«Уступки» налогового закона

Публикации

С принятием нового Налогового кодекса многие семьи, в которых один или оба взрослых члена являются частными предпринимателями, столкнулись с неразрешимой на сегодня проблемой: выплаты, которые предоставляются семьям, нуждающимся в материальной поддержке и помощи в силу различных социальных случаев, предусмотренных законом, они получить не могут. И связано это с тем, что с первого января этого года по новым правилам предприниматели сдают декларации о доходах не раз в квартал, как было прежде, а один раз в год. При этом требования социальных служб, выплачивающих материальную помощь, остались прежними: без поквартальной справки о доходах семьи ни о каких дополнительных социальных  выплатах не может быть и речи. Людям приходится рассчитывать на минимальные суммы, на которые прожить нереально.

Хотели как лучше …

В налоговой администрации по этому вопросу рассуждают просто: если при ведении предпринимательской деятельности совокупный доход семьи остается низким, значит, надо прекращать такой вид деятельности и становиться наемным работником.

«Упрощенная система налогообложения была инициирована самими предпринимателями. Прежде частные предприниматели предоставляли декларации ежеквартально, —  объясняет начальник отдела массово-разъяснительной работы и обращения граждан государственной налоговой администрации Ольга Сверкунова. — Законодатель пошел на уступки субъектам предпринимательства для того, чтобы у них не так много уходило времени на администрирование налогов, и предусмотрел подачу деклараций один раз в год. Это считается как положительное изменение, которое затронуло деятельность хозяйственных и физических лиц. Если же доходы от предпринимательства незначительные, то можно и прекратить эту деятельность. В большинстве своем предприниматели получают такие доходы, которые не требуют получения дотаций из бюджета. Как вы понимаете, меньшинство подчиняется большинству».

С последним утверждением начальника отдела спешим не согласиться. Не так-то легко сегодня найти работу, особенно в Крыму, где занятость большой части населения – сезонна.. И государство, если оно правовое, должно поддерживать тех людей, которые стремятся хоть что-то делать самостоятельно, пусть их работа и не приносит больших доходов.

Допустим, в молодой семье муж и жена занимаются предпринимательской деятельностью. До момента, пока женщина не ушла в декретный отпуск, совместного дохода супругам вполне хватало. Но жизненная ситуация изменилась. Один источник дохода исчез. Появился еще один член семьи. Ячейка общества, за которую так ратует государство, теперь нуждается в его поддержке. Но в жизни оказывается все иначе. Такой семье говорят: вот вам ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 130 гривен. Берите, живите и радуйтесь.

В министерстве соцполитики АРК разъясняют, что «размер помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста определяется как разница между 100 процентами прожиточного минимума для трудоспособных лиц и среднемесячным совокупным доходом на одного члена семьи за предыдущие шесть месяцев, но не меньше 130 грн. Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете на 2011 год» прожиточный минимум для трудоспособных лиц и, соответственно, максимальный размер помощи в 2011 году составляет: с 1 января – 941грн., с 1 апреля – 960грн., с 1 октября – 985грн., с 1 декабря – 1004грн.».

Наша собеседница Наталья, которая, как и многие после нововведений в Налоговый кодекс, оказалась в трудной материальной ситуации, эти нормативы раскладывает на примере  бюджета своей семьи.

«Вот и получается: складывают размер моего пособия и доход мужа, делят на количество человек в семье. А у нас трое детей. И на каждого приходится по 400 гривен в месяц. Следовательно, из 960 гривен надо вычесть 400, которые у нас уже есть, и получить сухой остаток. А он, как вы видите, равен не 130 гривнам, а 550-ти. Но эти деньги я могу получить только в том случае, если предоставлю справку о доходах семьи. Но с введением новых правил в Налоговый кодекс я этого сделать не могу, так как законодатель предусмотрел упрощенную систему налогообложения, но не отработал механизмы решения таких проблем, как у нас. И таких семей  как наша —  предостаточно».

