Скоро сказка сказывается, да не скоро дело….

Новини

skazka-pro-tsarya-gorokhaБлизится к концу 2014 год, особенно насыщенный событиями, имеющими широкий геополитический резонанс. Толчком к этому послужили процессы, развернувшиеся в конце февраля в Крыму. Не последнюю роль сыграла и информационная атака, переполненная обещаниями «лучшей жизни» для крымчан. Эксперты и политики еще не раз оценят и переоценят как саму аннексию Крыма Россией, так и ее геополитические последствия. Но важнее всего, чтобы адекватно оценить исполнение обещаний властей уже на пройденном этапе смогли сами крымчане.

На первое место, безусловно, следует определить самое одиозное и «долгоиграющее» обещание – сооружение перехода через Керченский пролив, связывающий Кавказское побережье с Крымом. К процессу обсуждения вариантов и количеству комментариев идеально подходит определение о  том, что ожидание праздника лучше самого праздника. Напомним, официальное начало строительства Керченского моста было объявлено министром транспорта Российской Федерации Максимом Соколовым четыре месяца назад. Определены сроки окончания строительства, стоимость – приблизительно в четверть миллиарда рублей и предварительно заявлены участники.

most-cherez-kerchenskii-proliv-budet-stoit-tri-milliarda-dollarov-4921-44Позже основной претендент отказался от участия в проекте, мотивом к этому послужили технологические сложности и неопределенность с окупаемостью вложенных в строительство средств. В начале декабря график, по которому мост должен быть запущен в 2018 году, «немного сомнительным» назвал министр Российской Федерации по делам Крыма Олег Савельев. А на днях выяснилось, что даже окончательная техническая документация проекта не готова. Более того, теперь власти Крыма «увидели» причины отсрочки строительства в необходимости его согласования с украинской стороной. То есть в следующем году Керченская переправа опять будет основой в транспортном сообщении между Крымом и РФ.

Подобная тенденция прослеживается и с обещанной энергетической независимостью полуострова. Первым действием в обретении Крымом энергонезависимости стала «национализация» «Черноморнефтегаза», «Укртрансгаза» и Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, которая не имела ничего общего с порядком, предусмотренным федеральным законодательством. В начале сентября Сергей Аксенов пообещал, что «независимое состояние» полуостровом будет достигнуто к 2017 году. Сделать Крым полностью энергетически независимым от Украины потребовал от членов правительства премьер-министр России Дмитрий Медведев. Однако в практической реализации этих обещаний наблюдается такая же картина, как и с мостом через пролив. Все те же призрачные инвесторы, смакование планируемых к вложению средств, заявления что «вот-вот уже» начинаем строить…

262-selskoe-hozyaistvoОбещания самостоятельно обеспечить в достаточном количестве полуостров водными ресурсами уже лишило крымчан собственного рисоводства, поставило под угрозу выращивание крымскими аграриями высокорентабельных сельскохозяйственных культур и наметило тенденцию падения сельского хозяйства в целом. Ставят под сомнение обеспечение водой через бурение скважин и опреснение морской воды и крымские экологи. Ученые напоминают власти также о необходимости срочного решения проблем с Северо-Крымским каналом. Сомнительными, по мнению экспертов, выглядят проекты по переброске крымских рек или доставке на полуостров воды трубопроводом из рек Кубань и Дон.

Обещанное возрождение промышленного производства прямо противоречит статистике – после аннексии проявилась тенденция к падению промышленности. В октябре объем промышленного производства снизился почти на 21%  в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в сентябре данный показатель был почти вдвое ниже. Падение также наблюдается в других отраслях: вылов рыбы упал  почти на две трети, порты Крыма снизили грузооборот на треть, транспортный комплекс снизил грузоперевозку на 33%. Количество же предприятий, занимающихся оптовой торговлей, с начала года уменьшилось в два раза, а объем оптовых продаж сократился в четыре раза.

1296305-7Повышение уровня доходов, обещанное населению полуострова, носило краткосрочный характер. Снижение реальной заработной платы, впервые в этом году, в октябре составило почти 4%. Сумма невыплаченной заработной платы в Крыму с октября  выросла на 5% и составила 244 миллиона рублей.  В том числе, задолженность экономически активных предприятий составила около 58% от общей суммы долга перед наемными работниками. В то же время, цены на продукты выросли с начала года почти наполовину, только за октябрь – на 4%.

Усиливают действие данных факторов серьезные проблемы крымского бизнеса с переоформлением всех видов собственности и получением разрешительных документов в соответствии с законодательством РФ. В Крыму к концу переходного периода перерегистрировались 15 тысяч юридических лиц и свыше 20 тысяч предпринимателей из зарегистрированных на 1 января 2014 года 16 тысяч юрлиц и 116 тысяч предпринимателей. Игнорируют перерегистрацию в соответствии с законодательством России крымские производители и реализаторы ликероводочной продукции. Ни одно из «национализированных» санаторно-курортных учреждений также полностью не прошло процедуру перерегистрации.

