Госязыки равные, но русский — равнее других

e71b553449b403afd8591fc208012b7921 апреля, на собрании в Украинской школе-гимназии, где напомним, продолжает углубляться конфликт, вызванный попытками симферопольских и крымских чиновников лишить Крым единственной гимназии с украинским языком обучения, министр образования Крыма Наталья Гончарова рассказала, по каким программам, учебникам  будут учиться наши дети с 1 сентября. А также то, как власти Крыма  собираются обеспечить всем равные права на обучение на трех государственных языках.

Благодаря собранию в украинской гимназии мы все  получили возможность услышать информацию о новшествах, которые ожидают крымских детей с 1 сентября – ранее эта информация не озвучивалась.

Актовый зал Украинской школы – гимназии,  как и неделю назад, когда чиновники проигнорировали инициированное родителями собрание, был практически заполнен. Мэрию Симферополя на собрании представляли  заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета Илья Глазков и начальник управления образования Симферопольского горсовета Татьяна Сухина. Позже подъехала и министр образования Крыма Наталья Гончарова.

Т.Сухина

Татьяна Сухина

Татьяна Сухина успокоила родителей тем, что до конца учебного года никаких изменений в учебном процессе школ не произойдет. При этом начальник городского управления сообщила, что, в соответствии с новой конституцией Крыма, в которой  русский, украинский и  крымскотатарский языки имеют статус государственных, каждый родитель вправе выбрать язык обучения.

«Когда поступали ваши дети, каждый из вас писал язык обучения. Вы самостоятельно ставили свою подпись. Это было ваше право, это в законодательном поле. На сегодняшний день ситуация изменилась и у вас тоже есть право выбора на обучение на следующий год. Потому что запретить учиться на том или ином языке мы не имеем право и делать этого не будем», — отметила Татьяна Сухина.

Как говорится, нет худа без добра: благодаря конфликту в украинской гимназии родители  всех остальных школьников Крыма получили возможность услышать от министра образования хотя бы минимум информации об учебных планах и программах, по которым их детям предстоит учиться в новом учебном году. До этого министерство образования Крыма хранило практически полное молчание. Итак, судя по словам министра Гончаровой, полномочий по формированию политики в области образования,  несмотря на государственный статус, у  Республики Крым не прибавилось.  Хотя, помнится, в начале 90-х, когда парламент автономии был законодательным, у Крыма был свой закон об образовании. Теперь его пишут в Москве.

Н.Гончарова

Наталья Гончарова

«На сегодняшний день подготовлен проект федерального закона об образовании в Республике Крым, где сохраняются все три языка, где сохраняются региональные компоненты изучения истории Крыма, природы Крыма, географии Крыма – это все, что однозначно будет сохранено. Программы для школьников  Крыма также пишутся под эгидой федерального института. Обещают плавный переход на новые программы – в течение трех лет», — сообщила Гончарова.

Летних каникул у крымских учителей в этом году, похоже, не будет. Как пояснила министр, в течение всего лета их ждет большая учеба и  строгие эксзамены: «Сегодня эта ситуация мониторится. Но в августе месяце абсолютно все сдадут экзамен и уже не дистанционно, не заочно, а только публично в присутствии комиссии на то, что они готовы к переходному периоду и готовы работать по новым программам, которые будут согласованы».

Много вопросов и недовольства родителей гимназии вызвала информация об учебниках, по которым предстоит  учиться в следующем году их детям. В России, как и в Украине, педагоги учебных  учреждений сами вправе выбирать учебники для своих дисциплин – но ихз перечня, утвержденного министерством образования страны. Однако у крымских учителей, которые согласовывали ранее свои планы с родительскими комитетами, такого выбора не будет. Придется полагаться на вкус министерства.