По  словам Натальи, в собесе по месту прописки документы на предоставление пособий принимают (не могут не принять – по закону так положено). А вот дальше ничего не происходит. Лежат стопки документов и пылятся, так как не знают работники социальной службы, каким образом учитывать доходы, на которые нет официальной справки.

«Придут проверяющие органы и спросят: на основании чего мы назначали выплаты. Ведь если мы что-то неправильно учтем, то ошибочно можем занизить или завысить размер помощи, а это недопустимо», — разъясняет в телефонной беседе начальник управления по предоставлению государственных социальных выплат министерства соцполитики АРК Людмила Греховод.

В ответе же на наш информационный запрос, в котором мы интересовались, разрешима ли возникшая на ровном месте проблема, первый заместитель министра соцполитики АРК Ирина Кручек сообщила: «Выплата помощи, превышающей минимальный размер, осуществляется на протяжении шести календарных месяцев. Если лицо, которому назначена помощь, после окончания указанного периода не подтвердило право на назначение помощи, превышающей минимальный размер, она выплачивается по минимуму, т.е. в размере 130 грн. При определении совокупного дохода органы, которые назначают помощь, пользуются всеми официальными источниками, которые содержат информацию о доходах граждан, в том числе информацией органов государственных налоговых администраций».

«То есть о доходах наемных работников мы получаем информацию от предприятий, где они работают, или в управлении труда, а если семья не работает, то информацию о доходах предпринимателей мы можем получить только в налоговой», — поясняет и Людмила Греховод.

И субсидий не видать

Такое же положение дел и с выплатой субсидий. Жилищная субсидия – государственная социальная помощь по оплате жилищно-коммунальных услуг семьям с низкими доходами. Согласно действующему законодательству субсидии назначаются для возмещения затрат на оплату пользования жилищно-коммунальными услугами, а также для возмещения затрат на оплату газа, используемого в отопительный период, и для приобретения сжиженного газа и твердого топлива.

По информации Министерства соцполитики АРК, право на получение субсидии имеют семьи, у которых сумма оплаты жилищно-коммунальных услуг (с учетом получаемых льгот), превышает определенный Кабинетом Министров Украины процент затрат, а именно:

10% от среднемесячного совокупного дохода оплачивают семьи пенсионеров и других нетрудоспособных граждан;

15% от среднемесячного совокупного дохода оплачивают остальные категории семей.

То есть,  если сумма средств, потраченная на квартплату выше 15 процентов от общего семейного дохода, то полагается государственная помощь. Но и здесь, естественно, надо получить справку о доходах в налоговой администрации.

«Если субсидия для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива назначается на основе годового совокупного дохода лиц, зарегистрированных в жилом помещении (доме), то субсидия для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается на основе среднемесячного дохода семьи и в безналичной форме», — уточняет Ирина Кручек.

Таким образом,  получается, что режим подачи декларации о доходах, предусмотренный для предпринимателей, становится камнем преткновения и  для получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Но в министерстве соцполитики АРК спешат нас успокоить и в ответе на наш запрос сообщают  АРК:

«Для поиска соответствующих механизмов учета доходов семьи (в частности от предпринимательской деятельности) создана и работает межведомственная группа специалистов из представителей Государственной налоговой службы Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Украины, Министерства юстиции Украины, Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины. Рабочей группой уже определен механизм урегулирования этого вопроса, разрабатывается проект соответствующего правительственного решения».

«Получилась коллизия: механизм законодательного решения не урегулирован. На крымском уровне эту проблему решить невозможно. Но мы ее постоянно озвучиваем, — констатирует Людмила Греховод. — В июне на селекторном совещании, вновь поднимая этот вопрос, мы узнали, что уже создана рабочая группа. И если уж для решения именно этого вопроса собрана такая мощная межведомственная группа, значит, он действительно актуален во всех регионах Украины. К нам уже поступила, правда, пока еще неофициальная информация, что правительственное решение подготовлено и сейчас оно проходит согласование. Надеемся, что в августе решение вступит в законную силу».

Очень хочется верить, что август этого года станет последним месяцем неприятностей от сырых законодательных новшеств, с которыми столкнулись многие украинские семьи, а негативные последствия сказались на  детях.