Непреодолимыми пока являются трудности с получением кредитов в крымских банках.  Внешняя надстройка созданной в Крыму банковской инфраструктуры, с первого взгляда, отражает обещанную стабильность. Однако, впечатление стабильности базируется на использовании захваченного имущества  ушедших с полуострова украинских банков. А также денежных средств крымчан, запущенных в финансовую систему полуострова через Фонд защиты вкладчиков.  Отсутствие достаточного фондирования пришедших в крымский регион финансовых учреждений второй – четвертой сотни заставляет их с особой тщательностью прорабатывать все риски, а значит, очень избирательно подходить к выдаче кредитов.

1403099325_bankВ результате, предприниматели, желающие получить кредит, вынуждены по несколько месяцев обивать пороги финучреждений. Подносить все новые и новые справки, что при этом не гарантирует положительного заключения о выделении займа. Сложности с получением займов, особенно «длинных», которые служат у бизнеса основой долгосрочных капитальных вложений, ставят под сомнение обещанное «экономическое процветание» региона. Особенно в наступившем периоде нестабильности российской валюты. Ситуативность и нестабильность хозяйственных связей между бизнес-субъектами только усугубляют ситуацию.

Обещано, что в Крыму в течение ближайших четырех лет за счет привлечения инвестиций заработают четыре индустриальных парка, с созданием более трех тысяч рабочих мест. Неопределенность со сроками постройки Керченского моста обнаруживает несостоятельность подобного заявления. Добавим к этому воздействие экономических санкций со стороны стран, которые являются ведущими производителями и поставщиками высокотехнологичного оборудования. А также полную неопределенность с обретением Крымом энергетической самостоятельности и непригодность логистической инфраструктуры для внедрения подобных проектов.

Учитывая все эти факторы, эксперты, в отличие от обещанного «дождя» иностранных вложений, предрекают будущей свободной экономической зоне состояние внутреннего оффшора. Подтверждает мнение экспертов Сергей Аксенов, который заявил, что в Крым придут только «серые» инвестиции в виде аффилированных компаний.

Напомним, поступившие в этом году иностранные инвестиции вопреки обещаниям также ушли «в минус». По последней отчетности Крымстата прямые иностранные инвестиции в экономику Крыма составили  $26,2 миллиона. Тогда как в прошлом году среднеквартальный показатель поступления инвестиций превышал поступления нынешнего года в 1,7 раза. Не придает привлекательности Крыму и отпугивает инвесторов происходящая с марта «национализация» государственной и частной  собственности.

crimearussТуристическая отрасль, определенная как один из локомотивов будущего крымского «экономического чуда», показала скромные результаты. Из обещанных 8 миллионов туристов в Крым добрались только 3 миллиона. В этом году чиновники насчитали, что 70% туристов – россияне, 28% – украинцы, а 2% – из других стран.

В прошлом году соотношение отдыхающих из Украины и России было ровно противоположным. Точно так же поменялось соотношение организованных и неорганизованных туристов. Если раньше 80% отдыхающих останавливалось в частном секторе, а 20% – в здравницах, то теперь статистика кардинально изменилась. 80% отдохнули в учреждениях санаторно-курортного комплекса, 20% – «дикари». Частные средства размещения и обслуживающая их инфраструктура из-за уменьшения количества приезжих «дикарей» лишилась значительной доли заработков. Региональный, так называемый «зеленый» туризм, нынешняя крымская власть и вовсе предала забвению. При этом, профильное ведомство посчитало нынешний курортный сезон удачным.

В потоке популизма, запущенном десять месяцев тому назад в различных коммуникативных источниках, реалиями пока являются принятые на бумаге долгосрочные программы развития: федеральные и республиканские. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 11 августа 2014 г. N 790 утвердило Программу «Социально – экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Целями программы являются «интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений для обеспечения устойчивого экономического развития».

lakeЗадачи программы на 2015 – 2020 годы: «устранение ограничений транспортной инфраструктуры;  устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона; устранение ограничений инженерной инфраструктуры; развитие социальной сферы; обеспечение межнационального согласия». Общий объём финансирования программы – 681,2 млрд руб., из них средства федерального бюджета – 658,2 млрд руб. Также принята федеральная «Долгосрочная программа развития промышленности Крымского федерального округа на период до 2020 года». «Правительство» Крыма утвердило, в том числе, программу развития  водохозяйственного комплекса в Крыму до 2017 года, программу развития транспортно-дорожного комплекса Крыма,  программу «Экономическое развитие и инновационная экономика»”.

Но следует учитывать, что дотации из бюджета, в отличие от инвестиций, обеспечивающих круговорот финансовых потоков, проедаются и создают инфляционные риски, особенно опасные при падении промышленного производства и ущербности финансовой системы. Государственные инвестиции в условиях территориальной изоляции еще больше развращают экономическую активность региона, поощряют коррупцию. В итоге получается не рост, а перенасыщение  денежными знаками, которые или провоцируют инфляцию, или бегут в страны с лучшим инвестиционным климатом.

Оптимизма представителям как федеральной, так и крымской власти, по всему видно, не занимать. Впрочем, как и бурной энергии в перекраивании прошлого Крымского полуострова с целью оправдания аннексии. Единственное обещание, которое имеет реальное право на существование – это заявление Владимира Константинова о сроках завершения переходного периода. По его мнению, переходный период в Крыму, связанный с присоединением Крыма к России, будет завершён после постройки Керченского транспортного перехода. Со всеми вытекающими отсюда для крымчан последствиями…