2d51b9bb60_163065Одно дело продекларировать три языка в Конституции государственными и совсем другое  — обеспечить реализацию права на них обучаться.  Понятно, что программ для  школ с украинским и крымскотатарским языками обучения на сегодня в России нет. Писать новые учебники – времени нет. Но и оставлять те, которые были до аннексии Крыма, в Москве и Симферополе позволить не хотят. Поэтому решили просто – переведут российские учебники. Если успеют. Гарантии, что дети в крымскотатарских и украинских классах получат к 1 сентября учебники,  министр дать не может.

«Учитывая то, что государственным языком на территории АРК принято 3 языка, все учебники должны быть по потребности и на этих языках. Согласно статье 7 Федерального закона «Об образовании», у нас будет право на перевод этих учебников. И соответственно, это будет чисто технический перевод тех учебников, которые придут по нашим программам,  и по которым будут заниматься абсолютно все школы», — пояснила Наталья Гончарова

Министр образования не раз отмечала, что в конституции Крыма закреплено 3 государственных языка и они равноправны, однако один оказался все же равнее: согласно законам Российской Федерации, на ее территории изучение русского языка, литературы и истории является обязательным.

Отметим, что на вопросы присутствующих на собрании родителей, министр образования иногда позволяла себе отвечать очень резко, часто перебивала и практически всегда, если вопрос ей не нравился, тут же переводила тему на другую.

При этом Наталья Гончарова ясно дала понять, где лежит граница равноправия народов в российском понимании. Даже если родители выберут для своего ребенка обучение на украинском или крымскотатарском языке, то впоследствии в старших классах ему все равно придется изучать предметы на русском  и на нем же сдавать единый экзамен.

«И первые, вторые, третьи, четвертые классы  и т.д. могут выбрать язык обучения такой, как вы выберете. Это будет украинский язык обучения, крымскотатарский язык обучения, какой угодно. Согласно закону об образовании, 10 и 11 классы, это только обучение на русском языке», — отметила Н.Гончарова.

p1014681Несомненно, не всех родителей украинской гимназии устраивала такая перспектива, и с каждым ответом министра на чувствительные вопросы их становилось все больше и больше. И самое главное – останется ли гимназия украинской или ее статус как учебного заведения с украинским языком обучения будет изменен, и она превратится в обычную школу с двумя языками преподавания.  Наталья Гончарова как могла, уходила от прямого ответа.

«Что вы понимаете под статусом школы – это прежде всего собственность школы. Она как была муниципальной и коммунальной и принадлежала городскому совету, так она и останется. Она не переходи ни на федеральный уровень, ни республиканский, — уходила от ответа министр. — Что касается самого названия школы, даже на сегодняшний день это название уже не соответствовало законодательству Украины. Если вы хотите, чтобы в этом названии было сохранено – с изучением украинского языка, русского языка или крымскотатарского – эти вопросы мы рассмотрим».

Наталья Гончарова  также сообщила, что окончательное решение будет принято после мониторинга пожеланий родителей. Однако сегодня уже известно, что сменить статус школы и учиться на русском языке пожелала только треть родителей учеников гимназии – они писали соответствующее заявление еще при директоре Наталье Руденко, и всю прошлую неделю.

«328 – это треть вашего контингента. 328 – это достаточное количество, для того чтобы я не имела право положить это просто под сукно и никак не отреагировать на желание волеизъявления родителей. Мы создадим приказ, рабочую комиссию из представителей органов управления города, нашего министерства, общественных организаций, которые занимаются образованием. И продумаем формат, как со всех вас мы соберем эти заявления», — подытоживая сообщила Н.Гончарова.

Повторимся, родители учеников гимназии уже написали соответствующее заявления. За русский язык обучения высказалась только треть. Можно предположить, что новый мониторинг нужен для того, чтобы их количество увеличилось. Скажем, до  половины или перевесило количество тех родителей, которые привели своих детей в украинскую гимназию совершенно сознательно – для того, чтобы получать знания на языке родном и государственном. А не ради бассейна, прекрасных условий, созданных педагогами и специалистами, благотворителями и самими родителями, не ради престижа учебного заведения.