Крымский журналист Николай Семена написал открытое письмо из оккупации мировому сообществу

Крымский журналист Николай Семена, которого ФСБ России не выпускает на материковую Украину из оккупированного Крыма для прохождения лечения в киевском Институте нейрохирургии Национальной академии медицинских наук Украины, подозревая его в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст. 280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), написал открытое письмо Директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) Михаэлю Георгу Линку, комиссару Совета Европы по правам человека Нилсу Муйжниексу, верховному комиссару ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейну, комиссару ОБСЕ по свободе медиа Дунье Миятович, всем участникам конференции ОБСЕ 2016 года по человеческому измерению в Варшаве.

Обращение Семены опубликовано на сайте «Крым.Реалии», передает Центр журналистских расследований

Текст открытого письма публикуется полностью:

«Скоро исполнится 50 лет как я работаю в журналистике. Более 33 лет из них я живу в Крыму и работаю в СМИ Украины и России. Тема развития человека, закономерности становление и развития гражданских свобод, в том числе свободы слова и свободы масс-медиа, анализ политических процессов, проблем развития демократии, предупреждение сползания власти в диктаторские режимы – все это было темами моих публикаций. Но сегодня я, как и еще три моих коллеги из Крыма, – Андрей Клименко, Анна Андриевская, Ильми Умеров, а также несколько журналистов в самой России, – подвергаемся уголовному преследованию за высказывания, которые российский уголовный кодекс, начиная с марта 2015 года, квалифицирует как «призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации», хотя наши публикации касались Крыма – территории, не принадлежащей России согласно международному праву. Мы безосновательно внесены в списки экстремистов, наши гражданские и человеческие права незаконно ограничены.

При этом мое уголовное дело, как и дела моих коллег, являются только частью широкого процесса наступления власти России на права гражданского общества и права человека. В стране, где насильственно уничтожена политическая оппозиция, на примере Крыма сейчас отрабатываются методы насильственного подавления всех гражданских свобод.

Крымчане лишены права на информацию – всякое распространение информации, кроме официальной российской пропаганды, карается как преступление. В Крыму властью заблокированы от 40 до 60 сайтов в интернете, пресекается распространение иных СМИ, кроме российских официальных. Крымчане лишены права на свободу слова – все высказывания, идущие вразрез с официальной политикой Кремля, пресекаются и караются в уголовном порядке, что видно на нашем примере.

Выборы, как и «референдум» 2014 года, фальсифицируются. Разрешается деятельность исключительно провластных общественных организаций, реализация только провластных инициатив. Национально-культурные организации перерегистрированы, пересмотрен их состав, утверждены новые уставы, в которых нарушаются принципы самостоятельности.

В учебных заведениях минимизировано изучение национальных языков и литературы, ведется тотальная русификация, изучение истории фальсифицируется, введена военная подготовка, фактически ведется пропаганда войны и оправдываются методы насилия в политике, насаждаются национальная нетерпимость по отношению к украинцам и крымским татарам. Крым, бывший мировой курорт и культурно-историческая Мекка, по словам министра обороны России Сергея Шойгу, ныне «превращен в неприступную военную крепость».

Меджлис коренного в Крыму крымскотатарского народа как выборный орган национального самоуправления, запрещен, ключевые его деятели, как и активисты украинских национально-культурных и просвещенческих организаций, насильственно изгнаны из Крыма, в отношении них также возбуждены уголовные дела.

Правосудие в Крыму ликвидировано, все суды принимают решения и выносят приговоры по указке власти. Крымские, как и российские, суды сейчас являются частью единой репрессивной системы власти, которая преследует всех инакомыслящих.

Вопреки рекомендациям господина Нилса Муйжниекса, посетившего Крым год назад, за это время «случаи серьезных нарушений прав человека, среди которых убийства, насильственные исчезновения, физически жестокое обращение и незаконные задержания и репрессии», не только не расследованы, виновные не привлечены к ответственности, но их количество увеличилось, а уровень и опасность угроз в отношении крымчан значительно усилились.

Все это свидетельствует, что в Крыму и в самой России основы гражданского общества уничтожены, развитие человеческого капитала насильственно прекращено, нравственное развитие человека, которое еще древнегреческие философы считали «мерой всех вещей», находится под угрозой. Как сказал недавно Андрей Кончаловский, российский кинорежиссер, чья картина «Рай» получила приз «Серебряный лев» на 73-ем венецианском кинофестивале, «духовное насилие я считаю еще более страшным, чем даже физическое». Крымчане же находятся сегодня и под духовным, и под физическим насилием.

Произвол репрессивной системы в Крыму должен быть прекращен. Как подтверждают юристы, даже согласно российскому законодательству, в частности наши дела, как и многие другие, не содержат состава преступления, и поэтому должны быть прекращены. Крымчанам должны быть обеспечены и гарантированы все гражданские свободы и права человека. Но этого не случится без международного правового контроля за ходом наших дел и за правовой ситуацией в Крыму.

Возможности Украины по защите своих граждан в Крыму ограничены российским военным присутствием и отказом правозащитникам в доступе на полуостров. Более того, глубина российских репрессий достигла такого уровня, что противостоять им сможет только широкая международная солидарность правозащитников. Эффект принесло бы создание международной правовой структуры по защите гражданских свобод и прав человека в Крыму, которая взяла бы под контроль ход всех политических процессов, оказала бы юридическую поддержку репрессированным активистам, участвовала бы в судебных заседаниях, доводила бы до сведения мировой общественности информацию о всех нарушениях прав человека и гражданских свобод. Я уверен, что все вместе мы сможем отстоять человеческие права крымчан и их гражданские свободы».

Как сообщалось, 19 апреля 2016 года в оккупированном Крыму в Симферополе ФСБ РФ провела обыск и возбудила уголовное дело в отношении крымского журналиста Николая Семены за его публикацию в издании «Крым.Реалии».

ФСБ подозревает Семену в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст. 280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации).

После нескольких часов допроса в управлении ФСБ «по Республике Крым и Севастополю» журналиста отпустили под подписку о невыезде.

28 апреля Николай Семена после допроса следователем ФСБ был переведен в статус обвиняемого.

Федеральная служба финансового мониторинга России (Росфинмониторинг) внесла Николая Семену в Федеральный перечень террористов и экстремистов, в который всего включено 22 крымчанина. Банковский счет журналиста был заблокирован.

Защита находящегося на подписке о невыезде Семены просит отпустить его из оккупированного Крыма на лечение в Киев.

В сентябре 2016 года Международная и Европейская Федерация журналистов выступили с обращением к российским властям, чтобы убедить их в необходимости выезда Николая Семены на территорию материковой Украины для срочного лечения травмы позвоночника.