Е-декларация-2016: Кому Джемилев одолжил 2 миллиона и почему Куницын не указал недвижимость в Крыму

Сезон электронного декларирования завершен. Центр журналистских расследований открывает новый цикл публикаций по электронным декларациям народных депутатов, чиновников, сотрудников правоохранительных органов — выходцев из Крыма, а также руководства крымских главков СБУ, прокуратуры и Национальной полиции, воссозданных после оккупации полуострова на территории материковой Украины. Мы расскажем о том, что они задекларировали, и что не указали, и спросим у них — почему?

У народных депутатов и чиновников, которые обязаны были указать все активы, движимое и недвижимое имущество, по стоимости превышающее 100 минимальных зарплат, и подарки свыше 5 минимумов, а также не только собственность, но и то, что в аренде, оказалось немало неожиданного. От собственной церкви нардепа Матвиенко, бывшего крымского премьера, к слову, и святых мощей  — до сотен тонн денежных знаков наличными.

14937895_1133753460041295_364563394_n

Общая сумма категории «Денежные активы» в декларациях народных депутатов достигла почти 12 млрд гривен.

«После того, что общественность увидела, у нас у всех челюсть никак не поднимется и глаза никак не статун нормальными. Я постоянно говорю с новыми антикоррупционными органами, что это время, когда вы должны доказать, что вас правильно создали. Но сотни высокопоставленных госслужащих, на мой взгляд, опубликовали уголовные дела о своем незаконном обогащении», — говорит народный депутат Украины Егор Соболев. 

Декларации подали свыше 112 тысяч народных депутатов, чиновников и прокуроров. Сотрудники Министерства обороны Украины, кроме главы Степана Полторака, и руководство Службы безопасности Украины декларации не обнародовали. В СБУ уверяют: сотрудники электронные декларации подали, но они — засекречены.

«Статья 52-1 Закона Украины «О предотвращении коррупции» предусматривает разработку Национальным агентством по предупреждению коррупции особого порядка финансового контроля в отношении лиц, занимающих должности в государственных органах, осуществляющих оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность, таким образом, что делает невозможным раскрытие их принадлежности к указанным органам», — объяснили в СБУ.

Народный депутат Егор Соболев считает действия руководства СБУ злоупотреблением служебным положением.

Егор Соболев, народный депутат Украины

Егор Соболев, народный депутат Украины

«Они должны быть засекречены в том, что касается их званий, местоположения, но не в том, что касасется их имущества. Как рахз коррупция страшнее враг для Украины, чем силы Путина. То же самое надо сказать и про нашу спецслужбу. Я думаю, что это злоупотребление и нарушение духа закона», — считает Егор Соболев.

По словам Соболева, Комитет по противодействию коррупции готовит правовой анализ обоснования, которое в оправдание своих действий обнародовала Служба безопасности Украины. Разъяснение должно подготовить и Национальное агенство по противодействию коррупции.

Народный депутат Мустафа Найем уверен, что генеральный прокурор Украины Юрий Лученко должен инициировать уголовное расследование. 

«Должно быть уголовное расследование. Я надеюсь, что господин Луценко осмелится так же громко, как он говорит о народных депутатах, скажет, что будут проводиться расследования относительно сотрудников СБУ и Минобороны, которые не подали свои декларации», — сказал Найем. 

Народные депутаты-крымчане декларации подали в срок. Но не все стали декларарировать имущество, оставшееся на территории оккупированного Россией Крыма. Народный депутат Сергей Куницын утверждает — не стал указывать принадлежащую ему недвижимость на полуострове, опасаясь за своих близких.

Сергей Куницын, народный депутат Украины

Сергей Куницын, народный депутат Украины

«Есть проблемы у людей, которые связаны с оккупированными территориями. Не только у меня. Потому что у моих родственников уже были проблемы с имуществом и без е-деклараций. Если в чистом виде декларировать то, что есть, мы просто подвергаем опасности своих родственников. Эта проблема у сотен тысяч людей. Никто не знает, что с этим делать. То ли нужно, чтобы эта была закрытая часть деклараций, то ли с учетом того, что территория оккупирована, должна быть найдена какая-то другая форма. Специалисты над этим работают», — сказал Куницын.

Хотя, двумя неделями ранее Сергей Куницын на вопрос Центра о том, планирует ли он декларировать свою крымскую недвижимость, ответил, что у него ничего нет на оккупированном полуострове. 

«Так у меня нет ничего, все же отобрали», — говорил нардеп. 

В электронной декларации Куницын указал в декларации собственность супруги: дом в Киеве почти на 400 квадратных метров и земельный участок под ним, два автомобиля 2013 года выпуска: ауди Кью 7 и БМВ Икс 6. У самого Куницына только УАЗ, который он купил себе в 2015 году. На счетах в Диамантбанке у семьи 377 тысяч долларов.

screenshot_125

Народный депутат Мустафа Джемилев, Уполномоченный президента по правам крымскотатарского народа, декларировать свое крымское имущество не побоялся. У него две квартиры в Симферополе и дом в Бахчисарае. Из машин: Шкода Октавия 2013 года, принадлежащая его жене, и его Тойота Камри — 2003 года. В 2015 Джемилев купил новую Камри за 739 тысяч гривен.

screenshot_127

В 2015 году Мустафа Джемилев одолжил 2 миллиона 200 тысяч гривен предпринимателю из оккупированного Крыма на развитие бизнеса на территории материковой Украины.

Мустафа Джемилев, народный депутат Украины

Мустафа Джемилев, народный депутат Украины

«Это предприниматель из Крыма, он занимается сельским хозяйством. Берет деньги в банке под огромные проценты, а я без процентов ему дал. Как раз я получил Премию Солидарности, у меня были деньги — куда мне их девать? Я их отдел», — сказал Джемилев. 

Государственная награда Польши “Премия Солидарности”, которую в 2014 году получил Джемилев — это 1 миллион евро. 250 тысяч евро получил Джемилев, а 750 тысяч были потрачены на поддержку 185 семей героев Небесной Сотни и семей погибших на востоке Украины медиков и журналистов.