Какие права имеют переселенцы при покупке товаров и получении услуг

Жизнь
соцвыплаты

Какие права имеют переселенцы при покупке товаров и получении услуг? На этот вопрос ответили правозащитники Благотворительного фонда «Право на защиту».

«Юридический советник решил нарушить одну из самых нетривиальных, но не менее актуальных для переселенцев тем — тему защиты прав потребителей. Ежедневно каждый из нас, даже не задумываясь об этом, реализует соответствующие права при приобретении продуктов питания, лекарств, одежды, бытовой техники, других товаров; садясь в такси или заказывая услуги по доставке или выполнение тех или иных работ. Однако в случае нарушений со стороны продавцов, исполнителей работ или поставщиков услуг, у нас, как у потребителей, обязательно возникают вопросы, а с ними — споры и опять-таки мифы», — пишут правозащитники.

Права внутренне перемещенных лиц как потребителей ограничены по закону — Миф

На самом деле, в соответствии с действующим законодательством, в частности, п. 22 ст. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей», не предусмотрено никаких исключений относительно статуса, места проживания или регистрации физического лица для защиты его прав в качестве потребителя. Подчеркиваем, что внутренне перемещенные лица имеют такие же права, как и любые другие потребители в Украине.

Продавец обязательно должен предоставить Книгу отзывов и предложений по требованию потребителя — Миф

Так, еще совсем недавно ведения Книги отзывов и предложений было обязательным на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, и за несоблюдение порядка ее ведения руководителям дошкольных учреждений грозила административная ответственность. Однако, в соответствии с Постановлениями Кабмина от 06.03.2019 № 168 и приказа Минэкономики от 16.06.2020 № 1130, который действует с 2 октября 2020, наличие такой Книги уже необязательно. В случае нарушения прав потребителей пока рекомендуется использовать другие, более действенные меры, а именно:

пожаловаться на «горячую линию»;
оставить отзывы через электронное и/или почтовую переписку или социальные сети;
обратиться к Держпродспоживслужбы и ее территориальных органов в бумажном или электронном виде через сайт https://dpss.gov.ua/.

Потребитель имеет право вернуть продавцу приобретенный товар в течение 14 дней — Правда, но частично

В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О защите прав потребителей», потребители действительно имеют право вернуть или обменять товар надлежащего качества на другой аналогичный в течение 14 дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом. Касается это и товаров, приобретенных через Интернет. Однако в том или ином случае все равно должны быть соблюдены определенные условия для возврата:

такой товар не использовался и сохранился в том виде, в котором его покупали (сохранены потребительские свойства, пломбы, ярлыки)
не истек предусмотренный законом или продавцом срок возврата;
является кассовый или товарный чек, или другой расчетный документ, подтверждающий покупку;
такого товара нет в Перечне тех, которые не подлежат обмену и возврату. Так, согласно постановлению Кабмина от 19.03.1994 № 172 возврату, например, не подлежат зубные щетки, белье, инструменты для маникюра, ювелирные изделия из драгоценных металлов и тому подобное. Однако, это касается только товаров надлежащего качества. Товары же ненадлежащего качества продавец или производитель обязаны принять у потребителя в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей». Более подробно о возврате товаров ненадлежащего качества, в частности, лекарств, можно узнать здесь: https://bit.ly/33jHXwe

Потребители освобождены от уплаты судебного сбора — Правда, но частично

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей» потребители, действительно, освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, связанным с нарушением их прав. Однако это касается только физических лиц, приобретающих, заказывают, используют или собираются приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника. В свою очередь физическим лицам-предпринимателям необходимо будет платить судебный сбор в случае обращения в суд для защиты нарушенных прав при приобретении товаров.

В случае возврата товара, приобретенного через Интернет, доставку должен уплатить покупатель — Миф

Хотя некоторые продавцы и считают, что доставку товара в случае его возвращения должен заплатить именно покупатель, такое утверждение не соответствует действительности. Так, ч. 5 ст. 12 Закона Украины «О защите прав потребителей» предусмотрено, что любые расходы, связанные с возвратом продукции, приобретенной вне торговых или офисных помещений (через интернет, в частности) возлагаются на продавца (исполнителя).

Если доставку оплатил покупатель, согласно этой же статье, продавец (исполнитель) должен возместить такие расходы потребителю. Однако в этом случае подобная выплата будет считаться для покупателя доходом в виде дополнительного блага физического лица, с которой должна содержаться НДФЛ по ставке 18% и военной сбор по ставке 1,5%. Соответственно, чтобы не терять свои же средства, покупателю до момента возврата товара по почте необходимо согласовать с продавцом, что именно продавец будет сразу платить доставку такого товара.

  • Юрист общественной организации «Донбасс SOS» Михаил Фоменко в ходе вебинара по теме соцпомощи сообщил, что в период карантина социальные выплаты и определенные пенсии продлеваются автоматически. Но после завершения карантина будет сделан перерасчет.
  • Менеджер по адвокации Центра прав человека ZMINA Елена Лунева сообщила, что в Кабмине на уровне профильных министерств прорабатывается вопрос использования мобильного приложения «Дій вдома», которое сейчас устанавливается для контроля самоизоляции, для прохождения идентификации получателей социальный пособий и пенсий. Это касается переселенцев и жителей неподконтрольных Украине территорий Донбасса со статусом ВПЛ.
  • 11 ноября Кабмин Украины упростил процедуру открытия текущих счетов получателям пенсий и денежной помощи. Принятое постановление уменьшит количество посещений учреждений при назначении пенсии, пособия в связи с распространением COVID-19, особенно опасным для пожилых людей. Также установлены единые требования к банкам, через которые будет проводиться выплата пенсий, денежной помощи и выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию.