Правозащитник: «Крымчане ждут стабильности, которая все никак не приходит»

Голос Крыма

MakarovКрым уже более полугода находится под российской «юрисдикцией». За это время правозащитники насчитали массу случаев нарушения прав человека: и обыски, и похищения, и незаконное содержание под стражей.

За время мониторинга обстановки, правозащитники говорили о схожих нарушениях. Сейчас ситуация немного изменилась, к сожалению не в лучшую сторону. К уже привычным в Крыму нарушениям личных прав людей, добавились права на собственность и имущество. На полуострове полным ходом идет так называемая «национализация», которая даже приверженцев присоединения Крыма заставила разочароваться и нынешних реалиях. Функции так называемого народного ополчения сводятся к участию в переделе собственности. А продление переходного периода может и вовсе перевести Крым из правового поля в поле произвола. Своими наблюдениями о ситуации в Крыму поделился заместитель руководителя Крымской полевой миссии по правам человека Дмитрий Макаров.

Мы ведем мониторинг ситуации с правами человека достаточно давно. Сейчас здесь работает группа, была до этого другая, но в этот приезд основным упором нашей деятельности является оценка работы государственных органов  вновь появившихся властей, прежде всего миграционных служб и судебной системы. Именно на это в этот приезд мы обращали больше всего внимания. Помимо этого сейчас достаточно много поступает жалоб  на действия народного ополчения и народной дружины, так называемой самообороны. Прежде всего, действия, связанные с отъемом собственности и незаконным захватом предприятий. Тут не всегда можно усмотреть нарушение прав человека, хотя права собственности тоже должны быть защищены, но это явное нарушение законности и создание атмосферы безнаказанности, которая в целом сказывается на общей ситуации по правам человека. Помимо этого поступает информация об отдельных обысках и допросах, которые проходят в среде крымских татар. Вызывает большую озабоченность то, как развивается т.н. «дело 3 мая» по факту встречи Мустафы Джемилева на административной границе и соответствующие штрафы, которые потом были наложены на людей, принимавших участие, и аресты. То, что происходило вокруг решения о заключении под стражу Таира Смедляева, ничего общего с законом не имеет. Это то, на что мы сейчас обращаем внимание и пытаемся собрать информацию.

Как работают созданные  Крыму государственные органы?

Наши мониторы прошли по всем федеральным миграционным службам Симферополя, Севастополя, Евпатории и пытались смотреть, как, с точки зрения простых людей, устроена эта система. Крымская полевая миссия собирает информацию и для Совета по правам человека при президенте РФ. Руководитель КПМ и член Совета Андрей Юров встречался с руководителем ФМС по Крыму и доводил  до него вопросы, которые возникают у граждан. ФМС ссылается на нехватку сотрудников, на то, что они не справляются с огромным потоком, но нам кажется, что ряд моментов можно было урегулировать  по-другому. Ряд проблем упирается не только в неэффективную работу ФМС, но и в несовершенство законодательства. Миграционное законодательство РФ гораздо жестче украинского и ряд законодательных мер просто не учитывают реалии Крыма. Есть огромный поток желающих получить российского гражданство, в тоже время достаточно большое количество людей, которые не хотят его получать, но хотят легализоваться. Они хотят здесь пребывать законно и не быть подверженными риску выдворения, каких-то штрафов, высылки и т.д. Люди пытаются найти ответы, найти приемлемый для себя легальный статус  на территории Крыма и не всегда им могут дать разъяснения, не всегда этот статус легко получить сразу, приходится доказывать через суд, что они тут проживали. То есть целый спектр проблем и как с этим быть пока не очень понятно, потому что госструктуры в целом не очень настроены на то, чтобы людям разъяснять, как они должны себя вести в этой ситуации

По поводу работы ФМС. Есть какие-то конкретные случаи и варианты их разрешения?

