Общественное призрение

Благо твори

Призрение – именно так несколько столетий назад называли благотворительность. Слово, производное от глагола призревать, означает  –  давать пищу и приют. Традиция помогать нуждающимся существовала, наверное, со времен сотворения мира. И, как часто бывает, многие хорошие традиции забываются. Можно ежедневно проходить мимо мест, где история благотворительности зарождалась, не помня или  не зная традиций, в свое время ставших частью становления гражданского общества. И такие места есть в каждом городе. Напоминая о них, «Центр» открывает цикл материалов, посвященных благотворительности в сегодняшнем Крыму.

В Симферополе сохранилось как минимум три здания, в которых когда-то были приюты и больницы. Именно там начиналась история крымской благотворительности. Точкой отсчета этой истории принято считать начало XIX века, с момента создания Таврической губернии.

Первое в Крыму учреждение общественного призрения было построено с период с 1822 по 1826 годы на средства и по завещанию подполковника Александра Степановича Таранова-Белозерова. Здание «Странноприимного дома», где сегодня располагается Крымский медицинский колледж по ул. Карла Маркса,  было одним из первых капитальных строений Симферополя и бесплатным медицинским учреждением в России. Его взяла под свое покровительство императрица Мария. Учреждение освобождалось от налогов, вменялось оказывать ему всяческую помощь, все чиновники при странноприимном доме состояли на государственной службе.

Как писал крымский историк Антон Савочка, странноприимный дом в Симферополе предназначался для призрения бедных и немощных обоего пола, престарелых без учета сословного положения и национальности. В среднем здесь содержалось около 40 человек. Свои взносы на содержание странноприимного дома вносил комитет попечительства о раненых, Симферопольское благотворительное общество и горожане. Во время Крымской войны, а позже русско-турецкой, здесь размещался госпиталь. С сентября 1855 года в странноприимном доме работал хирург Николай Пирогов. Военные события ослабили финансовое положение благотворительного учреждения и заставили попечителей продать часть завещанного имущества. В начале ХХ века положение странноприимного дома ухудшилось. После первой российской революции, последовало существенное повышение цен. Пожертвования уже с трудом могли поддерживать жизнь в учреждении.

После 1919 года капитал учреждения, составлявший на тот момент 505 806 рублей 47 копеек, был национализирован. В 1922 году, в годовщину столетия открытия странноприимного дома, в его помещении основывается туберкулезный диспансер. Сегодня данное здание по улице Карла Маркса, 28/10, занимает Крымский  медицинский колледж.

Еще одним зданием в Симферополе, хранящим историю благотворительности, является нынешний Крымский этнографический музей на улице Пушкина. Здесь расположился первый детский приют имени графини Амалии Адлерберг.

Она была кузиной русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I и женой губернатора Таврической губернии Николая Адлерберга.
Основной капитал приюта был сформирован из пожертвований самой графини.

На деньги, собранные за десять лет, попечители приюта построили новое здание общей стоимостью 31 628 рублей 29 копеек. Оно было открыто 15 апреля 1869 года. Сейчас в этом здании располагается  музей.

В приют принимались девочки от 3-х до 16 лет, которых обучали Закону Божьему, географии, русскому языку и арифметике, церковному и хоровому пению, пошиву одежды.

Благотворительное заведение существовало за счет доходов от ценных бумаг, членских взносов, пособий и пожертвований. С 1881 года город прекратил выдавать пособия, а почетные члены перестали выплачивать взносы.

В 1917 году приют имени графини А. М. Адлерберг был передан в ведение земства под руководство органа, собранного из председателей благотворительных организаций Симферополя. Но позже этот орган распался, и воспитанницы приюта остались без содержания. Спустя еще год приют закрылся.

В здании, где сейчас находится министерство образования и науки Крыма, в 1864 году находился приют для мальчиков. Его основал Андрей Яковлевич Фабр, возглавлявший канцелярию князя Воронцова. Он завещал все свое немалое имущество на устройство приюта. Детей обучали Закону Божьему, русской и церковной грамоте, письму, арифметике, церковному пению, ремеслу. Некоторые воспитанники поступали в гимназии и университеты.

Сиротский дом Фабра просуществовал до начала 20-х годов XX века. Еще несколько лет после ликвидации приюта о его существовании напоминало название переулка, в котором он располагался. До 30 мая 1924 года он носил имя А. Я. Фабра, а затем был переименован в Совнаркомовский.

Это лишь немногие примеры благотворительной деятельности на территории Крыма. К началу 20-го века только в Симферополе было более 30 различных благотворительных организаций, оказывающих помощь обездоленным детям, больным и немощным. Существовали приюты, богадельни, больницы, общества помощи, попечительства, братства. То есть, в это время благотворительностью были охвачены все незащищенные слои населения. Однако начавшиеся в Российской империи социальные волнения привели к закрытию большинства благотворительных организаций и учреждений.

В советские годы, согласно энциклопедическим данным, понятие «благотворительность» толковалось как «лицемерная помощь господствующего класса эксплуататорского общества несостоятельным слоям населения».

К началу 90-х годов на постсоветском пространстве вновь стали появляться благодетели и благотворительные организации. Однако условия, в которых им приходится работать сейчас, не сравнимы с имперскими временами. Начиная хотя бы с того, что украинское законодательство не предоставляет особых льгот для благотворительных фондов, не говоря уже о том, чтобы оградить их от многочисленных налогов.

Но несмотря на множество сложностей, желание помогать нуждающимся возрождается.  Эти традиции необходимо знать, помнить, чтить и развивать.

Сейчас в Крыму существует немало благотворительных организаций. «Центр» начинает серию публикаций об их деятельности, направлениях, трудностях и идеях. Наши читатели смогут познакомиться с работой фондов, узнать, кому и как помогают волонтеры, и. как мы надеемся, поучаствовать в этом непосредственно.

Фото: krymology.info, zverozub.com