особо важного назначения – улицу Янтарную в Отрадном, которая в аккурат вписывается в автомобильное направление к так называемому Чайному домику Януковича. С точки зрения закона ситуация не менее любопытна. Ремонт дороги был проведен в мае-июне 2013 года. А тендер на этот ремонт стоимостью в 2,8 миллиона гривен крымский Реском по строительству и архитектуре провел в августе, когда все работы уже были выполнены. Эту информацию нам подтвердили местные жители.

yantarne

ул. Янтарная в Отрадном

Выполнение работ до проведения тендера противоречит утвержденной законом процедуре, когда договор на выполнение работ может быть подписан только после проведения тендера. А если будущий победитель торгов берется за выполнение работ заранее, возникает вполне обоснованный вопрос о наличии конкуренции на торгах, которая является одним из основных принципов, изложенных в третьей статье Закона об осуществлении государственных закупок. Второй вопрос – происхождение средств, на которые ведутся дотендерные работы,  и каким образом они потом закрываются бюджетными деньгами и как это соотносится с законом.

Но если послушать председателя Совета министров Крыма Анатолия Могилева, то закон крымским властям как бы уже и не нужен.  Правила действуют иные.

«Знаете ли, ходить и рассуждать что всё плохо…. А нужно взяться и делать что-то. Вот поэтому занимаются и делают. Приходят подрядные организации и говорят: мы готовы начать работу сейчас… Они подают документы на конкурс. Выиграют конкурс – получат деньги. Если они кусочек работ сделают и не выиграют конкурс, то тот, кто выиграет, ему возместит. Или в суде, или сделает какую-то работу. Но мы работаем и делаем», — описал процедуру предварительного согласования работ с заказчиком до проведения конкурса Анатолий Могилев.

На уточняющий вопрос автора, не видит ли глава крымского правительства нарушений закона в таком порядке осуществления госзакупок, и считает ли он такую практику нормальной, Могилев ответил: «Я считаю, что это явление, которое есть, было и будет».

Такой подход ставит все на свои места, и дает представление, почему конкурсные торги многих распорядителей бюджетных средств носят чисто декоративную функцию. Миллионы бюджетных гривен якобы осваиваются сомнительными фирмами, не способными самостоятельно выполнить заказ и выступающие исключительно в роли посредника. Так что мы не будем удивляться, когда очередная фирма-призрак уйдет в небытие вместе с деньгами налогоплательщиков, а остаточные работы доверят ее противоправопреемнице.