Есть такая категория людей, как крымские татары, которые возвращаются из мест депортации. Являясь гражданами Узбекистана, Таджикистана, они читали указ президента РФ о реабилитации крымскотатарского народа и знают, что в отношении беженцев из Донецка и Луганска действуют льготный порядок, они воспринимают это как некое приглашение. Что для них здесь есть возможность  осесть и легализоваться на своей исторической родине. По факту им говорят – 90 дней срок легального пребывания. После, будь добры, покинуть территорию. Если срок превысили, то штраф, а иногда принудительная выселка. Несколько таких случаев есть. Крымские адвокаты эти случаи оспаривают в судах второй инстанции, отменили уже часть постановлений. Но подобные случаи они не единичны. В целом встает вопрос, как быть с теми, кто на момент так называемого референдума был здесь в легальном статусе, но при этом, не являясь гражданином Украины или лицом без гражданства или иностранцем. У нас есть  люди с канадскими паспортами, немецкими, грузинскими, их семьи здесь. Они жили здесь, не нарушая законы, действующие на тот момент , теперь многим предлагают выехать, получить визу и только после этого вернуться. Они не очень понимают, как им быть. Такие ситуации должны решаться в каком-то особом порядке, поскольку люди не должны становиться заложниками геополитических игр. Должны нести коллективную ответственность и это касается как действий российских властей, так и по ряду вопросов украинских властей. Жители Крыма оказываются  в очень сложных ситуациях с разных сторон, вне зависимости от своих позиций. Думаю, что многим, кто здесь проживает это все знакомо, и они это ощущают на своей шкуре. Должны быть способы нахождения совместно с гражданскими организациями, как Украины, так и России путей решения этих проблем, чтобы люди не несли ответственность за те действия, к которым они напрямую не причастны.

Оцените действия самообороны, которая в последнее время активизировалась…

Народное ополчение, которое вроде как действует на основании крымского закона, на основании федерального законодательства РФ об участии граждан в охране общественного порядка. Вопросов тут много и с разных сторон. Недавно была пресс-конференция Русской казачьей общины, которая ставит вопрос о том, что фактически самооборона используется в переделе собственности. Были сообщения о приходе в крымскотатарское кафе и еще в ряд мест. Такое ощущение, что эти люди по-прежнему руководствуются некой революционной целесообразностью, положениями военного времени, но уж никак не существующим законодательством. Это совершенно недопустимо на территории, которая должна жить по законам, правовым нормам, но никак не по понятиям и произволу. Должны быть усилия разных ответственных структур за правовую ситуацию в урегулировании этого вопроса для тех кто участвует в незаконном отъеме собственности, незаконном захвате, те кто применяет насилие. Народное ополчение не имеет право применять спецсредства, задерживать людей, но факты такие известны. Те люди, которые причастны к незаконным действиям, должны нести ответственность вне зависимости от их предполагаемых услуг  или заслуг перед текущей властью, вне зависимости от их статуса. Закон должен быть един, а наказание за противоправные действия должно распространяться на всех. Мы на эти вещи тоже стараемся обращать внимание. Жалобы на действия этих людей поступают с самых разных сторон.

Как решить эту ситуацию. Ставить вопрос о том, нужен ли вообще такой институт как народное ополчение, либо вносить правки в уже принятый закон Крыма, чтобы ограничить их рамками, кому они должны подчиняться?

К сожалению, это в целом тенденция в России, которую я не очень приветствую – передача силовых функций разным формированиям.  В Крыму это обострено, поскольку это парамилитарное образование, подчиняющееся главе республики. Если вчитываться в законодательство — это общественное объединение. Но общественные объединения должны быть от власти независимыми, а не напрямую встроенными в эту систему. То есть в целом это тенденция, которая размывает законность, ставит монополия государства на насилие. И это большая системная проблема. На поверхность выходят разные силы и в Крыму и в России, которые действуют за пределами права. И это не решается исключительно правками в законы, это должно решаться осознанием того, что право это инструмент защиты от произвола, а ситуация произвола в любом случае порождает нестабильность, конфликты и противостояния. Не знаю, кому здесь в дальнейшем нужно нагнетать противостояния.

Возможно ли в Крыму вообще ликвидировать эту общественную организацию?

Не знаю, насколько это возможно в текущих реалиях. Власти заинтересованности в этом не демонстрируют, хотя подобные призывы звучат  и со стороны ряда гражданских организаций, которые раньше этим объединениям симпатизировали, и со стороны отдельных чиновников, и отдельных пострадавших предпринимателей. Люди заинтересованы в том, чтобы ситуация стабилизировалась и была введена в нормальное правовое поле. А это (самооборона) какие-то остаточные явления, которые способствуют произволу.

Вы уже знакомы с таким явлением как «национализация по-крымски». Насколько это явление вписывается в российское законодательство, есть ли вообще подобные нормы?

Те, кто является сторонником этих мер, они подчеркивают уникальность такой ситуации в Крыму, учитывая особый контекст и т.д. Не случайно говорят «по-крымски».  К российскому законодательству, на мой взгляд, это не имеет отношения. Поэтому т.н. переходный период , который сейчас хотят продлить, это некая серая зона. Есть призывы продлить его, поскольку люди просто не успевают легализовать себя, свои предприятия, собственность. В  таких аспектах должен быть срок продлен, чтобы все это применялось без наказания. Но ситуация неопределенности, когда не понятно, какие законы действуют, какие не действуют, порождает произвол. В экономической сфере, в сфере передела собственности это очень четко видно. Тут нужно предпринимать какие-то меры. Сейчас раздается много возмущенных возгласов – люди говорят, что они надеялись на правовую стабильность, а получается продолжение этого серого периода и «под шумок» отъем собственности. При чем, как предприятий, которые принадлежали Украине и украинским олигархам, так и тем, которые принадлежат людям никак не причастным к мифическим, зарубежным, украинским структурам.

В связи с массовой национализацией как обстоят дела у религиозных общин, с собственностью этих общин и приходов, соблюдаются ли права верующих? В связи с необходимостью перерегистрации сохранятся ли в Крыму прежние религиозные институты и учреждения?

Мы связывались с разными общинами. Часть из них говорят, что у них возникают сложности при перерегистрации. Часть говорят, что они с этим справились. В целом есть проблемные моменты. Многие из этих религиозных институтов действовали здесь давно и легально, но пришла новая правовая реальность. Им говорят – перерегистрируйтесь заново, но как оформлять собственность прихода, как это передавать, ответов нет. Им предлагают создаваться заново, не учитывая их историю. У многих это вызывает непонимание и неприятия. Кроме того, часть священнослужителей являются иностранными гражданами. Им необходимо оформлять разрешение на временное проживание, вид на жительство, но многим отказывают. Общались в главой римско-католического прихода, который даже достучался до Аксенова и прокурора Крыма, которые пообещали, что проблем никаких не будет. Но несколько недель назад он был вынужден уехать, не решив проблемы с документами. Несмотря на то, что дошел до самого верха и все обещания были получены. Это тоже доверия к властям никак не прибавляет. Обещают одно, а в реальности происходит другое. Конечно среди прихожан церквей это все тоже вызывает массу вопросов.

То есть здесь два момента: каким образом перерегистрироваться религиозным организациям так, чтобы максимально безболезненно пройти в этот период  и как быть со священнослужителями-иностранцами, которые хотят продолжать здесь свою деятельность, но не могут это сделать из-за законодательных мер или нежелания властей идти  на встречу.

Какие могут причины для отказа в помощи священнослужителю?

Гадать можно долго. На словах декларировали, что это никак не связано с попыткой помешать работе прихода, это обычные бюрократические проволочки. Но по факту мы видим, что конкретно этот священнослужитель был вынужден уехать. Тоже самое и с Киевским патриархатом. И так во многих аспектах. У людей возникают вопросы, с чем на самом деле это все может быть связано, насколько искренни власти в своем желании сделать переходный период максимально безболезненным или они лукавят, заявляя о содействии.

Вы не первый раз в Крыму. Как, по сравнению с последним вашим визитом, изменилась ситуация в Крыму и в какую сторону?

Сейчас очень много тех, кто жалуется  на процесс национализации, отъемом собственности и неудовлетворительной работы судебной системы. Люди говорят, что ждали стабильности  правовой, а она все не приходит. Они ждали, что начнут действовать законы РФ, а действуют законы беспредела. Это разочарование, в том числе среди тех, кто приветствовал присоединение Крыма. Это основные впечатления от последнего визита. В прошлые разы люди еще ждали какой-то определенности, а сейчас растет разочарование у определенных людей, ощущение конца иллюзий. Прошедшая пресс-конференция казачье общины Соболь этому подтверждение. Пикеты, которые начали эти люди проводить, это тоже подтверждение того, что у самых разных категорий людей возникают вопросы  — что в Крыму происходит, почему нельзя сложные вопросы решать нормально, по закону, основываясь на правовых стандартах?

Какие дальнейшие перспективы в этом направлении, что может быть еще через три месяца. Ситуация не ухудшится?

Все зависит от того, на сколько будет продлен этот переходный период , в каких вопросах он будет продлен, будет ли приоритетом в его продлении интересы людей, которые просто не успевают приспособиться, поменять свою жизнь под новые реальности, либо приоритет отдадут дальнейшему развитию правовой незащищенности и устраивать здесь передел собственности. Хотелось бы надеяться, что все пойдет по первому пути, но как это будет – предсказать сложно.